Понятие и классификации источников экологического права.

Источники – это нормативно-правовые акты, направленные на регулирование экологических отношений.

Все источники экологического права следует классифицировать по следующим основаниям.

Во-первых, по юридической силе (это основное деление): законы и подзаконные акты.

В числе ныне существующих законов:

Основной закон – Конституция РФ.

Среди ФКЗ – наибольшее значение имеет ФКЗ «О правительстве», так как Правительство наделяется большими полномочиями в сфере координирования в экологической среде.

ФЗ. Основополагающий – ФЗ «Об охране окружающей среды», на его базе – ФЗ «Об экологической экспертизе», ФЗ «О радиационной безопасности, об атомной энергетике»… Этот перечень у нас есть в практике – можно посмотреть самим.

Подзаконные акты.

Указы Президента. Президент определяет основные направления государственной экологической политики.

Указ Президента «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию».

Многочислены постановления и распоряжения Правительства (ведь он координирует).

Множество постановлений об утверждении положений органов в области использования окружающей среды, также распоряжение Правительства «Об утверждении экологической доктрины»…

Министерства и ведомства издают тоже.

Особенно касается это Министерства природных ресурсов. Приказы, инструкции министерств и ведомств конкретизированы, узко направлены и призваны детализировать другие акты.

Законы субъектов РФ.

Подзаконные акты, принимаемые органами исполнительной власти субъектов РФ.

Есть и акты органов местного самоуправления…

Очень большое количество источников, присутствует на всех уровнях.

Следующее основание. По предмету регулирования.

Они делятся на: общие и специальные источники.

Общие источники характеризуются тем, что предмет их регулирования широк (предмет – широкий круг правоотношений), и включает в себя как экологические правоотношения, так и не являющиеся таковыми.

К числу общих источников можно отнести Конституцию РФ, Градостроительный Кодекс (экологические требования, предъявляемые к градостроительной деятельности).

Специальные от общих источников отличаются тем, что предметом своего регулирования имеет только экологические или преимущественно экологические правоотношения.

Яркий пример – ФЗ «Об охране окружающей среды», там чисто экологические. Смешанные (преимущественно) – это ЗК РФ, ЛК РФ, ВК РФ, ФЗ «О недрах», ФЗ «Об особо охраняемых территориях и объектах»…

Третье основание классификации – по направленности правового регулирования.

Все источники делятся на: материальные и процессуальные.

Материальные источники предметом своего регулирования имеют отношения, направленные на использование компонентов природной среды

Материальными источниками являются природоресурсное законодательство – ФЗ «О животном мире», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ВК РФ, ЛК РФ, ЗК РФ…

Процессуальные источники регулируют отношения по процессу (или процедуре) использования природных ресурсов, природных объектов.

Примером процессуальных источников – в земельном законодательстве есть ряд процедур, регулирующих предоставление земельных источников для различных нужд и целей. ФЗ «Об экологической экспертизе», для того, чтобы осуществлять планируемую хозяйственную деятельность – нужно пройти экологическую экспертизу (и есть акт Правительства, подробно расписывающий все порядке проведения экологической экспертизы). Проведение различных согласований, разрешений на совершение действие – скажем, строительства, получение лицензии – всё это носит процессуальный характер.

Четвёртое основание – по характеру нормативно-правовых актов.

Делятся на: кодифицированные и не являющиеся таковыми.

В числе источников экологического права достаточно много кодифицированных актов: ЗК РФ, ВК РФ, ЛК РФ…

Есть и просто ФЗ: ФЗ «О животном мире», ФЗ «О недрах», они не являются кодифицированными актами, но ничем не уступают кодифицированных (не кодифицированных большинство).

Пятое основание. По степени значимости в регулировании экологических отношений.

Делятся на: основные и вспомогательные.

Основные источники составляют конструкцию действующего экологического законодательства, потому как закрепляют основные принципы, приоритеты природоохранной деятельности, закрепляют правила общего характера, которые распространяются на неопределённый круг лиц.

Здесь в Конституции, ФЗ «Об охране окружающей среде», ЗК РФ, ВК РФ, ЛК РФ (природоресурсное законодательство).

Вспомогательные акты, в отличие от основных, носят технико-юридический характер – то есть позволяют правильно применить тот или иной закон или ту или иную норму закону.

ПО количеству вспомогательных актов экологическое право занимает первое место, ведь к ним относятся технические регламенты, санитарные, строительные нормы и правила, государственные стандарты (ГОСТы и ОСТы), санитарное законодательство, гигиенические нормативы… Это всё направлено на охрану здоровья населения и тем самым обеспечивается охрана окружающей среды.

В числе источников выделяют нормы, содержащиеся в международно-правовых договорах. Они имеют приоритет преед нормами российского законодательства и занимают особое место.

Неоднозначное отношение к нормам судебной практики. Кто-то считает, что Постановления Президиумов и Пленумов являются источниками, а кто-то – что нет. Но правоприменитель всегда опирается на толкования этих судов (так как экологическое право изобилует пробелами).

Для того, чтобы источник стал источником данной отрасли права, он должен соответствовать следующим критериям:

Во-первых, нормативно-правовой акт должен содержать эколого-правовые нормы и иметь объективно выраженную форму – в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом. Причём иметь такую форму, которая прямо определена законом.

И, во-вторых, нормативно-правовой акт должен быть принят в установленной законодательством процессуальной форме правотворчества.

Наши рекомендации