Система федеральных органов системы управления охраной окружающей среды
В широком смысле под системой государственного управления понимается организация структурного руководства государством.
Экологическое управление – система целенаправленного управления российским государевом различных аспектов охраны и сохранения окружающей среды.
Государственное управление рациональным природопользованием и организация охраны окружающей среды должно обеспечить воплощение в жизнь норм и принципов российского экологического законодательства.
Эффективность российской системы управления и организации природопользованием в большей мере обусловливается состоянием контроля госорганов и нормирования употребления природных ресурсов в рамках общества, экономики и отдельных секторов экономики[13].
Охрана окружающей среды в России осуществляется с помощью сложной системы структур, выполняющих специальные, особые задачи в области экологического планирования, надзора и управления. Данные структуры наделяются российским обществом, через представительские функции и законотворческие полномочия парламента специальными полномочиями.
Исполняя их, государственные органы управления экологией обеспечивают реализацию российской государственной политики в сфере охраны и сохранении окружающей среды, а так же обеспечения экологической безопасности РФ.
Функции госуправления отношений в экологической сфере, присущи, прежде всего, федеральным исполнительным органам госвласти. Содержание данных функций вытекает из принципиальных положений Конституции РФ и охватывает вопросы, как защиты экологических прав человека, природопользование, охрану среды и обеспечение системы экологической безопасности.
Госорганы в области регулирования, рационального использования, а так же охраны некоторых отдельных видов экологических и природных ресурсов, реализуют свои специализированные функции через систему территориальных, региональных государственных органов осуществляющие специфическую деятельность на территории надлежащих регионов.
Деятельность федеральных государственных органов РФ в сфере охраны окружающей среды и организации рационального природопользования охватывает три генеральных направления:
-государственный прироохранный и экологический мониторинг;
-государственная экологическая оценка и экспертиза, как особая форма предупредительного государственного контроля в РФ;
- экологический контроль, реализуемый через систему государственного экологического контроля, регионального и муниципального контроля, производственного экологического контроля, а так же системы общественного экологического контроля.
Система федеральных органов имеющих полномочиями в сфере экологии и природопользования, сохранении окружающей среды и поддержания экологической безопасности, на уровне РФ так же утверждена в 2004 году Указом Президента РФ «О Структуре органов исполнительной власти»[14].
Данным документом установлено, что в состав системы федеральных органов госвласти РФ, входят отдельные федеральные министерства, специализированные федеральные службы, а так же федеральные агентства.
В структуру федеральных органов госласти в сфере рационального природопользования, охраны среды и обеспечения экологической безопасности системно входят:
·Министерство природных ресурсов РФ
·Федеральная служба РФ по гидрометеорологии;
·Федеральная служба РФ по надзору в сфере природопользования;
·Федеральное агентство РФ водных ресурсов;
·Федеральное агентство РФ по недропользованию;
·Федеральная служба РФ по технологическому и атомному надзору;
·Федеральное агентство РФ лесного хозяйства.
Органы госвласти РФ, осуществляющие по системное экологическое управление, делятся по своему правовому статусу на общие и специальные, а охвату масштабам деятельности они подразделяются на федеральные и региональные, территориальные[15].
К органам общего регулирования и управления относятся институты Президента РФ, Правительства РФ, органы субъектов РФ, и специализированные органы местного самоуправления.
Функционирование Президента РФ и Правительства РФ в области экологического управления устремлена на определении и реализацию общероссийской экологической политики, федеральном нормотворчестве, стратегическом прогнозировании и планировании, установлении приоритетности задач экологии и охраны среды, реализации обеспечении экологической безопасности, объединенном руководстве экологической и природоохранительной деятельностью на уровне РФ и общем контроле за данными процессами.
Высшие органы госвласти лишь создают условия и структурируют систему государственного экологического мониторинга, контроля и учета природопользования и охраны среды. Именно благодаря этому российское государство достигает таких важнейших характеристик системы охраны окружающей среды, как упорядоченность, иерархичность и целостность.
Специальная подсистема системы органов экологического в РФ управления имеет сложную системную структуру и выполняет многообразные функции.
Данную систему образуют многочисленные экологические органы федеральной власти и их территориальные органы, сознательно уполномоченные на исполнение экологического управления.