Региональные органы охраны окружающей среды

Генеральные законодательные экологические полномочия по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды существуют у федеральных органов госвласти РФ В тоже время, большинство пользователей природными ресурсами, субъектов экологических правоотношений: предприятия, транспорт и граждане) находятся под юрисдикцией региональных и местных властей.

К тому региональные органы власти имеют значительные финансовые и материальные возможности в целях обеспечения управления природопользованием и организацию охраны среды, однако часто не всегда имеют для подобной деятельности достаточной легитимной основы.

В основе системы госрегулирования экологии в РФ лежит отраслевой подход. При этом наравне с Федеральным министерством охраны окружающей среды существуют различные федеральные отраслевые ведомства, которые решают проблемы прироохраны в конкретных сферах хозяйства.

В различных федеральных министерствах (например, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства, обороны) есть специальные подразделения, занимающиеся проблемами управления системой охраны окружающей среды в границах сферы их компетенции.

Функции многих федеральных органов РФ, ответственных за организации и сохранение охраны окружающей среды, а так же использование природных ресурсов, часто пересекаются или дублируются[16].

Это относится так же и мониторингу состояния окружающей среды и природы, системы регионального контроля за организованной деятельностью природопользователей и разрешений на использование конкретных природных ресурсов.

Органы госвласти субъектов РФ пользуясь объемом прав, предоставленными данным органам Конституцией РФ, создают региональные министерства и департаменты, отвечающие за управление в области охраны окружающей среды и рациональное использования природных ресурсов. Функции данных органов могут, в некоторых аспектах, дублировать функции федеральных госорганов РФ.

Важно отметить и то, что в РФ еще не существует устоявшихся структурных форм сотрудничества органов экологического управления федерального и регионального уровня. При чем в некоторых регионах РФ существуют различные консультационные комиссии по сохранении окружающей среды, в которые действуют как территориальные представители различных федеральных ведомств, но так же представители местных органов экологического надзора и контроля, а так же общественных организаций и объединений[17].

Российский механизм управления экологией и природопользованием вначале основывался на командно-административной системе, оставшейся от советской власти. В основе ее были экологические стандарты, строгое планирование природоохранной и экологической деятельности, а так же финансирование исключительно из государственного бюджета.

Н сейчас механизм системы управления природоохранной деятельностью совершенствуется и развивается в условиях рыночной экономики, которая предполагает обширное применение системы экономических инструментов. Базой такого экономического механизма выступает система платежей за загрязнение, поступающих в различные экологические фонды, как государственные, так и региональные они призваны создавать основу финансирования экологической и природоохранной деятельности в РФ[18].

Оценивая региональный и местный уровень системы охраны окружающей среды важно отметить то, что определенные расхождения и дублирование полномочий федеральной и региональной власти в области экологии не мешают природоохранным мероприятиям. С одной стороны государство устанавливает единый стандарт, а федеральные органы проводят его в жизнь по всей территории государства, а региональные власти добиваются наиболее эффективного применения данного стандарта на местном уровне.

Таким образом, государственное управление рациональным природопользованием и организация охраны окружающей среды должно обеспечить воплощение в жизнь норм и принципов российского экологического законодательства, госорганы в области регулирования, рационального использования, а так же охраны некоторых отдельных видов экологических и природных ресурсов, реализуют свои специализированные функции через систему территориальных, региональных государственных органов осуществляющие специфическую деятельность на территории надлежащих регионов.




Заключение

Таким образом, в курсовой работе нами рассмотрена система государственного управления охраной окружающей среды.

Целью государственного управления в РФ в области охраны и сохранения окружающей среды выступает создание такой структурированной системы социальных и производственных отношений, деятельность которой соответствовала бы объективным законам и реалиям экологических систем. Государственное регулирование и сохранение охраны окружающей среды реализовывается через системное регулирование правовой, экономической и экологической систем РФ.

Источниками российской системы охраны окружающей среды являются: Конституция РФ; Федеральные законы и различные Кодексы в области охраны природы; система Указов и Распоряжения Президента по проблемам экологии и рационального природопользования; природоохранные акты Правительства РФ; нормативные акты соответствующих министерств и ведомств; решения региональных органов и органов местного самоуправления по проблемам экологии.

Регулирование хозяйственной системы государства проявляется в управленческих воздействиях российского государства на формирование и воспроизводство системы экономических и экономико-социальных отношений, а регулирование и управления экологической системы выступает как особая совокупность необходимых мероприятий для поддержания необходимого уровня экологических систем, организация нормальных условий с целью их эффективного функционирования и развития.

Принципы государственного управления обусловливаются экономическими и социальными законами и принципами развития данного конкретного общества и, как правило, они заложены в существующем законодательстве страны.

Способы исполнения управленческой деятельности в РФ общеприняты в обозначают формы, методы и функции управления.

Формы госуправления в сфере экологии проявляются в трех ключевых формах:

Правотворческая форма - разработка и принятие государственными органами РФ соответствующих нормативных актов, обращенных на регулирование отношений в сфере экологии;

Правоприменительная форма - деятельность российского государства, направленная на осуществление управленческих нормативных актов через принятие и исполнение конкретных управленческих и волевых действий;

Правоохранительная форма - деятельность российского государства по принятию насильственных, карательных мер к юридическим и физическим лицам, преступившим закон или не выполняющим нормативные требования, предусмотренные государственными актами РФ.

Государственное управление - это целенаправленная деятельность российского государства по организации и структурированию рационального использования а так же воспроизводства окружающей среды, проведение мер по обеспечению и поддержанию режима законности в системе эколого-экономических отношениях.

Роль и значение государственного управления в данной сфере обусловливается значением исключительной роли государственных органов в общем механизме охраны и сохранении окружающей среды. В общей триаде субъектов экологических правоотношений - гражданин, организация и государство – российские государственные органы имеют особое место. Именно они обладают особенными правовыми и административными средствами с целью реализации экологических требований российского законодательства, они возможность прибегнуть к системе государственного принуждения. На госорганы возложена ответственность за организацию и обеспечение охраны среды в системе экологической функции государства.

Органы госвласти РФ, осуществляющие по системное экологическое управление, делятся по своему правовому статусу на общие и специальные, а охвату масштабам деятельности они подразделяются на федеральные и региональные, территориальные.

К органам общего регулирования и управления относятся институты Президента РФ, Правительства РФ, органы субъектов РФ, и специализированные органы местного самоуправления.

В структуру федеральных органов госласти в сфере рационального природопользования, охраны среды и обеспечения экологической безопасности системно входят: Министерство природных ресурсов РФ; Федеральная служба РФ по гидрометеорологии; ·Федеральная служба РФ по надзору в сфере природопользования; ·Федеральное агентство РФ водных ресурсов; ·Федеральное агентство РФ по недропользованию; ·Федеральная служба РФ по технологическому и атомному надзору; ·Федеральное агентство РФ лесного хозяйства. Деятельность федеральных государственных органов РФ в сфере охраны окружающей среды и организации рационального природопользования охватывает три генеральных направления: государственный прироохранный и экологический мониторинг; государственная экологическая оценка и экспертиза, как особая форма предупредительного государственного контроля в РФ; экологический контроль, реализуемый через систему государственного экологического контроля, регионального и муниципального контроля, производственного экологического контроля, а так же системы общественного экологического контроля.


Наши рекомендации