Расчёт платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу
От передвижных источников
Плата за загрязнение атмосферного воздуха для передвижных источников подразделяется на:
• плату за допустимые выбросы;
• плату за выбросы, превышающие допустимые.
Удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников, образующихся при использовании одной тонны различных видов топлива, определяется по формуле:
где Ye - удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании 1 тонны е-го вида топлива (руб.); i - вид загрязняющего вещества (i = 1,2. ..., n);
е - вид топлива;
Нбн i атм - базовый норматив платы за выброс одной тонны i-гo загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов (руб.);
Мi - масса i-гo загрязняющего вещества, содержащегося в отработанных газах технически исправного транспортного средства, отвечающего действующим стандартам и техническим условиям завода-изготовителя, при использовании одной тонны е-го вида (по данным НИАТа Минтранса России).
В качестве основных нормируемых загрязняющих веществ для передвижных источников рассматриваются: оксиды углерода и азота, углеводороды, сажа, соединения свинца, диоксид серы.
Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников определяется по формуле:
где Пн транс — плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников (руб.);
е - вид топлива (е = 1,2. ..., r);
Ye - удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании одной тонны е-го вида топлива (руб.);
Те - количество е-го вида топлива, израсходованного передвижным источником за отчётный период (т).
При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по типам транспортных средств, из расчёта ожидаемых условий и места их эксплуатации (среднегодовой пробег, расход топлива или количества моточасов работы на уровне 86%-ной обеспеченности, топливо с наиболее экологически неблагоприятными характеристиками и т.д.).
Установленная годовая плата за транспортное средство и другие передвижные источники, которая постоянно пересматривается, на 1993 г. составила (в тыс. руб./год за одно транспортное средство):
легковой автомобиль 2,7
грузовой автомобиль и автобус с бензином ДВС 4,0
автомобили, работающие на газовом топливе 1,4
грузовой автомобиль и автобус с дизельным ДВС 2,5
строительно-дорожные машины и с/х техника 0,5
и т.д.
Задание 2. Метод определения платежей за загрязнение водных ресурсов и водопотребление
Цель: Выработка навыков практических расчётов платежей за выбросы загрязняющих веществ в водные бассейны и водопотребление
Плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы сбросов, определяется путём умножения соответствующих ставок на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.
где i - вид загрязняющих веществ (i = 1,2, ..., n);
Пн вод - плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов (руб.);
Сн i вод – ставка платы за сбросы одной тонны i-гo загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов сбросов (руб.);
М i вод - фактический сброс i-гo загрязняющего вещества (т);
Мн i вод - предельно допустимый сброс i-гo загрязняющего вещества (т).
где - базовый норматив платы за сброс одной тонны i-гo загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов (руб.);
Кэ вод - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта.
Плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (Пл вод) определяется путём умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми сбросами загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.
Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ (Псл вод) определяется путём умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы сбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Общая плата за загрязнение поверхностных и подземных водных объектов определяется как сумма:
П вод = П н вод + П л вод + П сл вод
Задача 2. В 2000 году предприятие сбросило в водоём 975,25 m3 хозяйственно-бытовых сточных вод. Необходимо определить плату за сброс взвешенных веществ со сточными водами, если фактическая концентрация их составила 2000 г/м3. (2000 мг/л), ПДС (предельно-допустимый сброс) по взвешенным веществам для данного предприятия установлен 1125,3 г/м3 (1125,3 мг/л), ВСС (временно-согласованный сброс) - 2000 г/м3 (2000 мг/л).
Кинф для 2000 года - 80.
К экологической ситуации для водоёмов - 1,0.
Норматив платы за сброс в водоём одной тонны взвешенных веществ со сточными водами составляет в пределах ПДС - 0,11 руб., в пределах ВСС - 0,55 руб.
Плата за водопотребление.
Показатели потерь (П) воды рассчитываются на основе показателей объёмов забранной (3) и сброшенной (С) воды:
П = 3-С.
Потери водных ресурсов при транспортировке (П) определяются как разность показателей объёмов забранной (ВЗ) из источников воды и воды потреблённой (ВП):
П = ВЗ - ВП.
Сброс сточных вод в поверхностные водоёмы включает в себя объёмы нормативно-чистых и загрязнённых стоков (производственных и коммунальных), сброшенных в поверхностные водоёмы.
Показатель "объёма сброса сточных вод" (тыс. mj) отражает суммированный объём воды, сброшенный в водоёмы или в подземные горизонты. Этот показатель учитывается и рассчитывается по плану во всех отраслях народного хозяйства в группировке по качеству воды чистой, загрязнённой, нормативно-чистой, нормативно очищенной. Он служит важным средством контроля за соблюдением предприятием водоохранного законодательства за деятельностью их по очистке воды, возвращаемой природе.
С этой же целью рассчитывается показатель безвозвратно потерянной воды (ВД), рассчитываемый за конкретный период на определённой территории как разность между объёмом забранной (3В) и сброшенной (СВ) воды: ПВ = ЗВ - СВ.
Одним из главных направлений охраны и рационального водоис-пользования является внедрение системы последовательного оборотного использования воды.
Необходимость учёта объёма воды, используемой для нейтрализации сбрасываемых загрязняющих вод, которые в зависимости от степени загрязнения воды в источнике может в 5-12 раз превышать объём загрязняющих сточных вод, сбрасываемый в этот источник, предполагает необходимость использования показателя относительного водопотребления (N):
где N — коэффициент относительного водопотребления; Оi- объём воды, забираемой из источников; O3- объём загрязнённых вод, сбрасываемых в источники; К OZ - коэффициент очистки; О3 К – условное водопотребление; W - среднегодовой сток рек.
При организации системы водопользования ориентируются на разработки ООН, согласно которым считается нормальным, если при водопотреблении используется до 10% стока рек. Если забор воды достигает 20%, то возникает дефицит водных ресурсов, а такое водопотребление считается нерациональным.
Задание 3. Расчёт платы за размещение отходов
Цель: Выработка навыков практических расчётов платы за размещение твёрдых промышленных и бытовых отходов.
Размер платы за размещение отходов в пределах установленных природопользователю лимитов определяется путём умножения соответствующих ставок платы с учётом вида размещаемого отхода (нетоксичные, токсичные) на массу размещаемого отхода и суммирования полученных произведений по видам размещаемых отходов.
где Пл отх - размер платы за размещение 1-го отхода в пределах установленных лимитов (руб.);
Сл i отх - размер платы за размещение одной тонны 1-го отхода в пределах установленных лимитов (руб.);
Мi отх- фактическое размещение 1-го отхода (т,м3);
i-вид отходов (i = 1, 2, 3,..., n);
Мл i отх - годовой лимит на размещение 1-го отхода (т, м3).
Сл i отх = Нбл i отх Кэ отх
где Нбл i отх - базовый норматив платы за 1 тонну размещённых отходов в пределах установленных лимитов (руб.);
Кэ отх - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости почв в данном регионе.
Размер платы за сверхлимитное размещение токсичных и нетоксичных отходов определяется путём умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы размещаемых отходов над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и суммирования полученных произведений по видам размещения отходов.
где Псл отх - размер платы за сверхлимитное размещение отходов (руб.);
Сл i отх - ставка платы за размещение одной тонны 1-го отхода в пределах установленных лимитов (руб.);
Мi отх- фактическое размещение i-гo отхода (т, куб. м).
Сл i отх = Нбл i отх Кэ отх
где Сл i отх - ставка платы за размещение одной тонны i-гo отхода в пределах установленных лимитов (руб.);
Нбл i отх - базовый норматив платы за одну тонну размещаемых
отходов в пределах установленных лимитов (руб.);
Кэ отх - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости почв в данном регионе.
Задача 3. Предприятие в 2001 году вывезло на городскую свалку 784 м3 твёрдых бытовых отходов и 54 т разрешённых для размещения на свалке производственных отходов 4-го класса опасности.
Какова будет плата предприятия за размещение отходов в 2001 году, если данному предприятию установлен лимит на размещение ТБО -600 м3 и лимит на размещение производственных отходов 4-го класса опасности - 75 тонн?
Кинф 2001 года - 94.
К экологической ситуации для почвы 1,1: 5
Норматив платы за размещение одного м3 ТБО - 0,115 руб., одной тонны отходов 4-го класса - 2 руб.
Кк – 5.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Водный кодекс Российской Федерации. - М.: Ось-89, 1995. - 80 с.
2. Закон РФ "Об охране окружающей природной среды". Российское законодательство об охране окружающей среды и природопользовании. Т.1, 2, 4. - М.. 1993.-130 с.
3. Александров В.Ю., Кузубава Е.П., Яблокова Е.П. Экологические проблемы автомобильного транспорта. - Новосибирск, 1995. - 113 с.
4. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. - М.: Мысль, 1988. - 391 с.
5. Бастман Т. Кризис окружающей среды. СПб.: Прогресс-погода, 1995. - 62 с.
6. Беденков А.Р., Петраш А.И., Полищук Ю.М. К разработке единой концепции рационального освоения минеральных ресурсов и охраны окружающей среды. - Томск: Том. Науч. Центр СО РАН, 1992. - 36 с.
7. Воронков Н.А. Роль лесов в охране вод. - Л.: Гидрометеоиздат, 1988. - 286 с.
8. Воронцов А.И., Щетинский Е.А., Никодимов И.Д. Охрана природы. - М.: Агро-
промиздат, 1989. -303 с.
9. Выскребенцев И.К. Об особенностях внесения в бюджет платежей за пользование лесными ресурсами // Экономика и жизнь. - 1997. - №48.
10. Горелик Д.О., Конопелько Л.А. Мониторинг загрязнения атмосферы и источников выбросов. - М.: Изд-во стандартов, 1992. - 432 с.
11. Жариков Е.П. Эколого-экономические основы природопользования. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1998. - 221 с.
12. Заповедники Дальнего Востока. - М.: Мысль. 1985. - 319 с.
13. Зубаков В.А. Сценарии будущего: анализ последствий глобального кризиса. -СПб., 1995.-289 с.
14. Касьяненко А.А. Контроль качества окружающей среды. — М.: Изд-во РУДН.
1992.-136 с.
15. Красилов В.А. Охрана природы: Принципы, проблемы, приоритеты. - М., 1992. - 177 с.
16. Кулачина Г.Д. Экономика природопользования: Учебно-практич. пособие. - М.. 2000. - 150 с.
17. Лебединский Ю.П., Склянкин Ю.В., Попов П.И. Ресурсосбережение и экология. - Киев: Политиздат Украины, 1990. - 233 с.
18. Матрос Ю.Ш., Носков А.С., Чумененко В.А. Каталитическое обезвреживание
отходящих газов промышленных производств. - Новосибирск: Наука, 1991. - 224 с.
19. Окружающая среда между прошлым и будущим: Мир и Россия: Опыт эколого-экономического анализа / В.И. Данилов-Данильян, В.Т. Горшков, Ю.М. Арский и др. -М., 1994.-133 с.
20. Окружающая природная среда России. - М.: Экое, 1995. - 119 с.
21. Плата за землю // Экономика и жизнь. - 1995. - №2.
22. Преображенский Б.В., Жариков В.В., Дубейковский Л.В. Основы подводного ландшафтоведения (Управление морскими экосистемами). - Владивосток: Дальнаука, 2000. - 351 с.
23. Проблемы сохранения, защиты и улучшения качества природных вод. - М.: Наука, 1992.-172 с.
24. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 525 с.
25. Природопользование: Учебник/Под ред. Э.А. Арустамова. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 1999. - 525 с.
26. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. - М.: Мысль, 1990. - 640 с.
27. Реймерс Н.Ф. Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипотезы. - М., 1997.
28. Экологическая программа. Долговременная программа охраны природы и рационального использования природных ресурсов Приморского края до 2005 года / Под ред. Г.Б. Елякова. - Владивосток: ДВО РАН. 1993. - 349 с.
29. Экологическая экспертиза: Обзорная информация. Вып. 1. /Гл. ред. Ю.М. Арский,
отв. ред. А.Е. Виноградова. - М.: ВИНИТИ. 1992. - 80 с.
30. Экология и рекультивация техногенных ландшафтов. /Отв. ред. В.М. Курачев.
- Новосибирск: Наука. 1992. - 304 с.
Наумов Юрий Анатольевич
Природопользование
Учебное пособие
Подписано в печать 21.01.2003
Печать офсетная
Уч.-изд. л. 4,9. Усл. печ. л. 5,1.
Тираж 100 экз.
Институт технологии и бизнеса
692900, Находка, Дальняя, 14