Экологическая сертификация, экологический аудит
Неотъемлемыми составными частями управления охраной окружающей среды являются экологический аудит и экологическая сертификация системы управления окружающей средой (СУОС). Экологический аудит подразумевает не только проверку соответствия предприятия законодательным и нормативным экологическим требованиям, но и выявляет причины возникающих экологических проблем, а также включает в себя рекомендации по минимизации отходов, ликвидации (снижения) загрязнения конкретных природных сред, эффективному использованию энергетических и природных ресурсов.
Внедрение системы экологического аудита на предприятиях может существенным образом повлиять на:
- повышение эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов и уменьшения отрицательного воздействия производства на окружающую среду, главным образом за счет уже имеющихся методов и средств не требующих значительных дополнительных затрат;
- обоснование необходимости и возможности концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, в том числе связанных с инвестициями в экономику отрасли;
- предотвращение локальных экологических проблем и чрезвычайных ситуаций;
- улучшение отношений с органами местной власти и государственного экологического контроля, экологической общественностью;
- создание и укрепление благоприятного имиджа предприятий;
- снижение платежей за природные ресурсы и загрязнение окружающей природной среды.
Экологическая сертификация СУОС может существенным образом повлиять на изменение экологической ситуации на уровне отдельных промышленных предприятий, производственных комплексов и территорий. Сертификат на СУОС позволит документально подтвердить:
- существование на предприятии отлаженной системы сохранения природных ресурсов;
- выполнение национальных и международных норм и обязательств;
- застрахованность от чрезмерных материальных и ресурсных затрат в случае аварийных ситуаций;
- наличие действующей программы по снижению отрицательного воздействия на окружающую среду и улучшению ее состояния в результате совершенствования технологий, проведение природоохранных мероприятий.
Основные принципы реализации и совершенствования системы управления окружающей средой регламентированы в стандартах ГОСТ Р серии 14000. Экологическая сертификация является элементом, удостоверяющим качество продукции (услуг). Федеральным Законом ≪Об охране окружающей среды≫ определено (статья 81.): ≪Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологическо-безопасного осуществления хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации≫.
В настоящее время международной организацией по стандартизации (ИСО) сформированы единые международные подходы к внедрению и использованию природоохранных стандартов, а также включение экологических нормативов в стандарты на продукцию.
Цели системы обязательной сертификации по экологическим требованиям:
- реализация обязательных экологических требований природоохранного законодательства при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;
- внедрение экологически безопасных технологических процессов, оборудования и производств;
- обеспечение экологической безопасности окружающей среды при размещении, переработке, транспортировке, ликвидации и захоронении отходов производства и потребления;
- предотвращение загрязнения и засорения объектов окружающей среды при производстве, эксплуатации и ликвидации всех видов продукции;
- установление статуса экологического сертификата и экологического Знака соответствия как гаранта экологической безопасности в лице Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России);
- предотвращение ввоза в страну экологически опасной продукции, технологий, отходов, услуг;
- интеграция экономики страны в мировой рынок и выполнение международных обязательств России в области охраны природы.
Объектами сертификации в Системе являются:
- предприятия, производства, технологические процессы;
- продукция, опасная в экологическом отношении;
- отходы производства и потребления;
- системы управления окружающей средой.
Внедрение экологической сертификации, с одной стороны, позволит обеспечить полноценное непрерывное экологическое сопровождение хозяйственной деятельности предприятий и реализацию экономических принципов охраны окружающей среды, с другой стороны, активное участие предприятий в проведении сертификации по экологическим требованиям позволит повысить конкурентные возможности продукции и производств в условиях современного рынка, даст преимущества получения инвестиций на развитие производства. Следует отметить, что в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию, экологическая сертификация станет обязательным элементом для выхода продукции предприятий на международный рынок.
Виды объектов обязательной экологической сертификации:
- любая продукция, включая ввозимую из-за рубежа;
- продукция, опасная по атмосферному воздуху, в том числе связанная с производством и использованием топлива, технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок;
- продукция природоохранного назначения, в том числе очистные сооружения и грунт для рекультивационных работ;
- продукция экологически опасных производств;
- продукция, полученная в результате утилизации отходов производства и потребления;
- продукция, вывозимая для вторичной переработки с полигонов для утилизации отходов производств и потребления;
- номенклатура продукции, подлежащей обязательной экологической сертификации;
- основные схемы проведения сертификации;
- экологически опасные производства.
В 2001 г. в составе НИИ Атмосфера создан Орган по сертификации предприятий, производств, систем управления окружающей средой, аккредитованный (аттестат аккредитации № ОС-19.АБГ) в Системе обязательной сертификации по экологическим требованиям МПР России.
33 Экологический мониторинг
Важнейшим вопросом стратегии регулирования качества ОПС является вопрос создания системы, способной определять наиболее критические источники и факторы антропогенного воздействия на здоровье населения и ОПС, выделять наиболее уязвимые элементы и звенья биосферы, подверженные такому воздействию.
Такой системой признана система мониторинга антропогенных изменений состояния окружающей природной среды, способная представить необходимую информацию для принятия решений соответствующими службами, ведомствами, организациями.
Экологический мониторинг– комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды под действием природных и антропогенных факторов.
Основной принцип мониторинга – непрерывное слежение.
Цель экологического мониторинга – информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью, оптимизация отношений человека с природой.
Выделяют различные виды мониторинга в зависимости от критериев:
- биоэкологический (санитарно-гигиенический),
- геоэкологический (природно-хозяйственный),
- биосферный (глобальный),
- космический,
- климатический, биологический, здоровья населения, социальный и др.
В зависимости от степени выраженности антропогенного воздействия различают мониторинг импактный и фоновый. Фоновый (базовый) мониторинг– слежение за природными явлениями и процессами, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния. Осуществляется на базе биосферных заповедников.Импактный мониторинг- слежение за антропогенными воздействиями в особо опасных зонах.
В зависимости от масштабов наблюдения выделяют глобальный, региональный и локальный мониторинги.
Глобальный мониторинг– слежение за развитием общемировых биосферных процессов и явлений (например, за состоянием озонового слоя, изменением климата).
Региональный мониторинг– слежение за природными и антропогенными процессами и явлениями в пределах какого-то региона (например, за состоянием озера Байкал).
Локальный мониторинг– мониторинг в пределах небольшой территории (например, контроль за состоянием воздуха в городе).В РФ функционирует и развивается Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), сформированная на трех основных организационных уровнях: федеральном, субъектов РФ и локальном (объектном) с целью радикального повышения эффективности службы наблюдения. На основе результатов мониторинга разрабатываются рекомендации по снижению уровня загрязнения окружающей среды и прогноз на будущее.
34 Правовые основы экологического контроля
1. Понятие, виды и задачи экологического контроля
Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований. Весьма часто меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его результатам.
Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды - экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, то есть обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для процедуры, на основе специальных правовых норм и направленную на решение своих задач.
Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности - контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке и обеспечению соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в постоянном и систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления и пресечения нарушений экологического законодательства. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.
Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций - предупредительную, информационную и карательную.
Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических требований, самостоятельно проявляют активность в исполнении требований законодательства и предупреждении нарушений. Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций.
В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, муниципальный, производственный, общественный. Критериями такой классификации служит субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.