Тема 7. Экологические правонарушения и юридическая ответственность
Понятие, особенности и виды эколого-правовой ответственности*. Основания и виды ответственности. Дисциплинарная, административная, гражданско-правовая (материальная) и уголовная ответственность. Ответственность физических и юридических лиц. Понятие и состав экологического правонарушения, его отличие от других видов правонарушений. Виды вреда, причиняемого экологическими правонарушениями. Экологический риск и его пределы. Роль органов прокуратуры, внутренних дел, арбитражного суда и иных органов, применяющих санкции за правонарушения.
Тема 8. Возмещение вреда, причиненного экологическими правонарушениями
Понятие экологического и экономического вреда, причиненного экологическими правонарушениями. Принципы возмещения вреда, причиненного природной среде*.
Возмещение вреда, причиненного источником повышенной экологической опасности.
Возмещение вреда, причиненного выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в атмосферный воздух и водные объекты, а также за размещение промышленных и бытовых отходов.
Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей природной среды. Исковые требования в суды и в арбитражные суды о прекращении экологически вредной деятельности. Порядок разрешения споров субъектами экологических правоотношений, вытекающих из факта нарушения экологическою законодательства и возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу граждан.
Тема 9. Международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды
Концепция международно-правовой охраны окружающей природной среды, ее основные положения. Объекты международно-правовой охраны окружающей природной среды. Принципы международного сотрудничества в сфере охраны окружающей природной среды, формы международного сотрудничества*.
Международно-правовая охрана космического пространства, атмосферы, мирового океана, рек, животного и растительного мира, памятников природы.
Международные договоры, соглашения, конвенции в области охраны окружающей природной среды.
Международные организации в области охраны окружающей природной среды.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Самостоятельная работа студентов включает изучение литературных источников, выполнение домашних заданий, подготовку и анализ материалов по темам пропущенных занятий.
Самостоятельная работа студентов включает изучение нормативных актов, научных и учебных источников, выполнение домашних заданий, решение контрольных задач, подготовку и анализ материалов по темам занятий. В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся включены: темы для самостоятельного изучения, рабочая тетрадь, вопросы для самоконтроля знаний, тесты.
№ п/п | Вид учебно-методического обеспечения | Кол-во |
1. | Вопросы по каждой теме для самостоятельного изучения | |
2. | Рабочая тетрадь | |
3. | Темы докладов, сообщений | |
4. | Под контролем преподавателя решение задач, выполнение практических заданий на компьютере | |
5. | Вопросы к экзамену (зачету) |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем.
Промежуточным контролем знаний студентов являются контрольные работы по ключевым темам изучаемой дисциплины.
Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Один семестровый экзамен выражается 1 зачётной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов).
Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.
Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету / экзамену
1. Понятие экологического права.
2. Принципы экологического права.
3. Система курса «Экологическое право».
4. Источники экологического права.
5. Общая характеристика Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды».
6. Соотношение экологического права с другими отраслями права.
7. Экологические отношения, нормы и правоотношения.
8. Природа как объект использования и охраны.
9. Задачи государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
10. Объекты международно-правовой охраны окружающей природной среды.
11. Классификация органов управления природопользованием и охраны окружающей среды.
12. Понятие и содержание природопользования.
13. Стандартизация в области природопользования и охраны окружающей среды.
14. Государственные кадастры и их виды.
15. Понятие экологического контроля и его задачи.
16. Экологическая экспертиза.
17. Система и компетенция органов государственного экологического контроля.
18. Государственный мониторинг природной среды.
19. Право государственной собственности на природные объекты.
20. Право частной собственности на природные объекты.
21. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.
22. Права и обязанности собственников природных объектов.
23. Международно-правовая охрана окружающей природной среды.
24. Возникновение, изменение и прекращение права природопользования.
25. Правовой режим использования земель.
26. Право частной собственности на землю.
27. Права и обязанности собственника земли, землепользователя и арендатора.
28. Понятие и содержание правовой охраны земель.
29. Правовой режим недропользования.
30. Правовой режим водопользования.
31. Государственный контроль и надзор за недропользованием.
32. Разрешение споров по вопросам недропользования.
33. Экологическая служба города: понятие, структура, функции.
34. Правовой режим лесопользования.
35. Классификация лесов.
36. Правовой режим пользования животным миром.
37. Право лесопользования и его виды.
38. Правовое регулирование охоты.
39. Правовое регулирование рыболовства.
40. Правовая защита атмосферного воздуха.
41. Правовые меры обеспечения радиационной безопасности.
42. Правовой режим заповедных зон.
43. Правовой режим рекреационных и водоохранных зон.
44. Правовой режим использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере промышленного производства.
45. Правовой режим использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства.
46. Правовой режим зоны чрезвычайной экологической ситуации.
47. Понятие правовой охраны окружающей среды.
48. Правовые меры охраны окружающей среды в зарубежных странах.
49. Компетенция государственного комитета по охране окружающей среды и Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
50. Понятие экологического правонарушения.
51. Разграничение проступков от преступлений в области экологии.
52. Основание дисциплинарной ответственности за совершение экологических правонарушений.
53. Основания привлечения к административной ответственности за совершение экологических правонарушений.
54. Уголовная ответственность за совершение экологических правонарушений.
55. Основания изъятия земель.
56. Компетенция Федеральной службы Российской Федерации по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
57. Прокурорский надзор за исполнением природоохранного законодательства.
58. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.
59. Компетенция Государственных органов санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.
60. Компетенция Федеральной службы лесного хозяйства РФ.
61. Компетенция Федерального собрания России в области охраны окружающей природной среды.
62. Компетенция Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
63. Ответственность за нарушение земельного законодательства.
64. Ответственность за нарушения водного законодательства.
65. Ответственность за нарушения законодательства о недрах.
66. Ответственность за нарушение правил рыболовства.
67. Ответственность за нарушение правил охоты.
68. Компетенция Комитета Российской Федерации по рыболовству.
69. Компетенция Комитета Российской Федерации по земельной политике.
70. Компетенция Министерства природных ресурсов в области геологии и использовании средств.
71. Компетенция Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
72. Компетенция Управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
А) Основная литература:
1. Экологическое право: учебник для бакалавров / под ред. С.А. Боголюбова.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2013.- 431с.- гриф
2. Лизгаро В. Е.Экологическое право: ответы на экзаменац. вопр. Минск: ТетраСистемс, 2012 г., 160 с. (ЭБС Айбукс).
Б) Дополнительная:
1. Ерофеев Б. В. Экологическое право России: учебник / Б. В. Ерофеев.- 21- е изд., перераб. и доп.- М.: Эксмо, 2009.- 480 с.- гриф
2. Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2010.-720с.- гриф
3. Ковалева И.С. Экологическое право. Курс лекций: учеб.пос. – М.: Кн. мир, 2009.- 1 эл. опт. диск
4. Экологическое право: эл. учебник/под ред. С.А. Боголюбова.- М.: КНОРУС, 2009.- 1 эл. опт.диск
Нормативно-правовые документы:
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015).
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 24.11.2014. Глава 26. Экологические преступления (ст. ст. 246-262).
Водный кодекс Российской Федерации 16.11.95 г.№ 167-Ф3(с изменениями и дополнениями)
Лесной кодекс Российской Федерации от 29. 01. 97 № 22-Ф3(с изменениями и дополнениями)
Закон «О недрах» от 21.02.92 г. № 2395-1 с последующими изменениями
Закон «О безопасности» от 05.03.92 г. № 2446-1 с последующими изменениями и дополнениями
Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных с природного и техногенного характера» от 12.12.94 г. № 68-Ф3
Закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 г. № 33-Ф3
Закон «О животном мире» от 24.04.95 г. № 952-Ф3
Закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 г. № 174-Ф3 с последующими дополнениями
Закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 г. № 3-Ф3
Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ.
Журналы:
Экологическое право.
Проблемы современного гражданского права.
Журнал российского права.
Российская юстиция.
Государство и право.
Хозяйство и право.
В) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
www.rbc.ru – РИА «РосБизнесКонсалтинг»;
www.pravo.ru – Право в области информационных технологий;
www.rg.ru – сервер «Российской газеты».
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Редактор MSWORD
Электронная библиотека www.ibooks.ru.
www.garant.ru - Система «Гарант», правовые базы российского законодательства;
www.consultant.ru - Общероссийская сеть распространения правовой информации (Консультант-Плюс);
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по всем направлениям подготовки бакалавров реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование активных и интерактивных технологий с целью формирования профессиональных навыков обучающихся, умений самостоятельно анализировать общественные явления, адекватно реагировать на происходящие изменения в обществе, в отрасли, в трудовом коллективе.
Активные и интерактивные образовательные технологии включают:
- компьютерные презентации;
- деловые игры;
- анализ конкретных ситуаций, возникающих в развитии современного общества;
- проведение тестирования знаний студентов;
- подготовку выступлений и научных сообщений.
При применении современных образовательных технологий следует опираться на знания и опыт студентов, приобретенные ими как в системе среднего и высшего образования, так и в процессе жизнедеятельности.
Деловые игры позволяют создать условия, которые имитируют их будущую профессиональную деятельность.
Подготовка выступлений, научных сообщений и творческих работ способствует формированию навыков научно-профессиональной деятельности.
Практические занятия по дисциплине ориентированы на применение современных информационных технологий, что позволяет организовать контроль самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию. Данная методика позволяет эффективно формировать у студента необходимые знания, компетенции и навыки самостоятельной работы под руководством преподавателя.
Успешное овладение содержанием дисциплины предполагает выполнение обучаемыми ряда рекомендаций: а) следует опираться на аналитические знания, приобретенные в ходе обучения, а также на жизненный и профессиональный опыт; б) уметь слушать и конспектировать лекции, так как лектор имеет возможность познакомить слушателей с новейшими данными науки, с теми знаниями, которые еще не нашли отражения в учебниках и пособиях. К тому же на лекции учитывается психологический настрой обучаемых и уровень их подготовки; в) систематически посещать практические занятия; отчитываться перед преподавателем за пропущенные занятия; г) добросовестно готовиться ко всем видам практических занятий, приобретая в ходе занятий необходимые навыки и умения аргументированного обоснования своей точки зрения по наиболее важным явлениям; д) следует внимательно изучить материалы, характеризующие учебную дисциплину и определяющие целевую установку; е) необходимо иметь подборку литературы, достаточную для изучения настоящей дисциплины, список которой предлагается в настоящей программе; ж) основное содержание той или иной проблемы следует уяснить, изучая самостоятельно учебную литературу, учитывая при этом все многообразие подходов к той или иной проблеме; з) при работе с учебной литературой постоянно уточнять сущность и содержание понятий и категорий посредством обращения к словарям; к) не ограничиваться только теоретическим, умозрительным характером рассмотрения явлений и процессов. Тесно связывать их с практикой социального развития, уметь использовать их в качестве инструментария для непосредственного анализа реальных социальных и профессиональных проблем; л) прилагать собственные интеллектуальные усилия, а не только нагружать память, механически заучивая те или иные термины и теоретические определения.
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
В процессе реализации образовательной программы при осуществлении образовательного процесса по дисциплине применяются современные информационные технологии:
- Мультимедийные технологии: проекторы, ноутбуки, персональные компьютеры, комплекты презентаций, учебные фильмы.
- Дистанционная форма консультаций во время прохождения конкретных этапов освоения дисциплины, которая обеспечивается: выходом в глобальную сеть Интернет, поисковыми системами Яндекс, Мейл, Гугл, системами электронной почты.
- Компьютерные технологии и программные продукты: Электронная-библиотечная система (ЭБС) i-books.ru (Айбукс-ру); Консультант плюс; Гарант; Наличие базы данных электронного каталога – АИБС LiberMedia; Windows 7; Office 2010.
- Дидактические материалы – презентационные материалы (слайды); учебные видеозаписи; комплекты схем, плакатов, настенные стенды.
- Словесные средства обучения: учебники; словари; периодические издания.
Программное обеспечение и информационно-справочные системы:
o Microsoft Windows XP (52 лиц) / Vista (17 лиц) / 7 (38 лиц) / 8(2 лиц).
o Windows Server 2003 (2лиц) / 2008 (1лиц).
o Microsoft Office 7 (36 лиц) / 10 (37 лиц).
o CorelDRAW Graphics Suite X6 (17 лиц) ( аудитория №2).
o Adobe Photoshop CS2 (16лиц) (аудитория №2).
o ABBYY FineReader 9 (1 лиц).
o Антивирус NOD 32 (82 лиц).
o Электронная-библиотечная система (ЭБС) ibooks.ru
o Google, Yandex, Rambler – поисковые системы Интернета.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
По учебной дисциплине требования к аудиторному фонду обычные. Для организации учебного процесса по данной дисциплине необходимо использование аудитории, оснащенной мультимедийной системой. Кроме того, при необходимости демонстрации студентам практических примеров возможно использование компьютерного класса.
Для обеспечения самостоятельной работы студентов не требуется дополнительного оборудования. Самостоятельная работа осуществляется студентом в библиотеке, либо в сети Интернет.
Ознакомительные лекции и инструктаж студентов во время аудиторных занятий проводятся в помещениях, оборудованных столами, стульями, досками, экраном, видеопроектором, персональными компьютерами, ноутбуком.
Кроме того, материально-техническая база включает:
- дидактические материалы – презентационные материалы (слайды); учебные видеозаписи; комплекты схем, плакатов, настенные стенды.
- технические средства обучения – аудио-, видео-, фотоаппаратура, иные демонстрационные средства; персональный компьютер, множительная техника (МФУ).
- справочно-правовые системы «Косультант плюс», «Гарант».
- программные средства обучения:
12. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ (ИЗМЕНЕНИЙ)
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа дисциплины «Экологическое право» рассмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2015-2016 учебном году на заседании кафедры, протокол № 1 от «30» августа 2015 г.
Внесены дополнения (изменения):
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин
К.ю.н., _________________Г.Ю. Мицык
(звание, подпись, инициалы и фамилия)
* в т.ч. в интерактивной форме
* Изучаются самостоятельно.