Законодательство РБ в регулировании вопросов природопользования
Подведомственными Минприроды Республики Беларусь органами управления природопользованием на местах являются 6 областных, Минский городской комитеты и 121 гор(рай)инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые выполняют в местном масштабе те же функции, что и головное министерство. Кроме того, они применяют и меры административного воздействия к субъектам, наносящим ущерб окружающей среде: налагают штрафы, направляют представления в судебные органы и пр.
В систему Минприроды входят также департамент гидрометеорологии, который проводит мониторинг состояния поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, радиоактивного загрязнения природной среды; департамент по геологии, в компетенции которого, помимо геолого-разведочных функций, находится мониторинг состояния подземных вод и проведение исследований, связанных с воздействием на них аварии на ЧАЭС. В систему Минприроды входят и научные организации: Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов (ЦШШКИВР); Белорусский научно-исследовательский геолого-разведочный институт (БелНИГРИ); Республиканский научно-технический центр дистанционной диагностики природной среды «Экомир»; Белорусский научно- исследовательский центр «Экология».
Иными специально уполномоченными органами госуправления в области охраны окружающей среды являются:
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. На него возложено решение всех задач, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, радиоактивного загрязнения, последствий, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями и катастрофами. При министерстве функционирует департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике;
Министерство здравоохранения Республики Беларусь. В его ведении находится санитарно-эпидемиологическая служба, а к компетенции органов санитарного надзора отнесены вопросы гигиены труда, контроль за качеством питьевой воды и продуктов питания, соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и иных территорий населенных пунктов;
Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь. Осуществляет контроль за состоянием, использованием, воспроизводством и охраной лесов, а также ведет их государственный учет и государственный лесной кадастр;
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь: отвечает за качество воды, используемой для орошения, применение пестицидов и их воздействие на экологическое состояние почв;
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь. Осуществляет координацию и методическое руководство деятельностью местных органов власти по эксплуатации источников водоснабжения, канализационно-очистных систем и систем удаления и переработки твердых отходов;
Министерство внутренних дел Республики Беларусь. Обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств, а также оказывает иное содействие природоохранным органам при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды. В его составе имеются и подразделения экологической милиции;
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Выполняет природоохранные функции путем предотвращения вывоза животных и растений, занесенных в Красную книгу, а также препятствуя незаконному ввозу товаров, представляющих экологическую опасность;
Комитет по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС при Совете Министров Республики Беларусь. Решает экологические и социальные проблемы, возникшие вследствие радиоактивного загрязнения территорий после чернобыльской катастрофы;
Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь. Занимается вопросами учета земель, ведением государственного земельного кадастра, осуществляет контроль за использованием и охраной земель, руководит землеустроительной службой;
Управление делами Президента Республики Беларусь. Осуществляет руководство природоохранной деятельностью на территории национальных парков и заповедников;
Государственная инспекция по охране растительного и животного мира при Президенте Республики Беларусь. Обобщает информацию о состоянии ресурсов животного и растительного мира; обеспечивает государственный контроль за использованием охотничье-промысловых видов животных, промысловых запасов рыб и водных беспозвоночных; осуществляет рыбоохранную деятельность.
Значительную роль в организации контроля за качеством окружающей среды и обеспечением экологической безопасности хозяйственной деятельности выполняют общественные организации и объединения: Белорусское общество охраны природы, Белорусское общество охотников и рыболовов, Белорусское молодежное движение «Белая Русь», Белорусский социально - экологический союз, Белорусская экологическая партия «зеленых».
На уровне субъектов хозяйствования управление природоохранной деятельностью осуществляет их администрация (чаще всего один из заместителей директора предприятия является ответственным за охрану окружающей среды). Функции управления в области охраны окружающей среды на предприятиях состоят в планировании природоохранных мероприятий, эксплуатации основных природоохранных фондов и контроле за выбросами (сбросами) загрязнений.
Эти функции выполняет, как правило, группа охраны природы при главном инженере, главном энергетике или главном технологе. В природоохранный комплекс предприятия входят участки очистных сооружений и водоканализации, газопылеулавливающие установки, санитарно-промышленные лаборатории. Количество работающих в природоохранных подразделениях может составлять 3-5% от общей численности рабочих.
Определенные природоохранные функции осуществляет и отдел техники безопасности: проверку работы вентиляционных, санитарно-технических систем и т.п.
Важное место в природоохранной деятельности принадлежит заводским лабораториям, которые осуществляют контроль за состоянием сточных вод, работой очистных сооружений. Их деятельность в свою очередь контролируется районными санитарно-эпидемиологическими станциями, органами водоочистки, Минприроды и его подведомственными организациями. Реализация природоохранных функций субъектов хозяйствования должна способствовать совершенствованию технологии производства, ремонтно-эксплуатационных и наладочных работ, безаварийной работе оборудования, своевременному выполнению планово-предупредительного и текущего ремонта.
2.2. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального природопользования
Важной функцией управления является прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, или эколого-экономическое прогнозирование и планирование. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления. Природа, как известно, инерционна, консервативна, изменения в ней происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. В связи с этим огромное значение приобретает заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия хозяйственного развития. Такой прогноз предполагает, прежде всего, определение основных направлений и масштабов воздействия хозяйственной деятельности на качество окружающей среды, рассматриваемой как важнейшее условие жизни людей и устойчивого экономического роста.
В системе государственного планирования бывшего СССР эколого-экономическое планирование сформировалось намного позже, чем другие направления. Оно охватывало намечаемые мероприятия по сохранению и восстановлению природно-ресурсного потенциала страны, обеспечению его рационального и комплексного использования, снижению отрицательного воздействия промышленного и сельскохозяйственного производства, жилищного и коммунального хозяйства городов на окружающую среду. Впервые раздел «Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов» был включен в государственный план развития народного хозяйства на 10-ю пятилетку (1975-1980 гг.). Задания по охране природы устанавливались в целом по СССР, союзным республикам, министерствам и ведомствам, отдельным регионам и городам; определялись объемы капитальных вложений и ввод в действие природоохранных мощностей и объектов. К сожалению, эколого - экономическое планирование, как и вся система централизованного планирования, оказалось недееспособным в результате несбалансированности планов, т.е. несоответствия между плановыми заданиями и определенными для их осуществления финансовыми и материальными ресурсами.
Новые подходы к эколого-экономическому планированию были определены при разработке Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на 1991 -1995 гг. и на перспективу до 2005 г. В этой программе была дана объективная оценка состояния природной среды по СССР и отдельным регионам, выделены зоны с неблагополучной экологической ситуацией.
Природоохранная концепция, долгосрочные цели и основные направления их решения впервые обосновывались с учетом перехода к рыночной экономике. Ставилась задача разработать и ввести в действие новый хозяйственный механизм рационального природопользования на основе применения преимущественно экономических методов управления в сочетании с правовыми и воспитательными мерами.
Соответственно в Беларуси была разработана и принята Республиканская комплексная программа охраны окружающей среды (программа «Экология») на 1991-1995 годы и на перспективу до 2000 года. Развитие кризисных явлений в экономике Беларуси, прекращение финансирования ряда экологических программ из общесоюзных фондов не позволили в полном объеме выполнить эту программу. Особенно негативно это сказалось на ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
После получения статуса независимого государства эколого - экономическое прогнозирование и планирование в Беларуси осуществляются на основе действующих нормативно-правовых документов международного сообщества и законодательства Республики Беларусь. С началом рыночного реформирования экономики функции и содержание планирования резко изменяются на всех уровнях управления. Планирование утрачивает свой директивный характер, становится индикативным, т.е. направляющим, рекомендательным, ориентирующим, координирующим действия и интересы государства и других субъектов хозяйствования. Но в условиях экономического кризиса индикативные планы включают как показатели-ориентиры, имеющие лишь информационное значение для предприятий, так и директивные показатели (в частности, госзаказ), экономические регуляторы (цены, налоги, ставки, экономические нормативы).
Порядок прогнозирования и программирования мероприятий по охране окружающей среды закреплен в законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (ст. 80 в редакции 2002 г.). Принятая в Беларуси государственная экологическая политика нашла отражение также в программах (прогнозах, планах) социально-экономического развития страны и других документах, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (1998). Данным законом определено, что основополагающим документом для всех долго-, средне- и краткосрочных государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны является Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития (НСУР), разрабатываемая один раз в пять лет на 15-летний период. НСУР разрабатывается в соответствии с рекомендациями Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро и международными методиками. В ней намечаются основные стратегические цели, задачи, базовые принципы и основные приоритеты социально-экономической и экологической политики Республики Беларусь. На основе НСУР осуществляется разработка Основных направлений социально-экономического развития на 10-летний период, в которых есть обязательный раздел «Состояние окружающей среды и меры по ее улучшению».
На 5-летний период разрабатывается Программа социально-экономического развития Республики Беларусь, содержащая разделы «Природно-ресурсный потенциал» и «Рациональное природопользование и охрана окружающей среды». В годовых прогнозах социально-экономического развития имеется раздел «Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов», в котором наиболее детально представлены экологические параметры - лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ, показатели использования природных ресурсов, расчет объема капитальных вложений, направляемых на охрану окружающей среды, перечень природоохранных мероприятий и затраты на их проведение, доведение заданий до областей и Минского горисполкома, отдельных министерств, ведомств и предприятий.
Помимо плановых документов социально-экономического развития, содержащих прогнозные показатели в области реализации экологической политики, в Республике Беларусь разрабатывается целый ряд «специализированных» программ, комплексных схем, планов, прогнозов природоохранного планирования на государственном, территориальном и отраслевом уровнях. Основополагающим документом такого рода следует назвать принятый на период 2001-2005 гг. Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь (НПДООС). Мероприятия, намеченные в нем, в свою очередь конкретизируются в документах отраслевого и территориального планирования.
НПДООС предполагает логическое продолжение реализации природоохранных мер, предусмотренных предыдущими национальными программами по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды (на периоды 1991-1995 гг. и 1996-2000 гг.), и ставит следующие цели:
• дальнейшее снижение вредного антропогенного воздействия на окружающую среду и улучшение экологической обстановки - одного из факторов, обеспечивающих физическое, психологическое и социальное благополучие населения республики;
• последовательную экологизацию всех звеньев общественного производства как неотъемлемой части процесса достижения устойчивого развития и жизнедеятельности общества;
• защиту наиболее уязвимых и ценных экосистем и биологических видов.
Исходя из этих целей, НПДООС предусматривает меры по решению следующих первоочередных задач:
• реализации конкретных мероприятии, направленных на снижение вредного воздействия на окружающую среду;
• решения экологических проблем наиболее эффективными способами, включая:
- совершенствование техники и технологических процессов, надлежащую организацию производства и обеспечение предприятий необходимым природоохранным оборудованием;
- совершенствование экономического механизма природопользования;
- совершенствование организационной структуры управления природопользованием и охраной окружающей среды;
- совершенствование нормативной правовой базы природопользования и охраны окружающей среды;
- совершенствование системы информации по природопользовании и охране окружающей среды, включая расширение доступа общественности к экологически значимой информации;
- улучшение контроля за состоянием окружающей среды и здоровья населения;
- совершенствование образования и воспитания в области природопользования и охраны окружающей среды;
- расширение и укрепление международного сотрудничества.
В НПДООС дана оценка современного состояния природной среды, определен приоритет в использовании природных ресурсов и природоохранной деятельности, отмечены первоочередные задачи по обеспечению управления и контроля за выполнением требований и мероприятий, нормативно-правовому и информационному обеспечению, совершенствованию экономического механизма природопользования и т.п. Выделяются неотложные природоохранные меры в отдельных отраслях народнохозяйственного комплекса страны - промышленности, энергетике, на транспорте, в сельском и лесном хозяйстве, приводится перечень основных строек и объектов и пр.
Решение экологических проблем требует проведения глубоких и всесторонних комплексных научных исследований. Этим продиктована разработка и реализация государственных научно-технических программ. Главной целью таких программ является обоснование научных и технических решений, обеспечивающих повышение уровня обеспечения страны собственными природными ресурсами, внедрение экологобезопасных и ресурсосберегающих технологий, направленных на эффективную защиту среды и уменьшение антропогенного воздействия на природные экологические системы.
Спецификой эколого-экономического планирования в Беларуси является поиск взаимосвязанного решения экологических проблем и ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Беспрецедентное по площади, уровням и продолжительности действия радиационное загрязнение резко ограничило природно-ресурсный потенциал страны, потребовало огромных затрат на снижение радиационной опасности. Ряд сложных научно-технических проблем в зоне экологического бедствия решается в соответствии с государственными программами Республики Беларусь по минимизации и преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, начиная с 1991 года, были приняты три пятилетние программы. В целях минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС и социально-экономической реабилитации территорий, загрязненных радионуклидами, предусматривается регулярное проведение на пострадавших территориях радиационно-экологического мониторинга, осуществление комплекса мероприятий по реабилитации загрязненных сельхозугодий, предотвращение переноса радионуклидов на более чистые территории. Важное место отводится разработке радиационно-гигиенических паспортов населенных пунктов, что служит основой планирования и реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности загрязненных территорий.
Объектами природоохранного прогнозирования и планирования являются и отдельные природные комплексы, и экологические системы. По некоторым природным комплексам Беларуси составлены схемы охраны природы, которые включают оценку современного состояния природной среды, прогноз природных процессов в условиях антропогенного воздействия, комплекс мер, необходимых для стабилизации и улучшения природной среды. В разный период разрабатывались схемы комплексного использования и охраны водных и земельных ресурсов бассейна р. Западная Двина, оз. Нарочь и других природных объектов. Были составлены Схема рационального природопользования Белорусского Поозерья и Схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь. Взаимосвязанный анализ современного и перспективного состояния природной среды и развития хозяйства как источника антропогенных нагрузок на экологические системы позволяет в названных схемах определить стратегические направления использования природных ресурсов, охраны природы и создания условий для достижения экологической стабильности на территории природного комплекса.
Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется на территориальном и отраслевом уровнях. Территориальное прогнозирование и планирование на государственном уровне призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости территории. На местах планы-прогнозы охраны окружающей среды разрабатываются соответствующими территориальными исполнительными органами управления с участием общественных экологических организаций. Составлены областные, районные, городские планы действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Намечаемые в них мероприятия увязываются с основными положениями НПДООС. Проектно-планировочные работы, выполняемые для промышленных и сельскохозяйственных территорий, пригородных зон, курортов, районов массового отдыха и туризма, в обязательном порядке включают комплекс природоохранных мероприятий.
С начала 90-х годов ведется разработка территориальных комплексных схем охраны окружающей среды Беларуси. Цель подобных схем - определение комплекса мероприятий по охране природы, предотвращению и ликвидации негативного влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду, сохранения ее параметров и поддержания экологического равновесия. Такие схемы составлены для ряда городов и регионов Беларуси: Речицы и Гомеля с прилегающими районами, Жлобина, Могилева и области, намечается их разработка для Минска, Витебска, Новополоцка, Мозыря и некоторых других городов с неблагополучной экологической ситуацией.
Отраслевое природоохранное прогнозирование и планирование проводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов. Примером отраслевого природоохранного планирования является Государственная программа охраны и рационального использования земель, Схема рационального использования и охраны торфяных ресурсов Республики Беларусь на период до 2010 года. Намечается разработка еще ряда отраслевых программ, отражающих экологические аспекты отдельных народнохозяйственных комплексов и отраслей экономики, — «Экология и энергетика», «Экология и транспорт», «Экологизация сельского хозяйства» и др.
На крупных и средних предприятиях (объединениях) самостоятельно разрабатываются планы мероприятий по охране окружающей среды в тесной увязке с бизнес-планами производства. Обычно в них находят отражение следующие аспекты природоохранной деятельности: разработка и совершенствование технологических процессов с целью сокращения негативного воздействия на окружающую среду; строительство, реконструкция и оборудование природоохранных и ресурсосберегающих объектов; содержание и эксплуатация очистных сооружений и утилизационных установок, повышение эффективности их использования; планируемое снижение (при расширении производства возможно увеличение) выбросов (сбросов, отходов) по отношению к предыдущему году; разработка экологического паспорта предприятия; контроль за работой природоохранных объектов, экологический аудит и др. Определяется общая сумма природоохранных затрат, в т.ч. объем капитальных вложений; источники финансирования (собственные природоохранные фонды, местные бюджеты и др.); сроки начала и окончания работ; освоение средств поквартально; ожидаемый природоохранный эффект.
Таким образом, в стране функционирует достаточно отлаженная система природоохранного планирования, основанная на соподчиненности плановых документов и прогнозных показателей как по горизонтали, так и по временной вертикали (но «принципу матрешки»).
Основные блоки эколого-экономического прогнозирования во взаимосвязи с системой государственных прогнозных документов социально-экономического развития страны представлены на рис. 2.3.
Реализация государственной экологической политики требует дальнейшего совершенствования системы прогнозирования природопользования и природоохранной деятельности в целях обеспечения плановых и прогнозных документов необходимыми для их выполнения материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами; достижения реальности и эффективности каждого из выделенных блоков эколого-экономического планирования; соблюдения технологической последовательности разработки планов по охране окружающей среды и их согласования с частными и комплексными прогнозами (программами, планами) экономического и социального развития страны