Сказка о том, как кошка-мама потеряла своих котят

(К. Попова)

Жила-была кошка Соня с котятами. В один солнечный день пошли они гулять. Но вдруг грянул гром, котята испугались и разбежались кто куда. Двое котят спрятались под смородиновым кустом, еще двое — под кустом малины, трое укрылись за кочкой под елкой.

(Ребята, помогите кошке Соне сосчитать своих деток.)

Стала кошка Соня их искать. Она совершенно выбилась из сил,

но так никого и не нашла. Вдруг увидела ежика, спешащего на ужин,

и спросила его:

—Ежик, ты не видел моих котят?

—Двоих видел.

—Скажи, где они?

—Хорошо, но сначала помоги мне сосчитать грибочки, которые я несу домой на ужин: два впереди, один — позади.

(Ребята, помогите кошке сосчитать грибочки ежика.)

Ежик поблагодарил кошку и сказал, что ее котята под смороди­новым кустом. Обрадовалась кошка, нашла двоих котят, и все вместе они побежали искать остальных. Теперь она знала, сколько котят ей еще надо найти.

(Сколько котят еще надо найти кошке?)

На своем пути кошка Соня с котятами встретила Белочку.

—Белочка, скажи, не видела ли ты моих котят?

—Видела и скажу тебе, но сначала помоги ты мне. Я не могу сосчитать орешки. Мне нужно восемь орешков, а нашла пять. Сколь­ко мне еще нужно собрать орешков?

(Ребята, помогите Белочке.)

Белочка поблагодарила кошку Соню за помощь и сказала, что видела котят под кустом малины. Нашла кошка Соня и этих котят, и все вместе побежали они дальше.

(Сколько деток сейчас у кошки ?)

По дороге встретился им Заяц.

—Заяц, а Заяц, не видал ли ты троих котят?

—Видел и скажу, где они, только прежде ты помоги мне. Скажи, как поделить две морковки между четырьмя зайчатами?

(Ребята, помогите Зайчику поделить две морковки между четырь­мя зайчатами.)

После того как кошка Соня помогла разделить морковки, Заяц сказал, что ее котята спрятались за кочкой.

Кошка Соня очень обрадовалась, что нашла всех своих деток и помогла другим животным. Собрала кошка всех своих котят вместе и отправились они к себе домой ужинать и спать.

СКАЗКИ РЕЧЕВОГО СОДЕРЖАНИЯ

Некоторые исследователи считают возможным применение по­знавательной сказки в речевом развитии детей дошкольного возра­ста. Так, Т.В. Александрова рекомендует использовать в логопедичес­кой работе со старшими дошкольниками сказку «Живые звуки», в которой рассказывается о том, что у каждого звука свой характер, что они любят голосисто петь, строят себе домики-буквы и пр.

Логопед Е. Карельская предлагает коллегам применять в работе сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторы­ми речевыми трудностями, например, быстро поставить звуки; пре­одолеть бедность словаря, наполняя речь синонимами и антонима­ми; понять, какое положение должен занимать язычок при прогова-ривании различных звуков и пр. Так, в процессе рассказывания сказки «Кривое зеркало» дошкольники называют слова-антонимы.

В качестве примера приводим содержание сказок, сочиненных студентами педагогического факультета ВятГГУ.

Как Буква А всех подружила

(И. Тебенькова)

Давным-давно в небольшом городке Алфавит родилась девочка по имени Азбука. Близкие называли ее просто Буква А. У нее было 32 подруги. Имена их также были очень просты и незамысловаты. Буква Б, Буква В, Буква Г, Буква Д и многие другие.

(Как зовут остальных подруг Буквы А ?)

Буква А очень любила ходить в гости к своим друзьям, но те не дружили друг с другом, при встрече фыркали с возмущением и отворачивались. Буква А сильно переживала из-за этого, но ничего не могла поделать.

Однажды она пришла к своей подруге Букве М. Та приняла Бук­ву А с радостью и угостила всякой вкуснятиной: мармеладом, ман­даринами, мороженым.

(Чем еще накормила подружка Азбуку?)

Буква А и Буква М долго веселились, разговаривали, а потом дружно посмотрели в зеркало.

(Что получилось ?)

Вечером Буква А пришла домой и стала размышлять: «Если я приглашу в гости всех своих подруг, то можно придумать еще мно­го-много слов. А главное, мои подружки наконец-то подружатся меж­ду собой!»

Буква А пригласила подруг и приготовила вкусный ужин. На стол она поставила много всего аппетитного. Среди всего прочего была тарелка с арбузом и апельсины.

(Чем еще собиралась угощать своих подруг хозяйка ?)

Ближе к вечеру стали собираться гости. Сначала пришла Буква Б и принесла с собой бананы, блины.

(Что еще принесла Буква Б?)

Затем в дверь постучала Буква В. Она тоже пришла не с пустыми руками: варенье, вафли и многое другое выглядывало из ее авоськи.

(Что еще принесла Буква В?)

Итак, к назначенному времени все были в сборе. Азбука была очень этому рада. Вся компания уселась за стол. Подруги начали болтать и рассказывать друг другу всякие истории из своей жизни. Только три буквы почему-то сидели в дальнем углу и не желали поддерживать разговор. Буква А заметила это и позвала их к столу. Однако подруги лишь отрицательно помотали головами.

— Мы не хотим, — ответили они.

Буква А поняла, почему они такие грустные. Одну подружку зва­ли Буква Н, другую — Буква Е, третью — Буква Т. Умная хозяйка осознала, что ее подружки не такие уж плохие, просто им нельзя оставаться наедине, ведь вместе они образуют слово, которое всегда от всего отказывается.

(Какое слово образуют эти буквы ?)

Буква А огляделась. Ее подружка Буква Д сидела одна. Хозяйка позвала Букву Д к столу, но та лишь вздохнула. Тут Буква А обрадо­валась: она поняла, что нужно сделать, чтобы подруга согласилась поужинать вместе со всеми. Ведь, когда они вместе, образуется слово очень хорошее.

(Какое слово образуется ?)

Буква А подошла к ней, обняла за плечи и предложила:

— Пошли к столу.

Подружка улыбнулась и весело произнесла:

-Да!

Буква А была счастлива. Она поняла, что все буквы должны дру­жить, и тогда их мир будет намного интереснее и разнообразнее. Буква А поделилась сделанным открытием со своими подругами, и они стали играть. Выйдя из-за стола, некоторые буквы взялись за руки: С, П, А, С, И, Б, О, что означало благодарность за вкусный ужин. Затем взялись за руки буквы П, О, Ж, А, Л, У, И, С, Т, А — и получилось еще одно слово.

(Какое слово получилось?)

С тех пор все буквы стали крепко дружить и часто ходить друг к другу в гости. Они поняли самое главное: каждая из них нужна в их родном городе Алфавите, поэтому нужно ценить и уважительно от­носиться друг к другу!

Как слуга Петр за зельем ходил

(А. Кожевникова)

В некотором царстве, далеком государстве жил-был царь. И был он несчастен, потому что злой волшебник проклял его. Однажды ему приснился сон, что есть такое зелье, которое может снять это про­клятье, но находится оно очень далеко, и путь туда опасен. И сказал царь своему верному слуге Петру:





— Если найдешь это зелье и вылечишь меня, то отдам тебе пол­
царства.

И пошел слуга за зельем тем, а путь был неблизким и опасным. Шел он через леса дремучие, поля бескрайние, горы высокие... День шел, два шел, устал, измаялся весь. Вдруг видит: стоит избушка. По­стучался Петр, открыл дверь и зашел в избу. А там старушка сидит, пригорюнившись.

— Здравствуй, бабуля! Пусти переночевать, — сказал ей слуга Петр.
Старушка сказала ему в ответ:

— Здорово, сынок! Ну заходи, коль не шутишь. Вот только помо­
ги мне к моим словам подобрать слова, близкие по значению, —
тогда я тебя и ужином еще накормлю. А слова мои таковы: солнеч­
ный, грустный, сказочный, смелый, умный.

(А вы поможете старушке, ребята ?)

Помог слуга Петр старушке и назвал ей такие слова:

— Ясный, печальный, волшебный, храбрый, мудрый.

На следующий день слуга Петр держал свой путь через дремучий лес и встретил там Лешего. Леший поздоровался с ним и спросил:

—Куда путь держишь?

—Я иду за зельем, — ответил Петр, — но не знаю, как через этот лес пройти.

Леший пообещал показать дорогу, если слуга Петр выполнит его задание: вставит в следующие предложения пропущенные слова-определения:

1. ... утром мы отправились в ... лес за грибами.

2.... лес был наполнен ... щебетом птиц.

3. Вдруг налетел ... ветер.

4.... тучи нависли над землей, блеснула ... молния, раздался ... удар грома.

Слуга Петр без труда выполнил это задание.

(Ребята, давайте и мы его выполним!)

1. Ранним утром мы отправились в сказочный лес за грибами.

2. Волшебный лес был наполнен громким щебетом птиц.

3. Вдруг налетел сильный ветер.

4. Грозовые тучи нависли над землей, блеснула ослепительная молния, раздался громкий удар грома.

Леший поблагодарил Петра, указал дорогу и дал ему такой совет:

— Будь осторожен. Зелье, которое тебе нужно, находится у самого
Змея Горыныча! Остерегайся его!

И пошел слуга Петр дальше. День шел, два шел, наконец видит: на высокой-высокой горе сидит, призадумавшись, Змей Горыныч. Петр поднялся на гору, подошел к нему и спросил:

— Что пригорюнился, Змей Горыныч?

На что Змей ответил:

— Не мешай мне, я думаю.

— О чем ты думаешь? Скажи, может, помогу чем? Змей Горыныч промолвил:

— Да решил я на старости лет в школу поступить, и для этого
нужно лимерик составить, а я даже не знаю, что это такое.

Петр решил пособить Горынычу, но в обмен на зелье волшебное, которое поможет царю-батюшке проклятье снять. Делать нечего — Змей Горыныч на предложение Петра ответил согласием. Рассказал слуга Петр, что такое лимерик.

(Что такое лимерик ?)

— Лимерик — это короткое стихотворение, состоящее, как прави­
ло, из пяти строк, в котором обыгрывается какая-либо нелепица.

Затем он помог Змею Горынычу составить один такой лимерик, и вот что у него получилось:

Жила-была лягушка-поскакушка, Прожорливое брюшко. Пошла она скакать, С жучками, мухами плясать. Вот такая лягушка-поскакушка!

Обрадовался Змей Горыныч такому веселому лимерику и дал Петру не только зелье волшебное, но и корабль летучий. И полетел Петр на корабле том к царю-батюшке. Пролетая, смотрел он на края неписанные, реки дивные, зверье сказочное. Увидел он лес дремучий, где с Лешим встретился, и избушку у дороги, где добрая старушка его переночевать пустила и ужином накормила.

Добрался Петр до дворца царского и сразу в хоромы к царю-батюшке поспешил. Как узнал царь, что слуга его зелье раздобыл, тотчас отдал ему полцарства и дочь-красавицу в жены. И стал с тех пор слуга Петр полцарством управлять, и получил он прозвище Петр Мудрый за ум, который проявил, царя-батюшку спасая. И жили Петр Мудрый со своей красавицей женой долго и счастливо.

Катя в стране Букв и Слов

(О. Самоделкина)

Жила-была хорошенькая-прехорошенькая, веселая-превеселая девоч­ка Катя. Она знала много стишков и песенок, но была у нее плохая привычка, уж очень любила буквы в словах менять. Вместо слова «крыш­ка» произносила слово «мышка», вместо слова «киска» — слово «миска».

Однажды, когда Катя легла спать, мама прочитала ей на ночь сказку, положила открытую книжку на стол, поцеловала дочку в щечку и, выключив свет, прикрыла за собой тихонько дверь.





Катя еще не заснула. Она все думала о том, каким будет завтраш­ний день. Завтра будет Катин день рождения. Кате завтра исполнится семь лет, — она уже совсем большая... Девочка лежала и представляла, что же ей подарят мама с папой, ведь она так мечтала о красивой кофточке, которую они с мамой совсем недавно видели в магазине.

Но ее мечтания прервал какой-то странный шорох. Катя подняла с подушки голову и стала всматриваться в темноту. Вдруг лежащая на столе книжка засветилась, как будто тысячи маленьких звездочек засияли в полную силу, и из книжки величаво вышла буква К. Она была очень красивая и необычная.

«Конечно, — подумала Катя, — чего ж тут обычного: буквы из книжек оживают».

И тут буква К произнесла:

— Здравствуй, Катя. Пойдем со мной, я покажу тебе страну Букв
и Слов.

В руке у буквы К появилась волшебная палочка. Взмахнув ею, она превратила Катю в очень маленькую, ну просто крохотную де­вочку.

Буква К стала такой большой, что Кате приходилось смотреть на нее снизу вверх. Девочка испугалась, но буква К взяла ее за руку и повела в страну Букв и Слов. Тотчас они очутились на зеленой полянке. Это место было наполнено светом, яркими красками и мно­жеством букв, которые пели забавную песенку:

Мы — буковки, мы — буковки,

Такие озорные,

И издаем мы звуки

Такие заливные.

Из нас слова, из нас слова

Возможно составлять,

И составляя день и ночь,

Совсем не уставать!

Все буквы дружно поздоровались с буквой К и Катенькой и предложили девочке спеть эту песенку вместе с ними. Песня так понравилась Кате, что она запомнила ее с первого раза и с удоволь­ствием спела вместе с буквами.

(Ребята, а вам понравилась эта песенка?Давайте тоже споем ее вместе с Катей!)

Затем Катя и буква К отправились дальше по тропинке. Шли они молча. Катя все не решалась спросить, почему и зачем в ее спальне оказалась Буква К. Ее спутница как будто прочитала мысли девочки и сказала ей:

— Катя, ты хорошая девочка, но из-за того, что ты произносишь
слова неправильно и меняешь буквы в словах, многие в стране Букв
и Слов на тебя обижаются, в том числе и я.

Катя начала оправдываться:

— Я же так шучу, мне это нравится, и другим смешно.

Буква К ничего не сказала в ответ, и они пошли дальше молча. Вдруг на их пути оказалась дубовая роща. Мощные деревья прекло­нили свои тяжелые ветви перед путниками и поздоровались:

— Здравствуйте, Ваше Величество буква К. Здравствуй, маленькая
девочка. Куда путь держите?

— Мы направляемся в замок Королевы, — ответила буква К. Катя же возмутилась:

— Я уже не маленькая! Завтра мне исполнится семь лет! Дубы дружно покачали своими кронами:

— Какая же ты тогда большая, если до сих пор не умеешь пра­
вильно произносить слова! Когда ты меняешь буквы в словах, ты их
обижаешь!

Катя что-то стала говорить в свое оправдание, но один дуб раз­двинул свои ветви, и оттуда выглянул маленький белый зуб. Дуб сказал Кате:

— Когда-то он был таким же большим и крепким деревом, как и
все дубы в этой роще, но одна девочка рассказывала стишок про дуб
и вместо буквы Д произнесла букву 3 -- получился «зуб». С тех пор
как величественный дуб превратился в зуб, мы его бережем, ведь это
наш друг.

Катя молча выслушала историю до конца и поняла, что поступи­ла в тот раз очень нехорошо. Ей стало стыдно за свой поступок и она извинилась перед дубом, превратившимся в зуб. Чтобы зуб снова стал дубом, она прочитала стишок правильно:

Рядом с дубом на опушке Разыгрались все игрушки: Зайчик, ежик, медвежонок, И волчонок, и лесенок Вместе прыгали, скакали, В игры разные играли.

(Ребята, помогите Катеньке прочитать стишок красиво и выра­зительно, чтобы «зуб» превратился в «дуб».)

И вот свершилось чудо! На месте маленького зубика возник величественный дуб, который распустил свои ветви и вздохнул с облегчением. Катя еще раз попросила прощения у деревьев в дубо­вой роще и вместе с буквой К направилась по тропинке дальше, к уже видневшемуся вдали замку.

Вскоре перед путниками возникли тяжелые ворота, и к ним тут же подбежали маленькие буковки-слуги, которые проводили Катю и букву К до тронного зала. Оказалось, что буква К — это была не кто иная, как королева страны Букв и Слов.





Королева торжественно сказала девочке:

— Катенька, я не случайно пригласила тебя в мой мир. Надеюсь,
ты поняла, как важно правильно произносить слова?

(А вы, ребята, поняли, почему важно правильно произносить слова?)

— Да, — сказала Катя, — я поняла и больше никогда не буду
менять буквы в словах без надобности, потому что этим я могу
обидеть как сами буквы, так и других обитателей этой страны.

Королева одобрительно кивнула, взмахнула волшебной палочкой, и Катя вновь увидела яркий свет, как будто тысячи маленьких звез­дочек засияло в полную силу. Девочка даже на секунду закрыла глаза, настолько он был ярким. Открыв глаза, Катя обнаружила, что лежит в своей кроватке, а настенные часы только что пробили пол­ночь. Девочка решила, что заснула и попала в сказку. Но потом все же решила проверить: может, Королева страны Букв и Слов все еще в комнате? Катя встала с кровати и подошла к столу. Лунный свет падал на раскрытую книгу, лежащую на столе. На открытой страни­це разместилось множество букв. Катя улыбнулась и пожелала им спокойной ночи. Сама же легла обратно в постель и, шепотом напе­вая забавную песенку буковок, сладко заснула.

Засыпая, девочка думала, что скоро она пойдет в школу, познако­мится со всеми буквами и научится составлять из них слова...

С тех пор Катя больше никогда не меняла буквы в слове без надобности.

Вот такая история произошла с будущей первоклассницей.

Рекомендации по рассказыванию познавательных сказок

Познавательные сказки были апробированы в ходе выполнения выпускных квалификационных работ студентами педагогического факультета Вятского государственного гуманитарного университета И.В. Ботвиной, С.С. Копысовой, Н.В. Малых, АВ. Матвеевой, Л.В. Щел-кановой и др. Как показали данные исследования, использование по­знавательных сказок способствует более эффективному закреплению у дошкольников математических представлений, экологических зна­ний, экономических представлений пр. Экспериментально доказано, что применение сказок оказывает положительное влияние на более прочное и быстрое усвоение знаний и использование их при реше­нии проблемных ситуаций. У дошкольников повышается интерес к обучению, возрастает их активность, желание познавать.

Ребенок должен получить в результате занятий ощущение силы своего интеллекта, представление об упорядоченности и разумности окружающего его мира.

В ходе исследований нами были разработаны следующие реко­мендации по рассказыванию познавательных сказок.

1. Прежде чем рассказывать сказку детям, взрослый должен сам проработать текст: проанализировать его, выделить тему, сюжет, об­ратить внимание на особенности языка данного произведения; подготовить наглядный материал.

2. Перед рассказыванием нужно настроить детей на слушание текста. Для этого можно использовать сюрпризный момент (появле­ние персонажа из сказки, волшебного сундучка и пр.), волшебные слова, книжку-самоделку и т.д.

3. Сказки следует рассказывать не реже одного раза в неделю.

4. Сказки нужно именно рассказывать, а не читать, так как в рассказе взрослого они звучат более образно.

5. Сказку необходимо рассказывать эмоционально, ярко, вырази­тельно.

6. В процессе рассказывания сказок необходимо учитывать инди­видуальные особенности каждого ребенка.

7. Познавательные сказки следует преподносить детям в опреде­ленной последовательности с постепенным усложнением материала.

8. В процессе рассказывания сказки с целью активизации мыс­лительной деятельности дошкольников можно применять нагляд­ность (разнообразные виды театра, иллюстрации с изображением главных героев и пр.), а также проблемные ситуации.

9. По ходу выполнения заданий детям следует предоставлять сво­боду выбора материала для самостоятельных упражнений.

10. Прежде чем рассказывать сказку, необходимо продумать моти­вы для организации взаимодействия детей и взрослых в совместном поиске решений.

11. Необходимо настраивать детей на сотрудничество, а не на со­ревнование, не забывая при этом, что и познавательная сказка несет в себе нравственный смысл.

12. В процессе рассказывания сказки педагог должен выступать одновременно как артист, рассказчик и режиссер волшебного спек­такля, активными участниками которого являются дети.

Организация занятий с познавательными сказочными история­ми способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника. Это положитель­но сказывается на усвоении детьми знаний, представлений об окру­жающем мире, а также их общем развитии.



Список использованной и рекомендуемой литературы

Адамовская Т. Сказка о капельке // Дошкольное воспитание. 2005. № 7.

Александрова Т. В. Сказка о живых звуках // Дошкольная педаго­гика. 2005. № 2.

Аксаков КС. Полное собрание сочинений. Т. 1., М. 1861.

Аникин В.П. Русские народные сказки. М., 1984.

Болыиунова П.Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. 1993. № 5.

Вахрушева Л.Н. Активные методы и средства умственного воспи­тания детей дошкольного возраста. Киров, 2006.

Вахрушева Л.Н. Использование сказок в процессе математичес­кого развития детей // Ребенок и общество в преддверии XXI века: Проблемы и перспективы совершенствования дошкольного образо­вания и психолого-педагогической помощи в регионе: Сб. мат-лов региональной науч.-практ. конф. Киров, 1998.

Ведерникова В.М. Русские народные сказки. М., 1975.

Венгер Л.А. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспита­ние. 1994. № 5.

Волина В.В. Учимся играя. М., 1994.

Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. М.; Ставрополь, 2002.

Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. Валеологические сказки // До­школьная педагогика. 2005. № 5.

Ерофеева Т.Н., Павлова Л.И., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М., 1992.

Закипная Т.Г. И. История о том, как залив обиделся на людей // Дошкольная педагогика. 2006. № 2.

Карельская Е. Поможем Буратино заговорить // Дошкольное вос­питание. 1998. № 5, 8; 2001. № 1.

Ковалёв В. Игра «В поисках утраченной драгоценности» // До­школьное воспитание. 1999. № 2.

Левинова Л.А., Сатир Г.В. Кубарик и Томатик, или Веселая ма­тематика. М., 1995.

Листопад А.П. Экологический проект «Воркута — город в Запо­лярье» // Воспитатель ДОУ. 2009. № 7.

Луцив И. Дети сочиняют и ставят сказки // Дошкольное воспи­тание. 2004. № 10.

Никулин Н.И. Вступительная статья // Библиотека мировой литературы. Сказки народов мира. Тысяча и одна ночь. М., 1985.

Никифоров А.И. Сказка, ее бытование и носители. Русские на­родные сказки. М., 1930.

Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления до­школьников // Вопросы психологии. 1985. № 2.

Познавательные сказки математического содержания для до­школьников: Метод, рек. для студ. пед. вузов, колледжей, училищ и практ. работников ДОУ / Сост. Л.Н. Вахрушева. Киров, 2001.

Попова Т.Л., Меньшикова О.И. Сказка о царице Экономике, зло­дейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях: Кн. для детей дошк., мл. шк. возраста и их родителей. М., 1993.

Посылкина Р.Ю. Педагогические основы использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников. Н. Новгород, 2001.

Пропп В.Я. Русская сказка. М., 1984.

Рогаткина Т., Губанова Л. Сказки-подсказки // Дошкольное вос­питание. 1999. № 10.

Рыжова Н.А. Не просто сказки: Экологические рассказы, сказки, праздники. М., 2002.

Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992.

Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы игра­ем в экономику: Уч. пособие. Н. Новгород, 2000.

Соколов Ю.М. Русский фольклор. Л., 1938.

Токарева В., Гаврилина Л. Математика в сказках // Обруч. 1999. № 2.

Федяевская В.Н. Что и как читать и рассказывать дошкольни­кам. М., 1955.

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков, 1997.

Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. М., 2003.

Усатова Е. Экологическая сказка «Волшебная поляна» // До­школьное воспитание. 2003. № 7.

Экологические сказки: Сб. творческих работ учащихся / Сост. Л.В. Чалышева. Сыктывкар, 2008.



СОДЕРЖАНИЕ

От составителя................................................................................. 3

Сущность, структура сказки.......................................................... 5

Классификация сказок........................................................................ 7

Понятие и особенности познавательных сказок............................. 8

Сказки социального содержания................................................ 10

Экономические сказки......................................................... 20

Валеологические сказки............................................................. 28

Экологические сказки........................................................... 42

Математические сказки.............................................................. 59

Сказки речевого содержания...................................................... 69

Рекомендации по рассказыванию познавательных сказок................ 76

Список использованной и рекомендуемой литературы.................... 78

Наши рекомендации