Функции управления природопользованием
Управление природопользованием предполагает осуществление целого ряда специфических функций,то есть видов деятельности, воздействующих на эколого-экономические отношения. Общими для всех отраслей и звеньев управления природопользованием являются следующие функции:
- нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окружающей среды и природопользования;
- учет природных объектов и ведение природных кадастров;
- осуществление мониторинга окружающей среды;
- экологический контроль, экспертиза и аудит;
- эколого-экономическое прогнозирование и планирование;
- экономическое стимулирование природоохранной деятельности;
- разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, применение санкций за нарушение природоохранного законодательства.
До недавнего времени наиболее распространенными и действенными в системе государственного управления природопользованием были административные методы. Они применялись в условиях монопольного владения государства природными ресурсами, установления правовых норм и порядка воздействия на окружающую среду заинтересованными ведомствами - природопользователями, а также сохранения предприятий, наносящих ущерб природе, в десятки раз превышающий стоимость выпускаемой продукции. В такой обстановке только административное управление позволяло без применения жестких экономических санкций (которые попросту разорили бы предприятие) в какой-то мере сдерживать эколого-катастрофические ситуации.
7. Общесистемные функции административного управления обычно включают следующие виды деятельности:
- планирование, в том числе формирование целей, задач, определение необходимых ресурсов для их выполнения (материальных, финансовых, кадровых), формирование приоритетов, прогнозирование результатов;
- проведение организационных мероприятий с выполнением детальной классификации предстоящих работ;
- подбор и расстановку кадров, повышение их квалификации с учетом новых задач и выдвигаемых требований;
- технологическое и санитарно-гигиеническое нормирование хозяйственной деятельности, нормирование качества выпускаемой продукции и окружающей среды;
- выполнение контрольных и учетных функций, лицензирование различных видов природопользования, осуществление мониторинга окружающей среды, разработка экологических правил, нормативно-правовых актов и т.п.
Основными инструментами административного регулирования являются стандарты, нормы, нормативы, законы, постановления, руководства, применяемые государственными природоохранными органами, а также ряд разрешений или запретов на природопользование, ограничения, лимиты, система надзора за деятельностью субъектов хозяйствования и т.п.
Центральное место в административном регулировании принадлежит системе экологических стандартов (нормативов), которая подразумевает установление единых и обязательных для всех объектов управления экологических норм и требований.
Экологические стандарты охватывают все аспекты загрязнения окружающей среды, и соответственно этому в мировой практике различают следующие их виды.
Стандарты качества окружающей среды, регламентирующие допустимое состояние воздушного, водного бассейнов, почв и других природных сред. Устанавливаются по уровню концентрации загрязнений в природной и техногенной средах, который не должен превышать ПДК для каждого из загрязнителей. Поскольку возможный эффект зависит от времени воздействия, то есть от полученной дозы, выделяют нормативы ПДК среднесуточные и максимальные разовые. Впервые нормативы качества атмосферного воздуха были установлены в СССР в 1951 г. для десяти самых распространенных загрязнителей: оксидов серы, азота, углерода, взвешенных веществ, сероуглерода, сероводорода. В 1968 г. аналогичные стандарты имелись уже в 8 странах.
Стандарты воздействия на окружающую среду определенного производственного процесса - эмиссионные стандарты - регламентируют уровень выбросов/сбросов из данного точечного источника (трубы) после применения очистного оборудования. Расчеты таких стандартов, называемых предельно допустимыми выбросами/сбросами (ПДВ, ПДС), проводят с учетом рассеивания выбросов, наложения их на фоновое загрязнение и суммирования выбросов/сбросов всех источников.
В некоторых случаях в качестве компромисса устанавливаются временные нормативы - временно согласованные выбросы/сбросы (ВСВ, ВСС), - когда по каким-то объективным причинам нормативы ПДВ(С) не могут быть соблюдены. Временные нормативы устанавливаются на определенный ограниченный срок с условием достижения уровня ПДВ(С) в результате реализации соответствующей программы по сокращению выбросов/сбросов.
Технологические стандарты устанавливают определенные экологические требования к технике, оборудованию, процессам производства или очистной технологии. В Германии, например, существуют весьма жесткие нормативы выбросов для котлов, работающих на органическом топливе. В большинстве стран введены также нормативы на выбросы сжигающих установок, отработавших газов автотранспорта и др.
Стандарты качества продукции, или товарные стандарты, регламентируют экологичность продуктов, изделий, сырья и т.д. (нормативы содержания тех или иных вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде и т. п.).
Начало рыночных преобразований требует безусловного соблюдения странами СНГ единых норм и правил, выработанных международным сообществом. Международная организация по стандартизации (ИСО), объединяющая более 100 государств, разрабатывает не только единые стандарты методов контроля качества окружающей среды, но и экологического управления - стандарты ИСО серии 14000, включающие требования и руководство по внедрению и использованию системы экологического управления, руководство по экологическому аудиту, основные принципы экологической маркировки, принципы оценки жизненного цикла продукции.
Помимо экологических стандартов (нормативов), административное регулирование предполагает широкое применение правовых рычагов, мер административного воздействия на виновников загрязнения (запреты, ограничения, лицензии и пр.).
Так, прямые запреты на производство продукции или использование первичных ресурсов применяются, когда это становится жизненно необходимым. Например, было запрещено применение высокотоксичного пестицида ДДТ после того, как выяснилось его губительное воздействие на иммунную систему живых организмов, а согласно Венской конвенции об охране озонового слоя (22 марта 1985 г.) и Монреальскому протоколу (16 сентября 1987 г.) по веществам, разрушающим озоновый слой, к концу XX в. предполагался полный запрет на производство и потребление хлор-фторуглеродов, приводящих к разрушению озонового слоя. Если же масштабы воздействия (потребление или производство какого-либо вещества, лов рыбы, вырубка лесов и т.п.) должны быть лишь ограничены, то вводятся лимиты, или квоты. Иногда введение лимитов предшествует полному запрету, как в случае с производством озоноразрушающих веществ. Мировое сообщество приняло решение поэтапно отказаться от их применения.
Разрешения, или лицензии, выдаются природопользователям, желающим закрепить юридическое право на проведение хозяйственной или иной деятельности при заданных экологических ограничениях и природно-ресурсных лимитах. Лицензии дают право на пользование одним видом природного ресурса (или на один вид воздействия на окружающую среду) в установленном месте и на определенных условиях, выдаются на определенный срок и возобновляются через установленное время. В большинстве постсоветских государств выдаются специальные лицензии на пользование ресурсами недр, водо-, земле- и лесопользование, а также разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, отстрел охотничьих животных, вылов рыбы.
В странах ЕС выдача разрешения на выбросы является обязательной процедурой для всех крупных промышленных объектов и энергетических установок. В США разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу хозяйствующими субъектами осуществляются администрацией Штатов при условии достижения ими национальных стандартов качества воздуха.
Главный принцип административного управления природопользованием в Беларуси - разрешительно-запретительный. Минприроды Республики Беларусь и его органами (или другими уполномоченными властными структурами) устанавливаются лимиты на пользование природными ресурсами, выбросы/сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и т.д. и в соответствии с ними субъектам хозяйствования выдаются разрешения на природопользование (разрешения на заготовку леса (лесорубочный билет), на специальное водопользование, на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и т.п.).
Ответственные работники Минприроды и его органов или других уполномоченных властных структур имеют право приостанавливать деятельность хозяйствующих субъектов в случае их несоответствия экологическим требованиям, составлять протоколы и налагать административные взыскания на граждан и должностных лиц за нарушения природоохранного законодательства.
Переход экономики на рыночные рельсы требует расширить сферу применения экономических методов управления. Эти методы в широком смысле объединяют механизмы регулирования процессов природопользования, создающие материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в рациональном использовании и охране богатств природы. Экономические методы управления предполагают использование стоимостных рычагов, побуждающих все хозяйственные звенья к реализации государственной экологической политики. Однако успешное применение стоимостных механизмов возможно лишь при четко регламентируемой системе государственных стандартов, разработка и реализация которых требуют использования административных методов, директивно ограничивающих нерациональное природопользование посредством нормативно-правового механизма. Последний предполагает применение таких инструментов, как экологическое законодательство, прогнозирование и планирование природопользования и природоохранной деятельности, лицензирование природопользования, нормирование качества окружающей среды, лимитирование объемов выбросов загрязнений и др.
В условиях реформирования экономики, перехода к рыночным отношениям снижается степень вмешательства государственных структур в хозяйственную деятельность производителей, расширяется свобода действий хозяйствующих субъектов в реализации экологических и производственных проектов, сужается область применения управленческих функций властных структур. В рыночной экономике управление развертывается на уровне производственного объекта и сводится к планированию и контролю за эксплуатацией очистных сооружений, выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду и т.п.
На макроуровне воздействие властных структур приобретает характер регулирования. Регулирование природопользования, или экологическое регулирование, представляет собой систему способов и мер государственного воздействия на экологизацию общественного развития посредством гармоничного сочетания механизмов административного управления (нормативно-правовых и организационно-хозяйственных) и экономического стимулирования.