Когнитивного канала развития субъективного отношения к природе
11.1. психологические релизеры социального происхождения
Если естественные релизеры действуют в рамках первой сигнальной системы, в процессе непосредственного восприятия, то социальные релизеры, оказывающие свое влияние на развитие отношения к природе в рамках когнитивного канала, действуют на основе второй сигнальной системы. Их «ядро» — заключенные в словах значения. Такие значения получаются личностью в «готовом виде», вырабатываются социумом, являются кристаллизацией опыта того или иного общества. В них отражается социальный характер этой группы релизеров, в то время как действие естественных релизеров, например визуальных (большие глаза), мало зависит от социальных факторов.
Филолог А.Брагина (1995) проводит подробный анализ образов различных животных в народных сказках, загадках, присказках, прибаутках и песнях. «Можно даже сказать, что сказки — это память человечества о добре и зле, о силе и слабости, о мудрости и глупости, о торжестве добра над постыдным злом. А как воплощаются эти истины? В сказочных героях. А их имена и будут теми ключевыми словами, которые пробуждают уже в нашей языковой памяти словесные связи в той или иной ситуации, пробуждают образ слова и образ того фона, на котором слово живет. Волк — это зло, грубая сила, а ягненок, петух — добро, часто беззащитное, и у них всегда находится много друзей! И возникает словесное окружение. Волк — слово, как и образ, известное многим языкам. Волк — злой, зубастый, серый, некрасивый, грубый, сильный, но глупый... Ягненок — красивый, кудрявый, белый, беззащитный, добрый, доверчивый (заметьте, доверчивый, а не глупый), милый... (с. 11—12).
механизмы развития отношения к природе
механизмы когнитивного канала.
Анализ социальных психологических релизеров позволяет выделить в них две группы: релизеры эстетического (эмоционально-эстетическая оценка) и релизеры этического (эмоционально-этическая оценка) содержания.
Эстетические релизеры связаны с выработанными обществом эталонами прекрасного, своеобразными «стереотипами красоты», эстетическими значениями, зафиксированными в слове или словосочетании.
Н.Г.Чернышевский, анализируя эстетическое в природе, связывает эстетические симпатии людей с их представлениями о «полнокровной, хорошей, здоровой» жизни: «Животные ближе всего в природе напоминают о человеке и его жизни, потому в них более, нежели во всей остальной природе, мы находим и красоты и безобразия. Одно из красивейших животных — лошадь, потому что в ней кипит жизнь, но, например, нога лошади вовсе не так прекрасна, как нога льва или тигра, нога лошади слишком костлява, суха, нога тигра вся покрыта мускулами, она, если можно так выразиться, живее, здоровее, то же самое надобно сказать и о голове лошади: она слишком суха, сухость нам представляется следствием недостатка жизненных сил и потому не нравится. Зато полный, здоровый корпус лошади, так легко лежащий на ногах, ее широкая грудь, ее крутые бедра, как их называ наши песни, чрезвычайно красивы... Кошка (и все животные кошач! ей породы) — красавица: какие полные, мягкие очертания у всех ее членов, как стройно она сложена! Одним словом, в животных нам нравится умеренная полнота и стройность форм, почему же? Потому что в этом находим мы сходство с выражением цветущей здоровьем жизни у человека, также выражающейся полнотой и стройностью форм» (1950, с. 237).
Своеобразный взгляд на сущность «безобразного» в мире животных представлен в работе В.С.Соловьева «Красота в природе». Им выделяются «три формальные причины или категории: 1) непомерное развитие материальной животности, 2) возвращение к бесформенности, 3) карикатурное предварение высшей формы» (1993, с. 97).
«Такую положительно безобразную форму... мы находим в черве. Форма червя... есть прямое выражение, обнаженное воплощение двух основных животных инстинктов — полового и питательного — во всей их безмерной ненасытности... Этот вобранный внутрь червь у некоторых позвоночных животных, принадлежащих к классам рыб и земн< водных, опять получает такое преобладание, что сообщает свою фор всему телу животного. Таковы в особенности змеи, которые изо позвоночных животных суть самые похожие на червя, а потому и самые отвратительные...
Мы знаем, что бесформенность, или неустойчивость, формы сама по себе есть нечто безразличное в эстетическом смысле (напр., бесформенные и бесцветные облака). Но когда в животном царстве бес-
форменность является на таких его ступенях, которые уже предполагают более или менее сложную и устойчивую организацию, то такое возвращение... становится источником положительного безобразия. Например, улитки и другие слизняки, кроме того, что они еще довольно ясно сохраняют безобразный тип червя, отвратительны также и по своей первобытной бесформенности и мягкотелости...
Третья причина безобразия в животном царстве, и именно у некоторых высших (позвоночных) животных (лягушки, обезьяны), состоит в том, что они, оставаясь вполне животными, похожи на человека и представляют как бы карикатуру на него» (с. 95—97). Подобного рода критерии и эталоны прекрасного и безобразного в мире природы, принятые в данном обществе, усваиваются личностью в процессе социализации и могут выполнять функцию психологических релизеров, обусловливающих как положительную, так и отрицательную модальность субъективного отношения к тем или иным природным объектам.
Эстетическим релизером является также, например, и такое словосочетание как «благородный олень», способствующее положительному направлению развития отношения к этому животному. Оно отражает на уровне второй сигнальной системы определенное качество, присущее оленю, в частности его грациозную осанку. (Возможно, ассоциация с «благородной осанкой» аристократии.) Иными словами, эстетические релизеры - - это своеобразная «калька» естественных релизеров, связанных с качеством (визуальных, аудиальных, тактильных и обонятельно-вку-совых).
Иногда кодирование через вторую сигнальную систему естественных релизеров, связанных с качеством объекта, бывает достаточно неожиданным и трудно поддающимся расшифровке: например, название «божья коровка», которое, вероятно, связано с впечатлением от взлета («на небо к богу») жука, когда он Доползает по руке до кончика пальца, с выделениями, оставляемыми на руке («молочка»), а также с «пегой» окраской. Такое название — достаточно мощный психологический релизер — можно вспомнить детскую присказку: «Божья коровка, полети на небо, там твои детки кушают конфетки», — которая отражает положительное отношение к этому насекомому.
В свою очередь, отдельные животные и растения, как элементы биоценоза, могут выступать в качестве эстетических релизеров восприятии ландшафтов (Леопольд, 1983; Келлерт, 1997). «Эстетическая реакция на природу большинства людей имеет тенденцию фокусироваться на больших организмах, особенно млекопи-
механизмы развития отношения к природ^ механизмы когнитивного канала.
тающих и птицах. В противоположность экологически-научному вниманию к небольшим и часто скрытым объектам, эстетическая точка зрения подчеркивает «крупных харизматических позвоночных» -, медведей, оленей, волков, антилоп, львов, журавлей, лебедей и так далее... Эстетическая точка зрения имеет тенденцию фокусироваться на более крупных, более ярких, мобильных и дневных видах.
Хотя значение эстетического подчеркивания крупных живых су-ществ остается неуловимым, это может являться критическим аспектом тенденции придавать ценность определенным ландшафтам. Вероятно, наличие эстетически впечатляющих живых существ оживляет, направляет, организует и эмоционально заряжает человеческую реакцию» (Келлерт, 1997, с. 13).
Этические релизеры связаны с принципами и нормами морали, принятыми в обществе. По своей сути этические релизеры сообщают о поведении (витальных проявлениях) природного объекта в той или иной ситуации. Причем в этом повествовании заключена оценка такого поведения с точки зрения человеческой морали (в виде явных оценочных суждений или за счет различных художественных средств: композиции, лексики и т.д.).
К таким этическим релизерам можно отнести, например, миф о Прометее, прикованном по приказу Зевса в наказание за непослушание к горе, к которому каждое утро прилетал орел и выклевывал печень. Этот миф может рассматриваться как отрицательный релизер в процессе формирования отношения к орлам и даже другим хищникам.
Интерпретацию человеком жизни природы с позиций нравственности, т.е. наделение природы этическим содержанием, И.Кант объяснят тем, что «разум заинтересован и в том, чтобы идеи... имели также и объективную реальность... душа не может размышлять о красоте природы, не находя в этом для себя интереса. Но этот интерес находится в родстве с моральным» (196 с. 315). Иными словами, собственные моральные интересы чел века как бы подталкивают его к этическому истолкованию явл ний природы, делают его чувствительным к этическим релизер
Поскольку этические релизеры связаны с ситуацией опред ленного поведения или витальных проявлений природного объе можно сказать, что они копируют поведенческие (витальные релизеры на уровне второй сигнальной системы.
С одной стороны, социальные релизеры повторяют на уровне второй сигнальной системы структуру естественных релизеро^, действующих через первую: эстетические являются своеобразной «калькой» с визуальных, аудиальных, тактильных и обонятельн
Бкусовых, а этические — с поведенческих (витальных). В этом отношении они сближаются с естественными релизерами, но противопоставлены им по критериальному признаку — задей-ствуемой сигнальной системе.
С другой стороны, социальные этические релизеры имеют много общего с тем, что можно обозначить как «экологические сведения» («экологические факты»), которые в то же время служат психологическими релизерами когнитивного канала. Таким экологическим фактом — релизером, способствующим развитию положительного отношения, может стать, например, информация об очень высокой степени избирательности при выборе партнера и пожизненной (!) верности в лебединых парах. Информация о «самоотверженном» поведении куропатки, которая притворяется раненой, чтобы отманить хищника в сторону от того места, где находится выводок, также, безусловно, способствует формированию положительного отношения к этой птице.
Тем не менее этические релизеры принципиально отличаются от экологических сведений. Экологические сведения (факты) — это достоверная, научная информация, сообщение о реальном поведении природного объекта, и человек четко отдает себе в этом отчет. Этический релизер --- это, скорее, неосознаваемое человеком усвоение определенного социального стереотипа по отношению к природному объекту, причем часто представленного в виде вымышленных, мифологизированных ситуаций, поведение природного объекта в которых может совершенно не соответствовать его реальному биологическому поведению.
Социальные релизеры образуют переходную группу между перцептивно-эмоциональным и когнитивным каналами, между естественными релизерами и «экологическими сведениями».
Социальные релизеры, как и поведенческие, оказывают свое воздействие на развитие отношения к природному объекту через соответствующие эмоции, вызываемые заложенными в них общественно выработанными значениями, содержащими оценки.
11.2. этнопсихологическое и архетипическое