Методические основы проведения ОВОС

Если государственная экологическая экспертиза обеспечивает учет экологических требований на стадии принятия управленческого решения, то ОВОС обеспечивает учет экологических требований на стадии его подготовки, т.е. на стадии проектирования. ОВОС имеет свои основные понятия, к которым относятся:

- Материалы по выбору площадки – собранная и соответствующим образом подготовленная информация о характере намеченной деятельности на данной территории и о состоянии окружающей среды, и которая предназначена для обеспечения проектирования и оформления Акта по выбору площадки (земельного участка). Основным вопросом принятия и реализации хозяйственных решений является порядок процедуры передачи земельного участка в пользование.

- Технико-экономическое обоснование (ТЭО) – документ, в котором содержится несколько вариантов достижения цели заказчиком по осуществлению намечаемой деятельности. В ТЭО инвестиций рассматривается альтернативный вариант выбора площадки для строительства объекта с учетом природных особенностей территории.

- Проект, строительства объекта – документ, конкретизирующий технические и другие решения, принятые на стадии ТЭО, после всестороннего рассмотрения и учета альтернативных вариантов размещения. При этом рассматриваются альтернативы по выбору оборудования, материалов, сырья, энергоресурсов и иных аспектов.

- Проектирование – средство решения хозяйственных проблем, которое включает разработку предплановой, предпроектной и проектной документации.

- Намечаемая деятельность – готовность заказчика вложить инвестиции в размещение нового объекта, или реконструкцию, переоснащение действующего.

- Заказчик – организатор деятельности, располагающий ресурсами, необходимыми для подготовки и реализации намечаемой деятельности.

- Разработчик – научно-исследовательская, проектная или иная организация, осуществляющая по заданию заказчика разработку проекта хозяйственной деятельности или другой документации.

Как отмечалось выше ОВОС предусмотрена Федеральными закона «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе». Однако более подробно цели ОВОС определены в приказе ГоскомэкологииРФ № 372 от 2000 года «Об утверждении Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации». В тоже время, задачи ОВОС в законодательстве раскрыты недостаточно, но сформулированы следующим образом:

а) организация и проведение всесторонних, объективных, научных исследований и достаточности, предусмотренных в них мер, правильности определения степени экологического риска заказчиком, а также обеспечения экологического прогнозирования на основе имеющихся данных о состоянии и возможных изменениях окружающей среды, определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных социальных, экономических и экологических последствий;

б) оценка соответствия экологическим стандартам объектов, намечаемых к реализации на стадии предшествующей принятию решений об их реализации;

в) информирование всех заинтересованных лиц о возможных неблагоприятных воздействий на ОС.

Принципы ОВОС закреплены в ст.3 ФЗ «Об экологической экспертизе».

1. Принцип презумпции потенциальной экологической опасности – основополагающий принцип, суть которого заключается в том, что любая деятельность приводит, как правило, к негативному воздействию на ОС.

2. Принцип обязательности проведения ОВОС при подготовке управленческого решения, т.к. ОВОС является объектом государственной экологической экспертизы.

3. Принцип комплексности ОВОС хозяйственной деятельности. Сущность принципа в том, что поскольку все природные объекты находятся в состоянии естественной взаимосвязи, то необходима максимально полная оценка потенциально вредных воздействия на все компоненты ОС.

4. Принцип обязательности учета требований экологической безопасности. Должны быть проведены оценка и анализ тех сторон планируемой деятельности, которые связаны с экологически безопасным функционированием объектов.

5. Принцип достоверности – недопустимость оказывать давление на лиц, осуществляющих ОВОС.

6. Принцип научной обоснованности, объективности и законности означает, что ОВОС представляет собой научно-исследовательский процесс, который должен проводиться на современном научно-техническом уровне. В материалах ОВОС должно быть отражено реальное положение, без предвзятого представления. Заключение должно быть соотнесено с профессионализмом и нормами действующего законодательства.

7. Принцип гласности, участия общественных организациях, учет общественного мнения означает об осведомленности заинтересованных сторон о порядке прохождения процесса ОВОС.

8. Принцип ответственности участников ОВОС за организацию, проведение, качество результатов определяет, что процедура ОВОС должна быть проведена в точном и строгом соответствии с требованиями, которые предусмотрены действующим законодательством.

К другим принципам относятся: региональный и ландшафтный подходы;

- учет социальных факторов и исторической окультуренности территории;

- оценка совместимости нового производства и старых видов деятельности;

- альтернативность проектирования и экологического обоснования и экологического обоснования проектов, в том числе альтернативность ОВОС;

- ограничения и уровни достоверности в обосновании проектов и ОВОС;

- обоснование необходимых природоохранных, защитных и реабилитационных мероприятий;

- территориальные комплексные схемы охраны природы.

Объекты первого вида подразделяются на объекты экспертизы федерального уровня и объекты экспертизы уровня субъектов Федерации. ОВОС и экологическая экспертиза являются взаимосвязанными элементами экологической безопасности.

Объекты ОВОС

Объекты экологической экспертизы и ОВОС, как правило, совпадают. В законодательстве обозначены лишь общие типы объектов, подлежащих экологической экспертизе: все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории РФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов.

К предплановым материалам (работам) относятся документы информационно-методического характера, содержащие экономические, социальные, собственно экологические и иные характеристики объекта планирования. К предплановым работам обычно относят: прогнозы развития отраслей хозяйства, территориальные комплексные схемы охраны природы и состояния окружающей природной среды и т.д. К предплановой документации относятся: генеральные схемы расселения, схемы и планы развития городов и территорий, в т.ч. районной планировки (застройки) населенных пунктов, комплексные схемы охраны и использования отдельных природных ресурсов, схемы различных специальных зон и территорий (в т.ч. зон экологического бедствия, свободных экономических и эколого-экономических зон).

К предпроектным материалам относятся: материалы выбора площадки строительства (трассы), технико-экономические обоснования (ТЭО), основные положения на строительное проектирование и соответствующие задания, специальные условия на строительное проектирование и т.д.

К проектным материалам относятся типовые и индивидуальные рабочие проекты на строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, ликвидацию предприятий, зданий, сооружений и др. объектов, а также иная рабочая и сметная документация.

1. Объекты ядерно-топливного цикла - установки, предназначенные для производства или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного ядерного топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов,ТВЭЛ, ядерных боеприпасов и реакторов.

2. Топливно-энергетические объекты - атомные, гидравлические и тепловые электростанции и крупные установки для сжигания топлива мощностью 300 МВт пара и более.

3. Черная и цветная металлургия - установки для доменного и мартеновского производства, предприятия черной и цветной металлургии, машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия, за исключением производства без литейных и предприятий, на которых отсутствуют цеха химической обработки руд.

4. Нефтехимическая, нефте- и газоперерабатывающая промышленность, за исключением заводов по производству смазочных материалов из сырой нефти и установок по производству сжиженного газа из угля и битуминозных сланцев мощностью до 500 т/сут.

5. Химическая промышленность - химические комбинаты, предприятия по извлечению, производству и переработке асбеста и асбестсодержащих продуктов (асбестцементной продукции - мощностью свыше 20 тыс. т./год, фрикционных материалов - мощностью свыше 50 т/год готовой продукции, прочих изделий - в объёмах свыше 200 т/год ), стекла, минеральных удобрений, пестицидов и других ядохимикатов.

6. Коксохимическое производство, заводы термической переработки твердого топлива.

7. Добыча и переработка всех видов полезных ископаемых, включая нефть и газ.

8. Целлюлозно-бумажная промышленность - производство древесной массы, целлюлозы, полуцеллюлозы, бумаги, картона с суточным объёмом 200 т и более.

9. Легкая промышленность - фабрики по очистке, промывке и отбеливанию шерсти, кожевенные заводы, красильные фабрики и другие предприятия за исключением производств пряжи и тканей из хлопка, льна и шерсти при отсутствии красильных и отбельных цехов, обуви, шелков, трикотажа и кружев, швейных фабрик.

10. Строительная индустрия - предприятия с гидро-механизированной добычей песчано-гравийных материалов, цементные и известковые заводы.

11. Микробиологическое производство, заводы антибиотиков.

12. Нефте-газо- и нефтепродуктопроводы диаметром труб более 300 мм и магистральные водоводы.

13. Склады для хранения нефтяных (общей емкостью более 5 тыс/м3), нефтехимических, химических продуктов, ядохимикатов, минеральных удобрений (емкостью 5 тыс.т. и более), пестицидов (мощностью 850т. и более), наземные хранилища природного газа, подземные хранилища горючих газов.

14. Производство, хранение, транспортировка и уничтожение боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива.

15. Магистральные автомобильные дороги, автострады общегосударственного, республиканского, областного (краевого) значения, аэропорты длиной взлетно-посадочной полосы 1500 м и более.

16. Торговые морские порты, а также внутренние водные пути и порты на них, принимающие суда грузоподъемностью 1350 т. и более.

17. Железные дороги дальнего сообщения, станции и пункты очистки и промывки вагонов.

18. Животноводческие комплексы - свиноводческие (50 тыс.голов и более), по откорму молодняка КРС (6 тыс.голов и более), КРС (1200 коров и более), птицефабрики (400 тыс. кур-несушек и более, 3 млн. бройлеров и более).

19. Мелиоративные системы площадью более 1000 га, магистральные каналы.

20. Системы водоснабжения крупных городов (водозаборы поверхностных вод производительностью более 1 м3 /сек и подземных вод при заборе воды 10 млн. м3 и более).

21. Крупные плотины (высотой более 15 м) и водохранилища.

22. Объекты, полигоны термической, химической переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных (промышленных, сельскохозяйственных и др.) отходов.

23. Санитарно-технические сооружения и установки коммунального назначения - мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, свалки для складирования отходов органического происхождения (включая скотомогильники), твердых бытовых отходов районного (областного) значения.

24. Вырубка лесов на больших площадях (при сооружении гидротехнических и других промышленных объектов).

25. Космодромы.

На все объекты, расположенные в зонах экологического бедствия, чрезвычайных экологических ситуаций, оценка воздействия проводится в полном объёме.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие и сущность ОВОС.

2. Обязательные характеристики ОВОС намечаемого вида деятельности.

3. Сущность медико-демографической информации.

4. Какие материалы, представленные в ОВОС, отвечают требованиям природоохранного законодательства?

5. Правовые акты РФ, регламентирующие проведение ОВОС.

6. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня, по которым ОВОС является обязательной.

7. Значение международной Конвенции «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» для РФ.

8. Основные понятия в ОВОС.

9. Принципы ОВОС и их сущность.

10. Субъекты и объекты ОВОС.

Рекомендуемая литература: [1-7,9,16].

Наши рекомендации