Понятие и сущность стратегической экологической оценки
Решение об осуществлении любого крупного проекта, например, нефтеналивного порта, принимается в рамках отраслевых программ или планов территориального развития, которые должны иметь стратегическую ЭО. Следствием принципа превентивности является то, что оценка деятельности должна осуществляться до принятия соответствующего решения в контексте самого плана или программы. В ходе такой оценки, в частности, могут быть рассмотрены альтернативные способы достижения поставленных целей (например, выбор вида транспортировки нефти: железная дорога, трубопровод, танкеры «река-море»), в том числе варианты осуществления конкретных проектов для достижения этих целей.
Однако, роль стратегической ЭО не ограничивается обеспечением своевременного рассмотрения альтернатив и связанного с ними воздействия на окружающую среду. Осуществление конкретного проекта может в той или иной мере предопределять направление развития территории. Например, сооружение нефтяного терминала может в значительной мере предопределить развитие нефтеперерабатывающих производств и, с другой стороны, существенно ограничить возможности развития туризма, рекреационного использования территории. Разумеется, такие направления должны определяться не стихийно, в результате осуществления ряда отдельных проектов, а осознанно, на основании приоритетов, установленных систематическим образом. Стратегическая экологическая оценка может сыграть важную роль в этом процессе, обеспечивая учет экологических факторов при выработке приоритетов развития. Таким образом, стратегическая ЭО не только устраняет некоторые ограничения экологической оценки проектов, но и является ключевым элементом устойчивого развития.
Термином «стратегическая экологическая оценка», являющимся официальным переводом англоязычного понятия Strategic Environmental Assessment (SEA), обозначают применение принципов ОВОС к решениям более высокого структурного уровня, решения о создании конкретных единичных объектов. Стратегическая экологическая оценка способствует рассмотрению экологических последствий намечаемой деятельности и ее альтернатив на ранней стадии принятия решений. Она представляет собой систематический процесс выявления и учета экологических факторов при возможной реализации предлагаемых стратегий, концепций, планов и программ. Еще в 1996 г. Экономическая комиссия ЕС одобрила применение стратегической экологической оценки при разработке планов и программ, связанных с землепользованием в таких областях, как энергетика, обращение с отходами, добыча полезных ископаемых и транспорт. С 2001 г. в соответствии с Директивой 2001/42/ЕС этот перечень значительно расширился за счет сельского, водного и лесного хозяйства, рыболовства, промышленности, телекоммуникаций, туризма, городского и сельского планирования. Термин «стратегические документы» охватывает всю совокупность инициатив, выходящих за рамки проектов конкретных объектов. Как правило, между ними предполагаются иерархические отношения – разработка, например, интегрированного стратегического плана развития района должна опираться на более общие решения, принятые на уровне субъекта федерации. При этом, результаты, полученные в ходе оценки стратегических документов могут использоваться при экологической оценке проектов, вытекающих из них. Результаты стратегической ЭО могут содержать; указание на потенциальные проблемы, которые должны быть особенно тщательно исследованы на проектном уровне, граничные условия и т. п.
В России наибольшее распространение получили крупные: научно-технические и целевые программы федерального и регионального уровней. Такие программы охватывают несколько конкретных проектов, объединенных географической, отраслевой или либо другой общностью. В качестве низшего уровня этой пирамиды, на котором принимаются наиболее частные и детальные решения, рассматривается уровень конкретных проектов. Предметом стратегической ЭО могут быть проекты таких стратегических документов, как:
1) законы и другие нормативные акты, в том числе международные соглашения;
2) планы развития отдельных отраслей; целевые программы, направленные на решение какой-либо проблемы в рамках нескольких регионов или отраслей (например, программа энергосбережения);
3) территориальные планы и схемы развития;
4) схемы землепользования.
Основной целью стратегической ЭО является обеспечение высокого уровня охраны окружающей среды и содействие устойчивому развитию путем нормативного обеспечения обязательного проведения ЭО планам и программам, которые могут иметь значимые воздействия на окружающую среду. Стратегическая экологическая оценка призвана обеспечить решение следующих главных задач:
1) Установление экологических ограничений для будущего развития проектов. Стратегическая ЭО позволяет проводить оценку рамочных решений перед их принятием, а не параллельно с оценкой деталей конкретного проекта. Ее процедура способна обеспечить учет экологических факторов на всех уровнях принятия решений, а не только на проектном уровне.
2) Учет воздействий, выходящих за рамки отдельного проекта. Это, прежде всего учет суммарных и накапливающихся воздействий, например оценка общего загрязнения, создаваемого несколькими проектами, осуществляемыми в рамках плана или программы.
Возвращаясь к примеру Республиканской минерально-сырьевой программы Карелии, где отмечена необходимость укрупненной оценки техногенного воздействия всей горной промышленности, приходится констатировать, что степень генерализации все же недостаточна для получения представления о будущем уровне нагрузки на природные системы, так как изолированно рассматривается воздействие только горнорудной отрасли вне контекста с остальными антропогенными источниками (предприятия лесного комплекса, целлюлозно-бумажной промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики). Видимо, высшим уровнем СЭО в этом случае была бы некая федеральная программа (например, Концепция устойчивого развития России).
3) Выявление столкновения интересов и предупреждение возникновения конфликта между группами землепользователей и жителями муниципальных образований.
Вопросы для самоконтроля:
1. Понятие, сущность и правовая регламентация общественных слушаний.
2. Порядок проведения общественных слушаний.
3. Документирование результатов общественных слушаний.
4. Требования Европейского банка реконструкции и развития при проведении ОВОС.
5. Понятие и сущность стратегической экологической оценки.
6. Предмет, цели и задачи стратегической экологической оценки.
Рекомендуемая литература: [1-7,9,16]
ОВОС НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБОСНОВАНИИ ПЛАНИРУЕМОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ