Сказка о том, как мышонок Ух вежливым стал
(А. Калинина)
Жил-был маленький мышонок, звали его Ух. Однажды мама ему сказала:
— Сходи, Ух, к тетушке, проведай ее, здорова ли она, да отнеси гостинец. Только у ручья будь осторожен, сам в воду не лезь, обратись к бобру, он тебе поможет.
— Ух! — недовольно вздохнул мышонок, взял узелок и отправился в путь.
Дорога была недлинной. Однако за первым поворотом протекал ручей, вода его бурлила и плескалась, а мышонок очень боялся воды. Вот подошел он к ручью и увидел бобра, который сидел на берегу и ловил удочкой рыбу.
— Эй, бобр, перевези меня!
(Как мышонок попросил о помощи ?) Обернулся бобр:
— А главное ты забыл? (Почему бобр не помог мышонку?)
— Что же ты хочешь? — недоуменно спросил Ух.
— Попроси по-хорошему — никто тебе в помощи не откажет! — ответил бобр.
— Ух.., — задумался мышонок. — Пожалуйста, — еле слышно пробормотал он.
— Стар я стал, плохо слышу, что ты там пропищал?
— Пожалуйста, перевези! — громко крикнул Ух.
(Как мышонок попросил о помощи ? Поможет ли ему бобр ?)
— Ой-ой! Ну и напугал ты меня. Зачем так шуметь? Всю рыбу распугал.
— Ух! — недовольно фыркнул мышонок, потом почесал затылок, подумал немного и сказал ясно и отчетливо: — Дяденька бобр, перевезите меня, пожалуйста, на ту сторону ручья. Я к тетушке спешу.
(А сейчас как мышонок попросил о помощи ?)
Подплыл бобр к мышонку и подставил свою спину. Ух быстренько прыгнул на спину бобра и тот его перевез на другую сторону ручья. Перебрался кроха на сушу, вежливо поблагодарил перевозчика и отправился дальше.
А вот и домик тетушки показался. Обрадовался мышонок, подбежал к нему, постучал в двери, тетушка ему и открыла.
Пригласила она мышонка в дом и стала расспрашивать его, как же это он, такой маленький, сам через ручей перебрался.
Рассказал ей Ух о встрече с бобром, о том, что узнал, как простое слово может стать главным, а сказать его можно по-разному. Улыбнулась тетушка, погладила племянника по голове:
— Совсем ты стал большим, раз научился быть вежливым. Обрадовался Ух:
— Я теперь всегда таким буду!
(Какой вывод сделал мышонок Ух после встречи с бобром ?)
Рыбка
(О. Несват)
В группе детского сада было два аквариума. В одном из них жила большая, красивая золотая рыбка с изумительным волнистым хвостом и прекрасными плавниками. Золотая рыбка жила одна и гордилась тем, что у нее в аквариуме просторно и никто не мешает ей плавать и резвиться.
В другом аквариуме жили маленькие рыбки, их было много. По виду они были совсем неприглядные: тело у них было серебристым или голубым, а плавнички — желтого цвета с красным оттенком. В этом аквариуме рыбки жили весело, постоянно двигались, играли и забавлялись друг с другом.
Все ребята, как только приходили в группу, первым делом бежали к аквариуму, где жила золотая рыбка, и долго любовались ею. Золотая рыбка в это время важно двигала плавниками, медленно поворачивалась и медленно плавала.
Вскоре большая рыбка заметила, что дети стали чаще подходить к другому аквариуму, где жили маленькие рыбки, которые весело и дружно проводили время. Ребятам нравилось наблюдать за ними, а с золотой рыбкой им стало скучно, потому что она была одна.
Что только не пыталась сделать золотая рыбка, чтобы привлечь внимание детей к себе: она придумывала новые танцы, движения, но все оставалось по-прежнему.
Как-то раз ребята предложили ей подружиться с маленькими рыбками и поплавать вместе с ними в соседнем аквариуме, но та гордо отказалась.
И вот пришло время, когда дети совсем перестали подходить к аквариуму с золотой рыбкой. Совсем тогда загрустила красивая рыбка, перестала есть, играть и плавать в воде, как раньше. Сквозь стекло она подолгу смотрела на соседний аквариум. Там кипела жизнь, было весело! Ее грусть заметили маленькие рыбки и пригласили жить к себе.
В этот раз не отказалась от приглашения золотая рыбка. И вот она стала жить в новом аквариуме. Все ей там очень нравилось. Гостью окружили заботой и вниманием. Маленькие рыбки чистили ей плавники и поправляли ее пушистый красивый хвост, резвились
вместе с ней. А самое главное — ребята постоянно были рядом, играли и веселились у аквариума точь-в-точь, как сами рыбки.
С тех пор как маленькие рыбки помогли своей большой красивой соседке, они жили дружно и счастливо, весело проводили время в играх и забавах.
Вопросы к сказке
1. Почему ребята перестали подходить к золотой рыбке?
2. Как вы думаете, правильно ли они сделали?
3. Как бы вы поступили в такой ситуации?
4. Почему золотая рыбка отказалась от предложения детей подружиться с маленькими рыбками?
5. Правильно ли она поступила, отказавшись от приглашения? Почему?
6. Почему маленькие рыбки пригласили к себе золотую рыбку?
7. Правильно ли они сделали? Почему?
8. А как бы вы поступили в такой ситуации?
9. Как вы считаете, зачем нужно дружить?
10. Много ли у вас друзей?
11. Всем ли вы уделяете внимание?
Молодцы, ребята. Нужно помогать тем, кто одинок, дружить с ними. Одному скучно. Это мы и увидели в сказке. Оставайтесь дружными и добрыми детьми и тогда никогда не будете скучать и грустить. Будете общаться, веселиться, дружить и радоваться!
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
Исследования таких ученых-практиков, как Л.М. Кларина, АА Смо-ленцева, АД. Шатова и др., дают основание говорить о необходимости и возможности усвоения старшими дошкольниками экономических представлений. Познавая азы экономики в ненавязчивой сказочной форме, дошкольники начинают понимать, что такое деньги, товар, реклама и пр. Экономическое содержание разворачивается в виде проблемных ситуаций, решение которых способствует развитию у ребенка логичности, самостоятельности, оригинальности мышления.
Приводим в качестве примера образцы экономических познавательных сказок.