Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

Важным элементом системы экономического механизма природопользования в Украине являются платежи за загрязнение окружающей природной среды (ОПС).

Платежи за загрязнение должны компенсировать экономический ущерб,

который причинен предприятиями в процессе своей деятельности (служить нейтрализацией внешних эффектов). Согласно этому платежи выполняют две функции: во-первых, стимулируют предприятия уменьшать выбросы вредных веществ, во-вторых, являются источником следующего аккумулирования средств, предназначенных для ликвидации отрицательных экологических последствий производства. Юридическая основа платежей, заложена в Законе Украины «Об охране окружающей природной среды» (1991г.), предусматривает оплату природопользования, которая включает плату за специальное использование природных ресурсов, плату за загрязнение ОПС, плату за ухудшение качества природных ресурсов и за другие виды воздействия.

Субъектами платы за загрязнение ОПС являются предприятия, бюджетные организации, физические лица и другие учреждения, которые загрязняют ОПС.

Существует идея двухставочных платежей. Первая ставка (базовая) отображает платежи за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов (предельно допустимые выбросы (ПДВ)). Вторая устанавливается за сверхлимитное загрязнение.

Размеры платежей рассчитываются на условную тонну выбросов. Такой подход для расчетов нормативов платы (базовых ставок) называется затратным, так как выходит из необходимости установить такие платежи за загрязнение, которые смогли бы покрыть финансирование природоохранных мероприятий, необходимых для ликвидации ущерба или его предотвращение. Для дифференциации платежей в зависимости от вида загрязняющих веществ ставки платежей для всего разнообразия ингредиентов рассчитываются исходя из показателей их относительной опасности. Эта величина обратнопропорциональна предельно допустимой концентрации ПДК (предельно допустимой концентрации - норматив

содержания вредных веществ в единицах объемов атмосферы).

Показатель относительной (агрессивности) опасности і-го вида вещества (Аі)рассчитывается по формуле:

Аі= Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу - student2.ru (21)

где ПДКі - предельно допустимая концентрация.

Плата за выбросы от стационарных источников в пределах допустимых нормативов выбросов загрязняющих веществ (лимитов) взымается с себестоимости продукции (работ, услуг), а за превышение этих лимитов - за счет прибыли, которая находится в распоряжении юридических лиц. Физические лица, которые являются субъектами предпринимательской деятельности, производят плату за счет своего дохода.

Лимит выбросов вредных веществ от стационарных источников устанавливается органами Минэкобезопасности сроком на 5 лет на основании утвержденных проектов нормативов ПДВ и представляют их плательщикам до 1 июня предыдущего года.

Не смотря на то, что на сегодняшний день лимиты устанавливаются по фактическому выбросу загрязняющих веществ при существующих технологиях и объемах производства, необходимо снижать выбросы до достижения концентраций ПДК в атмосферном воздухе. В индивидуальных заданиях плату

осуществляют по фактическому выбросу (мощность выброса).

За сверхлимитные объемы выбросов плата осуществляется в установленном порядке. В случае отсутствия у плательщиков, утвержденных в установленном порядке лимитов выбросов, плата осуществляется как за сверхлимитные выбросы согласно их объемам.

Плательщики перечисляют плату за загрязнение ОПС (кроме расположенных в городах общегосударственного значения) в таких размерах:

- 20 % - местным фондам охраны ОПС, которые образуются в составе сельских, поселковых и городских бюджетов, на отдельные счета;

- 50 % - местным фондам охраны ОПС, которые создаются в составе бюджета Автономной Республики Крым, областных бюджетов, на отдельные счета;

- 30 % - Государственный фонд охраны ОПС, который создается в составе Государственного бюджета Украины, на отдельный счет.

Плательщики несут ответственность за правильность расчета и своевременную уплату сбора согласно законодательству. Не внесенные своевременно средства платы взимаются с плательщиков в установленном законодательством порядке. Уплата сбора не освобождает юридических и физических лиц от возмещения ущерба, причиненных нарушением природоохранного законодательства.

Контроль над правильностью расчета платы и за соблюдением лимитов выбросов осуществляется органами Минэкобезопасности. Контроль над своевременностью и полнотой уплаты сбора осуществляется органами государственной налоговой службы на основании документальных проверок.

Величина платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками рассчитываются плательщиками самостоятельно с начала года на основании утвержденных лимитов, исходя из фактических объемов выбросов, нормативов платы и корректирующих коэффициентов, представленных в таблицах 3, 4, 5 согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 1 марта 1999 г. № 303 «Про затвердження Порядку встановлення нормативів збору за забруднення навколишнього природного середовища і стягнення цього збору», и определяются по формуле:

ПА= Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу - student2.ru (23)

где Мі - фактический объем выброса і-того загрязняющего вещества, в

тоннах (т);

Нбі – норматив платы за выброс 1 тонны і-того загрязняющего вещества, в гривнах (грн/т), (табл. 3);

Кнас - коэффициент, который учитывает численность жителей населенного пункта, где размещено предприятие (табл. 4);

Кф- коэффициент, учитывающий народнохозяйственное (функциональное) значение населенного пункта, (табл. 5).

Кинд - коэффициент индексации (в задачах принимается равным 1);

Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения представлены в табл. 3, корректирующие коэффициенты в табл. 4 и 5.

Таблица 3 – Базовые нормативы платы за выбросы основных загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения

Название загрязняющего вещества Норматив платы, грн./т
Оксид азота
Оксид серы
Оксид углерода
Свинец и его соединения
Твердые вещества (взвешенные вещества, пыль, зола, сажа)

Таблица 4 - Зависимость коэффициента Кнас от численности жителей населенного пункта.

Численность населения, тыс. чел Кнас
до 100 1,00
от 100 до 250 1,20
от 250 до 500 1,35
от 500 до 1000 1,55
свыше 1000 1,80

Таблица 5 - Значение коэффициента Кф, отражающего народно­хозяйственное значение населенного пункта.

N п/п Тип населенного пункта Кф
  Организационно-хозяйственные и культурно-бытовые центры местного значения с преимуществом аграрно-промышленных функций (районные центры, города районного значения, села и поселки городского типа) (Измаил) 1,00  
  Многофункциональные центры, центры с преобладанием промышленных и транспортных функций (областные центры и республиканские*,города республиканского, государственного, областного значения) (Днепропетровск, Луганск, Винница, Донецк, Житомир, Ужгород, Запорожье, Киев, Никлаев, Полтава, Сумы, Харьков) 1,25  
Центры с преимуществом рекреационных функций. Центры, которые имеют одновременно промышленное и рекреационное значения (Одесса). 1,65

*Автономная Республика Крым

Наши рекомендации