Управления природопользованием
Механизмы включают систему стимулов, побуждающих к ограничению загрязнения и рациональному использованию ПР посредством экономического стимулирования. Они базируются на известном экологическом принципе: "Загрязнитель платит" (рис. 2, 3).
Рис. 2. Разновидности платежей за использование ПР
К таким инструментам относится платность за пользование ПР, которая включает решение следующих задач:
• повышение заинтересованности природопользователя в эффективном использовании, сохранении и воспроизводстве ПР;
• получение дополнительных средств от природопользователя на
восстановление, воспроизводство, изыскание (поиски и разведку) ПР и
охрану окружающей природной среды.
Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" предусмотрено два вида платежа: за право пользования ПР и за загрязнение окружающей природной среды.
Плата за использование ПР включает:
• плату за право пользования ресурсами;
• выплаты за сверхлимитное и нерациональное использование ПР;
• выплаты за воспроизводство и охрану ПР.
Рис. 3. Экологические платежи
Плата за землю (рис. 4) устанавливается с целью её рационального использования, охраны, повышения плодородия, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечения развития инфраструктуры в населённых пунктах и т.д.
Такая плата производится в трёх формах: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Земельный налог устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчёте на год. Его размер зависит от состава, качества и местоположения почвы.
К объектам обложения этим налогом и арендной платой относятся: земли сельскохозяйственного назначения, участки для жилищного, дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности, земли промышленности, транспорта, связи, энергетики; земли городов и других населённых пунктов.
Арендная плата устанавливается договором, определяющим размер, условия и сроки её внесения. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры данной платы по видам использования земель и категории арендаторов.
Рис. 4. Структура оплаты за право пользования ПР
Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определённого качества и местоположения, исходя из рыночных цен и потенциального дохода за расчётный срок окупаемости.
В городах с развитым социально-культурным потенциалом в рекреационных зонах применяют коэффициенты увеличения средней ставки налога.
Плата за размещение отходов классифицируется в зависимости от их токсичности (4 класса) и экологической ситуации в регионах (коэффициент от 1,1 в Дальневосточном, до 2,0 в Центральночерноземном).
Плата за использование недр имеет 3 формы: за право на поиски и разведку месторождений полезных ископаемых; их добычу; за использование недр для иных целей, не связанных с добычей полезных компонентов (например, захоронение отходов). Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю или за акваторию и участок морского дна (шельфа), а также плату за геологическую информацию о недрах. Помимо налогов за добычу полезных ископаемых, с пользователей недр производятся отчисления на создание внебюджетного фонда для финансирования поисково-разведочных работ, расширение научных исследований.
Платежи за добычу полезных ископаемых взимаются в формах разового, а также регулярных последующих платежей после начала добычи. Их размеры включаются в себестоимость добычи полезных ископаемых и определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы. При этом платежи за добычу полезных ископаемых с объёмом сверхнормативных потерь взимаются в двойном размере.
Окончательные размеры платежей устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами.
Плата за пользование водными объектами. Чтобы понять особенности взимания данной платы, следует ознакомиться с некоторыми терминами. Водопользование - это использование водных объектов для удовлетворения различных потребностей населения и отраслей. Оно включает изъятие (забор) воды и использование водных источников для сброса сточных вод, молевого сплава древесины (сплава в связках брёвен), рыбохозяйственных целей, водного транспорта и других нужд. Водопотребление - это использование вод (поверхностных, подземных, шахтных и других), полученных из водохозяйственных систем. Водоотведение - это сброс сточных вод (использованных на производственные или бытовые нужды и изменивших под воздействием загрязнения свой первоначальный состав или физические свойства) непосредственно в водоёмы и подземные горизонты, а также передача сточных вод другим предприятиям или организациям.
Данная плата включает ряд платежей. Платежи за пользование недрами по подземным водам (здесь вода рассматривается в качестве одного из видов полезных ископаемых) рассчитываются исходя из количества добытых подземных вод с учётом сверхнормативных потерь при добыче и цены реализации.
Плата за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем при безвозвратном водопотреблении определяется с применением повышающего коэффициента 1,25.
Плата за пользование водными объектами с применением сооружений технических средств или устройств производится организациями, осуществляющими пользование водными объектами.
Плата за пользование лесными ресурсами установлена в виде лесных податей, арендной платы, отчислений в фонды воспроизводства, охраны и защиты леса.
Лесные подати (лесной налог) взимаются за древесину, отпускаемую на корню, заготовку живицы, лесных побочных материалов, за сенокошение, а также за пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства, в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях, за нарушение сельскохозяйственных требований при эксплуатации и ущерб, связанный с нарушением лесного законодательства.
Арендная плата вносится за аренду лесного фонда. Она зависит от формы аренды (лесохозяйственная, сельскохозяйственная, промысловая, рекреационная и лесопромышленная) и включает плату за пользование участком лесного фонда, плату за изымаемые лесные ресурсы и плату за землю.
Отчисления в фонды воспроизводства, охраны и защиты лесов создаются за счёт отчислений лесопользователей. Этот фонд является государственным внебюджетным, и его средства расходуются на воспроизводство, охрану, защиту лесов, на содержание лесной охраны, лесоустройство, учёт, мониторинг лесов, организацию пользования лесным фондом.
Плата за пользование растительными ресурсами включает плату за сбор лекарственных трав и сырья, проводимый заготовителем; сбор плодов, ягод; за заготовку технического сырья.
Плата за ресурсы животного мира предусматривается в форме разнообразной платы за пользование животным миром в виде охоты, отлова животных, использования продуктов их жизнедеятельности и т.д. Поступающие платежи перечисляются в местный бюджет и используются на улучшение ведения охотничьего хозяйства, воспроизводство рыбных запасов. К этим платежам относят штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.
Экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира включает: установление налоговых льгот пользователям, предоставление им льготных кредитов, премирование лиц, осуществляющих охрану животного мира. Плата за загрязнение окружающей природной среды является одним из видов платности в использовании ПР. Её сущность имеет три значения: компенсационное, стимулирующее и экологическое (табл. 1):
Таблица 1