Результаты освоения профессионального модуля
Введение
Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 44.02.01 Дошкольное образование и охватывают содержание следующих междисциплинарных курсов (МДК):
МДК 03. 01. Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
МДК 03. 02 Теория и методика развития детской речи
МДК 03. 03 Теория и методика экологического образования дошкольников
МДК 03. 04 Теория и методика математического развития
Область применения
Методические рекомендации составлены в помощь студентам заочного отделения для практического освоения основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО44.02.01Дошкольное образование в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияи соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
4. Анализировать занятия.
5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
Цели и задачи
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;
- составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
- организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы;
- организации и проведения наблюдений за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом и т.п.;
- организации и проведения экскурсий для ознакомления детей с окружающим миром;
- организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
- проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- составления психолого-педагогической характеристики ребенка;
- наблюдения и анализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах;
- обсуждения отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции;
- осуществления самоанализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений);
- оформления документации.
МДК.02.00. Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
(2 курс)
Содержание
Учебная практика:
1. Анализ структуры и содержания примерных и вариативных программ дошкольного образования, рабочей документации воспитателя на предмет соответствия ФГОС ДО.
2. Анализ оборудования по одному из направлений развития дошкольников (математическому, речевому, экологическому).
Производственная практика:
1. Картотека учебных пособий по одному из направлений развития дошкольников (математическому, речевому, экологическому).
2. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.
ЗАДАНИЕ 1 Анализ структуры и содержания примерных и вариативных программ дошкольного образования, рабочей документации воспитателя на предмет соответствия ФГОС ДО.
Вопросы к анализу примерных и вариативных программ ДО, рабочей документации воспитателя.
1.По какой основной общеобразовательной программе работает ДОО?
2.Проанализируйте структуру и содержание ООП ДО.
3.Соответствует ли структура и содержание ООП ДО требованиям ФГОС дошкольного образования?
4.Какие дополнительные программы использует ДОО (вариативные, парциальные и др.)?
5,Какую рабочую документацию ведет воспитатель? Соответствует ли ее содержание требованиям ФГОС дошкольного образования?
ЗАДАНИЕ 2 Анализ оборудования по одному из направлений развития дошкольников (математическому, речевому, экологическому).
Вопросы к анализу оборудования по одному из направлений развития дошкольников
Анализируется имеющийся в ДОО материал по одному из направлений развития дошкольника (речевому, математическому, экологическому)
1.Материалы, имеющиеся в методическом кабинете:
- наличие учебно-методической литературы
-демонстрационные пособия
-раздаточный материал для занятий
2.Условия хранения (удобное расположение, систематизация и др.)
(примерный перечень см. в ООП дошкольного образования)
3.Материалы, имеющиеся у воспитателя в группе
Производственная практика:
ЗАДАНИЕ 1 Картотека учебных пособий по одному из направлений развития дошкольников (математическому, речевому, экологическому).
Используя интернет-ресурсы. составьте картотеку современных учебно-методических пособий по данному направлению. Соблюдайте требования к оформлению картотеки.
ЗАДАНИЕ 2Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.
Психолого-педагогическая характеристика
воспитанника _____ группы _____ детского сада.
1. Общие сведения о ребенке:
Ф. И. О. Дата рождения
Домашний адрес
Дата поступления в детский сад, откуда поступил (из семьи, другого детского сада) , были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам.
2. Характеристика семьи:
Ф. И. О. родителей, год рождения, место работы.
Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер.
Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)
Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?
3. Соматическое здоровье: более редко, часто, болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно и беспокойно спит.
4. Характеристика деятельности: навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застенчивый, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель.
5. Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.
6. Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполнять постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др.) , лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.) ; изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, вогнутость линий, изображение фигурок по образцу)
7. Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова» . Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую) ; как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности; (не) стремится преодолеть, бросает работу, поднимает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.
8. Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, люби, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т. д. , умение подсинятся требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание
Вопросы к наблюдению и анализу.
1.Из каких частей состоит просмотренное занятие?
2.Какие программные задачи решались в каждой части занятия? Выполнила ли их воспитатель?
3.Сформулируйте и запишите программное содержание каждой части.
4.Какова подготовка воспитателя и детей к занятию, к каждой части?
5.В чем состояла предшествующая работа воспитателя с детьми? Как это отразилось на результаты речевой деятельности детей?
6.Структура частей занятия. Длительность всего занятия и его частей.
7.Методические приемы в ходе всего занятия и в каждой его части. Обоснуйте необходимость использования тех или иных методических приемов в разных возрастных группах.
8.Речевые умения и навыки детей в каждой возрастной группе (звукопроизношение, грамматический строй речи, состояние лексики вопросно-ответная речь, связная монологическая речь и ее уровень).
9.Оцените речь воспитателя на занятии. Соответствует ли она педагогическим требованиям?
ЗАДАНИЕ 2Знакомство с оборудованием по речевому развитию детей.
Вопросы к анализу
1.Имеется ли в группе книжный уголок?
2.Организован ли уголок для различных видов театрализованных игр? Их соответствие возрасту.
3.Есть ли оборудование для театрализованной деятельности:
· Ширма
· Фланелаграф
4.Имеются ли дидактические игры по речевому развитию дошкольников, их разнообразие, соответствие возрасту?
5.Есть ли наборы комплектов:
· игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек),
· предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.),
· различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.),
· альбом О.С. Соловьёвой (“Говори правильно”), картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т.д.
6.Имеются ли пособия и демонстрационные материалы по подготовке детей к обучению грамоте:
· Классная подвижная азбука.
· Азбука в картинках.
· Дидактическая игра «Буква за буквой»,
· Дидактическая игра «33 богатыря»,
· Дидактическая игра «Умный телефон»,
· Таблицы по обучению грамоте с рисунками.
· Звуковые линейки (№ 1, 2).
· Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (автор Н.В. Дурова).
· Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (авторы Н.В. Дурова, Л.Н. Невская).
· Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г.А. Тумакова) и др.
Рекомендации по подбору оборудования по речевому развитию детей.
1 младшая группа.
Всё окружение является большой зоной по развитию речи. Основная задача – развивать понимание речи и активизировать словарь, способствовать употреблению усвоенных слов в свободной речи. Следовательно, в группе должны быть яркие игрушки разных размеров, предметные картинки, картинки с доступным для детей сюжетом, книги для чтения и рассматривания.
Во 2ой младшей группе уже можно выделять отдельную зону с играми и материалами по развитию речи. Сюда могут помещаться наборы игрушек и предметных картинок для уточнения произношения и звукоподражания, распевок, сюжетные картинки по – изучаемым темам, игры на развитие правильного дыхания, дидактические игры типа «Лото», «Парные картинки», «Разрезные картинки». Игры на формирование грамматического строя речи (на различение форм ед. и мн. числа)
Необходимо помнить о том, что развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики руки, поэтому в группе должно быть много игрушек, изготовленных вами пособий, которые развивают руку ребенка. Конуры предметов можно вырезать из разной бумаги, тканей, меха, наждачной бумаги, нарисовать рисунок и смять его в комочек, для того, чтоб дети разворачивали его. Развитию речи помогает театральная деятельность. Для этого в группе есть отдельно оформленное, загадочное место театра. Маленькие ширмы, коврограф, плоскостной театр, кукольный, на палочках и т.д.Костюмы , маски, шапочки для разыгрывания сказок очень нравятся детям. Выделяется отдельное место для красивых книг со знакомыми сюжетами для рассматривания. Книги всегда должны быть в порядке, а воспитатели говорить о бережном отношении к книгам.
Развивающая среда для детей 5 лет должна сохранять некоторый черты младшей группы и в то же время иметь свою изюминку. Появляются символы и фотографии, с помощью которых дети выполняют определенные задания. Это множество разных схем и алгоритмов, моделей, продолжается накопление словаря и все игрушки и картины должны соответствовать реальным предметам, чтобы избежать искаженного восприятия действительности.
Центр развития мелкой моторики пополняется разными мозайками, шнуровками, для развития дыхания появляются свистки, дудочки, воздушные шары, мыльные пузыри, перышки и сухие лепестки. Оформляется картотека чистоговорок, потешек, скороговорок и большое количество настольно-печатных дидактических игр.
Со средней группы начинается работа по знакомству детей со звучащим словом, выделением определенных звуков в словах. Поэтому в группе появляются звуковые, часы и наборы картинок на определённый звук. Также появляются фишки, определяющие мягкость и твердость некоторых звуков. Пополняется театр настольным, перчаточным, костюмами разных героев.
В этом возрасте мы побуждаем детей употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов из которых они сделаны и т.д. Здесь нам на помощь приходят схемы для составления описательных рассказов по игрушке, предмету, картинке. В группе необходимо отвести определенное место для сменяющихся картин, репродукций художников и т.д. Книжный уголок пополняется детскими журналами, появляется энциклопедия. Самодельные книжки или изготовленные родителями периодически меняется по темам, сказки на магнитофон.
В старшей группе продолжает совершенствоваться речь, в том числе и звуковая сторона, продолжает развиваться фонематический слух, совершенствуется грамматический строй речи. Дети сочиняют сказки, свободно пересказывают некоторые произведения. Помимо сюжетных и предметных картинок, картотеки игр по развитию речи, появляются схемы для звукового анализа слов, индивидуальные тетради для работы, фишки для обозначения гласных звуков, пособия необходимые для занятий по обучению грамоте, в групповой библиотеке можно сделать стеллаж для книг, на котором появляются разные словарики, справочная литература. Можно пополнять библиотеку книгами о достижениях в различных областях, знакомящие с традициями и культурой страны, книжки-самоделки.
Подготовительная к школе группа – последний год пребывания детей в детском саду. В этот период формируется мотивация обучения в школе, появляется потребность в знаниях и повышению познавательных интересов. В групповой библиотеке должно быть достаточное количество доступной справочной литературы по разным отраслям знаний, энциклопедии и атласы, географические карты и атласы, глобус, папки с разнообразными иллюстрациями к детским произведениям. Материалы для обводки, штриховки, тетради, шаблоны для работы простыми карандашами и ручками. Картотека разнообразных занимательных заданий: карточки с изображениями наложенных букв и цифр, изображения точками. Алгоритмы и схемы артикуляционных гимнастик (можно фото), зеркало.
Начинается знакомство с гласными буквами, согласными, нужно отвести определённое место для изученных букв, касса букв, кубики с буквами и т.д.пособия с окошечками, наглядные таблицы и другие пособия для занятий.
Производственная практика:
ЗАДАНИЕ 1 Планирование и самостоятельное проведение занятий по развитию речи.
Рекомендации по составлению конспекта занятия
Алгоритм написания конспекта занятия по методике развития речи
1. Постановка задач занятия трех видов:
Обучающая задача.( знакомство с предметами ( перечислить ) ,их свойствами ( перечислить) и введение слов , обозначающих предметы, детали, свойства , качества *(перечислить)
Развивающая задача (учить обследовательским действиям (каким), развивать целенаправленное восприятие)
Воспитательная задача .(ставится, исходя из способов организации или содержания дидактического материала занятия)
2. Обор наглядных и дидактических средств проведения занятия ( Оборудования, методы, приемы)
3. Составление хода занятия, который включает 3 части, может быть составлен в виде таблицы, в которой отражены графы :
Этап занятия и его задачи. | Деятельность педагога , используемые им приемы, методы, способы организации дидактическое содержание материала. | Деятельность детей ( предполагаемые действия и ответы детей) |
Образец занятия
Занятие по развитию речи (средняя группа).
Раздел . Воспитание звуковой культуры речи.
Тема. Обучение правильному произношению звука ж.
Программное содержание.
Уточнять и закреплять произношение звука ж изолированного, в словах, в связном тексте.
Учить пересказу близко к тексту.
Развивать артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие, речевое дикцию, высоту голоса
Воспитывать желание правильно произносить все звуки.
Словарная работа: жук, ружье, лыжи, ножик, флажок, цап-царпки, царапает.
Оборудование демонстрационное: жук на ниточке с потолка свисает.
Ход занятия.
Этап занятия и его задачи. | Деятельность педагога , используемые им приемы, методы, способы организации дидактическое содержание материала. | Деятельность детей ( предполагаемые действия и ответы детей) |
Создание интереса к деятельности, постановка учебной задачи | В группу на ниточке спускается жук и жужжит (ЖЖЖЖЖ)?Кто это? Он к нам прилетел не случайно, его друзья жуки разучились жужжать? Поможете им? Будем учиться произносить звук ж | Жук поможем |
Постановка изолированного звука ж | Давайте я объясню жуку как это надо делать, а вы послушайте. Рот слегка приоткрыт, губы округлены и вытянуты вперед, зубы не сжаты, сближены, язык поднят к верх, к зубам не прижимается. Посмотрите (даю образец). Покажите жуку, все вместе. А теперь Ваня…. Предлагаю положить при произношении звука руку на горло. Послушайте, как при этом дрожит горлышко.. А теперь мы все станем друзьями жука и пожужжим вместе с жуком , полетаем по комнате, сядем на цветочек , понюхаем, пожужжим | Дети вначале слушают и смотрят, затем произносят сначала хором, изолированный звук, а затем индивидуально. Дети летают по группе(бегают плавно),жужжат, приседают, нюхают, жужжат |
Произношение слов в словах, развитие фонематического слуха Игра «телефон» | Садитесь ребята. Мы поиграем в игру «Телефон». Я на ушко скажу первому сидящему слово, он должен его шепотом, но четко и внятно сказать следующему , кто за ним сидит. Затем я буду спрашивать:»Какое слово ты услышал?» Правило такое: «Если исказишь слов, садишься в конец ряда» Слова: жук, ружье, лыжи, ножик, флажок. Хвалю тех, кто не ошибся, был внимательным | Дети говорят шепотом Слова. |
Учить произносить звук ж в связном тексте, учить пересказу близко к тексту. Учить произносить слова отчетливо с разной высотой голоса | Отгадайте загадки Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки Почему вы так думаете Иголки лежали лежали,да под пол убежали Молодцы, отгадали ! Я вам прочитаю рассказ «Кошка и еж» . Пришли дети из лесу и принесли домой ежа. Побежал еж по комнате. Увидела его кошка , легла на пол и смотрит. Еж остановился и тоже смотрит. Вдруг кошка прыгнула и цап лапкой ежа. Еж быстро спрятал голову и подставил кошке свои острые иглы. Уколола кошка лапу и ушла в угол. Долго сидела там кошка, а на ежа не смотрела. Ответьте на вопросы. _Кого принесли дети из лесу? _Кто увидел ежа? _Что сделала кошка? Как защищался еж? Понравился рассказ? Я его еще раз прочитаю, вы внимательно слушайте, потом будете рассказывать его сами. А теперь давайте про такого хитрого ежа повторим загадку вначале тихо, затем громко, четко проговаривая каждый звук | Кошка. Лапки у нее мягкие, а на лапках когти острые. Она ими царапает Еж. Еж дома, он боится и прячется, убегает Слушают. Дети принесли из лесу ежа. Ежа увидела кошка Кошка вначале смотрела на ежа, затем прыгнула и цап его лапкой. Еж спрятал голову и подставил колючки, кошка о них укололась и ушла в угол. Пересказы двух-трех детей с хорошей речью Дети повторяют загадку тихо, громко вначале вместе ,затем индивидуально |
Подведение итогов | Молодцы ребята, помогли жуку , теперь он знает как научить своих друзей говорить звук ж. И вы старались. Мне понравилось как Галя….. проговаривали звук четко, внятно |
Примерная схема самоанализа занятия по развитию речи.
1. Пришлось ли отступить от запланированных действий и почему? Чего я не смогла учесть при планировании занятия, что заставило меня отступить от запланированных действий? Какие моменты занятия оказались для меня неожиданными?
2. Достигло ли занятие запланированной цели? Как это можно определить (по ответам или действиям детей при подведении итога, по успешности выполнения намеченных заданий, по интересу детей и их желанию выполнять задания и др.)?
3. Если не достигло занятие цели, то почему? Чего же тогда я достигла? Какую часть занятия удалось реализовать? (важно определить для разработки следующего занятия).
4. На какие вопросы или ответы детей я не смогла отреагировать? Какие были речевые ошибки, неточности, недочеты, неудачно сформулированные вопросы?
Содержание
Учебная практика:
1.Наблюдение и анализ занятий по ФЭМП, знакомство с оборудованием по ФЭМП
Производственная практика:
1.Планирование и самостоятельное проведение занятий по ФЭМП
Учебная практика:
ЗАДАНИЕ 1 Наблюдение и анализ занятий по ФЭМП, знакомство с оборудованием по ФЭМП
Вопросы к наблюдению и анализу
Вопросы к наблюдению и анализу
Проанализируйте условия для самостоятельной математической деятельности детей дошкольного возраста (в своей возрастной группе)
Полученные данные анализируются и представляются в виде следующей таблицы:
Примерное оборудование центра «Математика» в предметно – пространственной среде группы | Наличие материалов и оборудования в группе |
Счетный материал (игрушки, мелкие предметы, предметные картинки, счетные палочки) | |
Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски и ковролинового полотна | |
Занимательный и познавательный математический материал, логико – математические игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др) | |
Развивающие игры Воскобовича, «Колумбово яйцо», «Танграм», «Вьетнамская игра» и др. | |
Рабочие тетради и листы (в соответствии с образовательной программой) | |
Наборы геометрических фигур для магнитной доски и ковролинового полотна | |
Наборы объемных геометрических фигур | |
Модели для определения временных отношений: части суток, дни недели, месяцы, календарь, времена года | |
Дидактические игры с математическим содержанием |
Понаблюдайте занятие непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в разных возрастных группах.
Сделайте фотозапись по схеме:
Дата:
Возрастная группа:
Воспитатель:
Дозировка времени проведения (части НОД) | Методы и приемы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Выводы (+,-) |
Проанализируйте занятие по схеме:
1. Какова организация детей. Правильна ли она?
2. Соответствует ли программное содержание задачам приоритетной образовательной области «Познание» (формирование первоначальных математических представлений), а также образовательных областей в интеграции.
3. Соответствуют ли программные задачи занятия уровню знаний и развитию детей данной группы?
4. Структура НОД, количество частей, правильно ли они распределены с учетом задач.
5. Какова длительность НОД, правильно ли учтено время на каждую часть занятия.
6. Какие использовались методические приемы обучения детей, обоснованность их выбора.
7. Грамотно ли педагог использовал математическую терминологию, насколько четко и логично ставил вопросы?
8. Как учтены индивидуальные особенности детей в группе? Как организована индивидуальная работа детей?
9. Удалось ли педагогу установить контакт со всеми детьми в группе (обратная связь)?
10. Целесообразно ли распределены виды деятельности детей, учтены ли требования к охране их здоровья?
11. Дайте характеристику наглядного материала (вид наглядного материала, количество его на данном занятии, соответствие возрасту детей; соответствие эстетическим требованиям; умение детей пользоваться наглядным материалом.).
12. Какие моменты занятия показались особенно удачными? Не совсем удачными?
13. Каков итог занятия? Какие рекомендации можно дать педагогу по улучшению методики проведения занятия в будущем?
14. Сделайте вывод об уровне математического развития детей на основе данного занятия.
Производственная практика:
ЗАДАНИЕ 1. Планирование и самостоятельное проведение занятий по ФЭМП
Рекомендации к планированию
Подготовка и проведение занятия по ФЭМП.
Самостоятельно составьте конспект занятия и подготовьтесь к его проведению:
1.Определить совместно с воспитателем образовательные задачи, формы и
содержание работы для составления конспекта НОД, в соответствии с текущей
воспитательно-образовательной работой в ДОУ, с учетом возраста детей.
2.Составить конспект занятия по математическому развитию дошкольников, в
соответствии с общепринятыми требованиями, и подготовиться к его проведению.
3.Продумать интеграцию разных образовательных областей для решения приоритетной
задачи образовательной области «Коммуникация», «Познание», «Чтение
художественной литературы».
4.Подобрать и изготовить недостающий наглядный материал.
5.Занятие составляется с учетом требований к разработке конспекта занятия.
Основные требования к разработке конспекта занятия по ФЭМП:
1.Конспект составляется от первого лица (педагога).
2.В конспекте отражаются цели и содержание деятельности педагога, направленные на математическое развитие детей.
3.В конспекте занятия преобладает прямая речь.
4.Текст конспекта максимально приближен к разговорной речи и состоит из коротких фраз, какими обычно пользуются педагоги в работе с детьми дошкольного возраста.
5.В контексте заданий педагог обозначает предполагаемые ответы детей, делает пояснения для читающего конспект (Например: Как это называется? (Спрашиваю детей, демонстрируя модель круга). С этой целью используются скобки.
6.Тщательно составленный, полный, развернутый конспект занятия дает возможность:
· ярко представить ситуацию занятия с детьми;
· мысленно переложить ее во всех деталях и подробностях;
· своевременно внести необходимые коррективы;
· легко и неоднократно воспроизводить задуманное в реальных условиях
педагогической работы с детьми.
7.При составлении конспекта следует помнить о том, что в младшем дошкольном возрасте занятия начинаются с занимательного материала (сюрпризные моменты, игровые ситуации). В старшем дошкольном возрасте – с разминки (3–4 мин) (упражнения на обучение устному счету, логические задачи, вопросы-шутки, игры на развитие внимания и пр.)
8.Наибольшая умственная активность детей приходится на 3–4 минуту занятия, спад в младшем дошкольном возрасте – на 5–6 минуте, в среднем дошкольном возрасте – на 7–8 минуте, в старшем дошкольном возрасте – на 10–12 мин. Физкультурные паузы целесообразно связывать с темой и содержанием занятия.
Схема составления конспекта занятия непосредственно - образовательной деятельности, направление «Познавательно-речевое развитие».
Образовательная область «Познание», ФЭМП.
Возрастная группа:
Задачи приоритетной образовательной области «Познание»:…
Учить
Закреплять
Воспитывать
Развивать
Словарная работа:
Материал и оборудование
наглядный
раздаточный
Применение ТСО:
Ход занятия.
Вводная
Основная
Заключительная
Например:
Возрастная группа:
Задачи приоритетной образовательной области «Познание»:…
Учить сравнивать два множества путем приложения.
Закреплять умение различать понятия «поровну», «столько - сколько».
Развивать умение различать геометрические фигуры.
Воспитывать желание аккуратно работать с раздаточным материалом.
Наглядный материал:
демонстрационный — цветы, бабочки, геометрические фигуры; раздаточный материал — карточки с нарисованными синими кружками и набор красных кружков.
Ход занятия:
Вводная часть: заинтересовать детей, настроить на занятие.
1. Воспитатель сравнивает с детьми два множества, расположенные на верхней и нижней полоске наборного полотна. Вопросы: «Сколько цветов? Сколько бабочек? Что можно сказать об их количестве?» Обобщение: «Цветов столько же, сколько и бабочек», «Цветов и бабочек поровну».
2. Дети выполняют аналогичные задания с раздаточным материалом.
3. Дидактическая игра «Найти свой домик».
Заключительная часть: анализ работы дошкольников на занятии, подведение итогов занятия.
Примерная схема самоанализа математического занятия
1.Пришлось ли отступить от запланированных действий и почему? Чего я не смогла учесть при планировании занятия, что заставило меня отступить от запланированных действий? Какие моменты занятия оказались для меня неожиданными?
2.Достигло ли занятие запланированной цели? Как это можно определить (по ответам или действиям детей при подведении итога, по успешности выполнения намеченных заданий, по интересу детей и их желанию выполнять задания и др.)?
3.Если не достигло занятие цели, то почему? Чего же тогда я достигла? Какую часть занятия удалось реализовать? (важно определить для разработки следующего занятия).
4.На какие вопросы или ответы детей я не смогла отреагировать? Какие были речевые ошибки, неточности, недочеты, неудачно сформулированные вопросы
МДК.02.07. Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Содержание
Учебная практика:
1.Наблюдение и анализ занятий по ознакомлению с художественной литературой(устный и письменный).
2.Знакомство с книжным уголком. Анализ книжных уголков. Наблюдение за работой воспитателя с детьми в книжном уголке.
Производственная практика:
1.Планирование и самостоятельное проведение занятий по ознакомлению с художественной литературой.
2.Планирование и проведение работы с дошкольниками в книжном уголке.
Учебная практика:
ЗАДАНИЕ 1 Наблюдение и анализ занятий по развитию речи.
Вопросы к анализу (самоанализу) занятия по ознакомлению
Вопросы к анализу
1. Где расположен уголок книги, удобно ли расположен? В чем это проявилось? Каково оборудование и освещение уголка книги? (хорошее освещённое место, стол и стулья для детей, полочка или стеллажи для книг)
2. Как оформлен уголок книги. Соответствует ли данное оформление возрасту детей?
3. Оцените подбор книг. Соответствует ли он возрасту детей?
4. Наличие различных материалов: художественная литература – несколько книг одного наименования и автора разных издательств; иллюстрации по темам занятий по ознакомлению с окружающим миром и с художественной литературой; материалы об авторах, художниках - иллюстраторах.
5. Наличие тематических выставок и сменяемость материалов.
6. Какую работу проводит в уголке книги воспитатель с детьми? Она организована по подгруппам или со всей группой детей? Какие приемы использует воспитатель для развития интереса у детей книгам?
7. Составьте рекомендации для воспитателей по усовершенствованию уголка книги. Приложите фотографии.
Производственная практика:
Задание 1Планирование и самостоятельное проведение занятий по ознакомлению с художественной литературой.
Рекомендации по подготовке и проведению занятий
Занятия, посвящённые знакомству детей с литературными произведениями, требуют от воспитателя предварительной подготовки:
• Подготовка воспитателя к чтению художественного произведения
• Постановка задач чтения в зависимости от характера литературного произведения
• Отбор методов работы с книгой
Подготовка воспитателя к чтению художественного произведения.
1.Осознанный, принципиальный, обоснованный выбор книги для чтения, в процессе которого педагог должен проявлять свою культуру, умение оценивать идейную направленность произведения, его художественный уровень и воспитательные значение.
2.Знакомство воспитателя с книгой, чтение и анализ.
Анализ произведения поможет успешно решить задачи двух последующих этапов подготовки к занятию.
Например, что главное в стихотворение Некрасова «Мужичок с ноготок». Какое отношение автора к своему герою? По – видимости он испытывает уважение к личности. Вот это и должно прозвучать в исполнении стихотворения воспитателем.
Поскольку маленький ребёнок – не читатель, слушатель, выразительное чтение взрослым книги для малыша – первый и важнейший шаг к её постижению. Зачитывая детям литературное произведение, воспитатель делится с ними теми мыслями и впечатлениями, которые у него возникли в результате чтения и анализа текста, старается вызвать соответствующий эмоциональный отклик, помогает понять основную мысль, которая в нём заложена.
Это - литературная задача, она включается в программное содержание занятия и стоит там на первом месте. Формулировать её нужно конкретно, раскрывать её общий смысл - довести до понима