Нормативно-правовое обеспечение ОВОС
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) представляет собой процедуру учета экологических требований законодательства РФ в системе подготовки хозяйственных, в том числе предпроектных, проектных и других решений, направленных на выявление и предупреждение неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий ее реализации, а также оценки инвестиционных затрат на природоохранные мероприятия. Правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими вопросы процедуры ОВОС являются Федеральные законы «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе», Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации. Закон «Об охране окружающей среды» содержит специальную главу VI«Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза» и глава VII «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности». Так, ст.32 закона посвящена определению целей и задач ОВОС. В тоже время ФЗ «Об экологической экспертизе» не урегулировал отношения по ОВОС. В частности Федеральный закон «Об экологической экспертизе» требует, чтобы в составе документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, были представлены материалы оценки воздействия на окружающую среду. В настоящее время функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов федерального уровня возложены на два федеральных органа исполнительной власти – Ростехнадзор и Росприроднадзор, а по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:
1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
3) проекты соглашений о разделе продукции;
4) материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции федеральных органов исполнительной власти;
5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Данная ситуация в законодательстве Российской Федерации сложилась в результате того, что 1 января 2007 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленные на устранение административных барьеров в целях увеличения объемов жилищного строительства, и устанавливающие внесение изменений в законодательство Российской Федерации в области обеспечения экологической и иной безопасности, в частности ликвидации процедуры государственной экологической экспертизы предпроектной и проектной документации по строительству объектов хозяйственной и иной деятельности, в том числе, особо опасных и технически сложных объектов, реализация которых может оказывать значительное негативное воздействие на окружающую среду, а также к ликвидации государственного экологического контроля при строительстве вышеуказанных объектов. За исключением объектов, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» проведение оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, обязательно. Поэтому в состав документов необходимых для проведения государственной экспертизы проектной документации, должны быть включены и материалы оценки воздействия на окружающую среду.
Государственная экспертиза, проводимая по Градостроительному кодексу Российской Федерации, имеет ограниченную задачу – оценку соответствия проектной документации требованиям технических регламентов. При этом Федеральным законом «О техническом регулировании» не предполагается охватывать техническими регламентами все виды хозяйственной деятельности, к которым относятся проекты строительства. В силу сложности и многогранности взаимосвязей в природной среде все вариации природоохранных условий, ограничений и нормативов для разнородных объектов экспертизы в технических регламентах предусмотреть невозможно.
Одним из международных правовых актов в сфере ОВОС является Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. При этом Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте предусматривает, что сторона происхождения в соответствии с положениями данной Конвенции обеспечивает уведомление затрагиваемых Сторон о планируемом виде деятельности, указанном в Добавлении I, который может оказывать значительное вредное трансграничное воздействие. Не все объекты, указанные в Добавлении 1 Конвенции подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, а следовательно, при подготовке соответствующей документации заказчиком в обязательном порядке не проводится национальная процедура оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. Вторым по значению международным документом в области ОВОС является Директива ЕЭС № 337/85 «Об оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду, в которой закреплены основные принципы экологической оценки. При этом, Конвенция указывает на необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду иных особо опасных и технически сложных объектов, которые в настоящее не являются объектами экологической экспертизы, и следовательно по ним не проводится оценка воздействия.
Российская Федерация принимает активное участие в международных проектах, реализация которых может оказать трансграничное воздействие на окружающую среду. Так, реализация проекта строительства газопровода «Nordstream» осуществляется с учетом требований Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, т.е. в рамках международных консультаций согласно Конвенции Эспо. Российской стороной сделан доклад о существующей процедуре, последовательности и сроках согласования представляемой ОВОС в органах исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющими надзор и контроль в соответствии со своей компетенцией. Таким образом, не смотря на то, что Российская Федерация не является Стороной Конвенции Эспо (подписана в 1991 г. от имени Правительства бывшего СССР), тем не менее, Россия, как страна-инициатор строительства газовой магистрали, определяет формат поэтапного участия иностранных государств. Учитывая возрастающую техногенную нагрузку на окружающую среду, в том числе, возникающую в результате реализации проектов добычи, транспортировки и переработки нефти и газа на приграничных территориях Российской Федерации, ратификация Российской Федерацией Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте представляется целесообразным и своевременным.
К нормативно-правовым подзаконным актам в области ОВОС относятся:
- указы Президента РФ (Указ Президента РФ от 04.02.1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»;
- постановления Правительства РФ (О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждения проектов строительства»);
- приказы Госкомэкологии РФ (приказ 372 от 16.05.2000 г. «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации»).
Нормативными документами, которые используются при проведении ОВОС также являются ГОСТы, ОСТы, СНиПы, СП и т.д.). Это нормативно-технические документы, которые содержат конкретные количественные нормативы, показатели и критерии. Нормативные документы и материалы субъектов РФ в области ОВОС разрабатываются в соответствии с федеральным законодательством.
К основным правовым актам по документации, содержащей ОВОС, предоставляемой на государственную экологическую экспертизу относятся:
1. Постановление правительства РФ от 16.02.2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» с изменениями от 28.01.2017 г.
2. Приказ Минприроды РФ от 29.12.1995 г. №539 «Об утверждении инструкции «По экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности».
3. приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. №372.