Экономические аспекты экологической безопасности.
Противостояние экономики и экологии - одна из узловых проблем охраны природы. Долгое время ее пытались решить административно-правовым путем на основе запретов, ограничений, административных и уголовных наказаний и т. д. Сегодня разработаны некоторые экономические механизмы, опирающиеся на материальную заинтересованность исполнителя в решении природоохранных задач.
Экономические механизмы охраны природы. Реализация экономических механизмов осуществляется через многие институты: кадастры, материально-техническое обеспечение, платы за пользование природными ресурсами и их загрязнение, экологические фонды и др. (рис. 8.12).
Рисунок 8.12 - Основные институты экономических механизмов охраны окружающей природной среды
Кадастры природных ресурсов - это своды экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, а также категории природопользователей. Кадастры составляются по видам природных ресурсов: земельный, лесной, водный и др. На базе их данных определяются денежная стоимость природного ресурса, продажная цена, система мер по его оздоровлению и восстановлению.
Финансовое и материально-техническое обеспечение. Закон охраны окружающей природной среды (ООПС) называет несколько источников финансирования охраны окружающей природной среды: государственный бюджет, внебюджетные экологические фонды, средства предприятий, учреждений и организаций. Мероприятия по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляются на основе государственной экологической программы с учетом природноресурсного потенциала отдельных регионов.
Платы за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды- новый институт, введенный в период рыночной реформы после отмены исключительной государственной собственности на землю и другие ресурсы и превращения их в объекты гражданско-правовых сделок. Предполагается, что платность природных ресурсов повысит материальную заинтересованность производственников в их эффективном использовании и сохранении, появятся дополнительные средства на их восстановление и воспроизводство.
Закон ООПС предусматривает два вида платы за загрязнение: 1) за выбросы, сбросы вредных веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов, 2) за выбросы, сбросы и размещение отходов без разрешения.
Порядок установления платы включает три этапа: определение базовых нормативов, дифференцированных ставок и конкретных размеров платы загрязнителя.
Базовые нормативы определяются по видам загрязняющих веществ или вредных воздействий (шум, вибрация, электромагнитные колебания). Базовые нормативы устанавливаются: в пределах нормативов, сверх установленных нормативов, но в пределах лимитов и в виде временно согласованных выбросов.
Дифференциальные нормативы устанавливаются на основе базовых, но с поправкой на экологическую ситуацию в регионах. Эти платы рассчитываются путем умножения базовых ставок на региональные экологические коэффициенты, отражающие природно- климатические, экономические особенности и значимость охраняемых природных объектов (территорий, бассейнов рек, морей и др.).
Конкретные размеры платежей предприятий-загрязнителей определяются местными исполнительными органами с участием органов охраны природы, санэпиднадзора и самого предприятия. С учетом экологической ситуации местные исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости: в крупных промышленных городах - до 20 %, а в зонах экологических бедствий и на особо охраняемых территориях (национальные парки, заповедники, курорты) - до 100%. Эти платежи производятся за счет себестоимости продукции, а за превышение лимитов - за счет прибыли предприятия.
Из общей суммы платежей 10 % перечисляются в федеральный бюджет, а 90 % - в экологические фонды. Существенны еще два обстоятельства. Во-первых, платежи за загрязнения носят налоговый характер, поэтому могут взиматься в безакцептном порядке. Во- вторых, если платежи предприятия равны прибыли или превышают ее, то можно рассматривать вопрос о приостановлении или прекращении деятельности данного хозяйствующего субъекта.
Расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью, запрещается.
Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды осуществляется следующим образом:
- установлением налоговых и иных льгот предприятиям при внедрении безотходных технологий, использовании вторичных ресурсов и осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранный эффект;
- освобождением экологических фондов от налогообложения;
- передачей части экологических фондов в кредит предприятиям, гарантирующим снижение выбросов загрязняющих веществ;
- установлением повышенных норм амортизации основных производственных, природоохранных фондов;
- применением поощрительных цен на экологически чистую продукцию;
- введением специального налога на экологически вредную продукцию;
- применением льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих природоохранную деятельность.