Наблюдение за небом и дождем.
Цель: Наблюдение за тем, как черные, тяжелые тучи медленно передвигаются по небу, потому, что их гонит ветер. Развивать интерес к любой погоде.
Словарная работа : активизация: туча, небо, облака, дождь; обогащение: кроет, моросит, хмурое, голые, обнаженные, ветер воет увядание.
Художественное слово : Туча небо кроет- небо не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит .
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность : дождь смывает грязь и песок с предметов.(под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.
Карточка №21
Наблюдение за утренними заморозками
Цель: Наблюдать за изменениями в природе (живой и не живой) с наступлением холодов, заморозков.
Словарная работа : активизация: лужица, тоненький ледок, солнечный зайчик, босиком; обогащение: искрится, ломкий, прозрачный, светло-синий.
Художественное слово : Утром лужица искрится
Синим, тоненьким ледком…
Зайчик солнечный боится
Нынче бегать босиком.
Беседа по содержанию стихотворения .
Исследовательская деятельность : наблюдение за льдом на лужах: сначала он твердый, к обеду его можно проткнуть палочкой, он тает, становится тонкими ломким.
Карточка №22
Октябрь
Цель : Продолжать закреплять названия осенних месяцев. Познакомить с народным названием октября. Учить сравнивать погоду начала сентября и начала октября.
Словарная работа : активизация: октябрь, пожелтел, середина осени; обогащение: золотом горят, «грязник»
Художественное слово : Наступил октябрь,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Беседа по содержанию стихотворения .
Методический прием: беседа с целью сообщения знаний:
Октябрь- второй осенний месяц, середина осени.
Октябрь- «листопад», «грязник». Наступила пора «золотой» осени.
Исследовательская деятельность : определить опытным путем, что песок утром замерзший - не копается, не пересыпается, а к обеду оттаивает верхний слой, к вечеру, при теплой погоде, его можно копать и пересыпать.
Карточка №23
Наблюдение за погодой.
Цель: Учить детей самостоятельно определять погоду. Отметить, что в октябре – середине осени, часто идет холодный дождь, небо заволакивают серые, тяжелые облака, травы от влаги побурели, деревья стоят голые. Все чаще по утрам морозы, заморозки. Идет сырой снег. Снег быстро тает, лужи затягиваются льдом, но он тонкий, не прочный, не прочный – днем тает. Развивать знание фольклора.
Словарная работа: активизация: мертва трава, частый дождик; обогащение: заволакивают облака, травы буреют, заморозки.
Художественное слово : В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность : наблюдение за песком: он стал твердым, замерзшим, его нельзя копать (потому, что земля остыла, готовиться к зиме).
Карточка №24
Наблюдение за дождем, мокрым снегом .
Цель: Отметить, что часто идут дожди со снегом. Лужи не высыхают. Учить сравнивать. Отмечать схожесть и различия. Практиковать детей в чтении стихов об осени.
Словарная работа : активизация: дождик, обогащение: проливной, затяжной.
Методический прием Воспитатель предлагает детям прочесть стихотворение об осени.
Беседа по содержанию стихотворений
Исследовательская деятельность : « Музыка дождя»
Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.
Карточка №25
Наблюдение за дождем, мокрыми лужами.
Цель: Отметить, что поздней осенью часто идут дожди с мокрым снегом, рассказать, что они нужны растениям и земле.
Словарная работа : активизация: осень, дорожка, лужи; обогащение: просвет, затерялось, накапливает, впитывать.
Художественное слово : Уходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось лето где-то.
Беседа по содержанию стихотворения .
Исследовательская деятельность : отметить состояние песка.
Почему песок твердый?
Подбор прилагательных к существительному «песок» (твердый, холодный, сыпучий, заледенелый, блестящий…)
Карточка №26
Наблюдение за птицами, их повадками.
Цель: Продолжать наблюдение за птицами на участке. Рассказывать о перелетных птицах, как она собираются в стаи, готовятся к отлету.