Понятие и становление оценки воздействия на окружающую среду
1.1. Предмет дисциплины ОВОС
Оценка воздействия на окружающую среду - относительно новый для России вид деятельности по обоснованию развития производительных сил. Более двух десятилетий в Российской Федерации развиваются рыночные отношения, что подтвердили десятки стран мира. В процессе строительства и размещения новых объектов производства, социального и иного назначения был сформирован существующий порядок их проектирования и эколого-экономического сопровождения. Внедрено множество инвестиционных проектов, что повысило роль экологической обоснованности принимаемых решений всех ветвей власти.
За последнее время качественно изменилось законодательство, в том числе и экологическое, в котором предусмотрено обязательное эколого-экономическое обоснование при разработке обоснований инвестиций при строительстве и реконструкции объектов. Одним из элементов обоснования является оценка воздействия выше указанных объектов на окружающую среду (далее ОВОС) в технико-экономическом обосновании (далее ТЭО) и проектно-сметной документации. ОВОС разрабатывается для предотвращения и минимизации загрязнения окружающей среды, деградации природных объектов, обеспечения экологической безопасности в местах размещения производственных объектов. Проведение ОВОС регламентирована Федеральными законами «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизы». Именно ОВОС предшествует принятию управленческого решения об инвестиции реализуемого проекта. Понятие ОВОС дано в приказе Госкомприроды РФ №372 от 16.05.2000 года «Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации». Согласно приказу оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду – процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. Целью ОВОС, согласно действующему законодательству, является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы, а также в обеспечении реализации конституционных прав граждан России на информацию, благоприятную природную среду и экологическую безопасность. Цель ОВОС и экологической экспертизы совпадает.
ОВОС предусматривает вариантность решений, учитывая особенности территорий и интересов населения. Так анализируются все разумные альтернативы, включая полный отказ от хозяйственной деятельности. Действительно, всегда ли оправдано строительство нового объекта? Вполне возможно, что цель будет достигнута путем повышения эффективности производства на существующих предприятиях. Так ОВОС, представляет собой анализ и сравнение всех реальных и разумных альтернатив (включая полный отказ от деятельности) на основе социально-эколого-экономических оценок каждой из них; форма, в рамках которой заказчик представляет результаты проведенных процедур ОВОС в процессе разработки проектного замысла на различных стадиях проектирования; инструмент принятия решений: результаты ОВОС должны представлять ясную картину альтернативных возможностей развития и их последствий для общества с взвешенной социально-эколого-экономической оценкой преимуществ и недостатков каждой альтернативы.
Целью оценки воздействия на окружающую среду является:
- всестороннее рассмотрение всех предлагаемых преимуществ и потерь экологического, экономического и социального характера, связанных с хозяйственным развитием; поиск оптимальных проектных решений, способствующих недопущению деградации окружающей среды, обеспечению социально-эколого-экономической сбалансированности хозяйственного развития, улучшению условий жизни людей, выработке эффективных мер по снижению уровня вынужденных неблагоприятных воздействий на окружающую среду до незначимого или приемлемого уровня.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- Выявление и анализ всех возможных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду района реализации хозяйственного проекта;
- Прогнозирование и оценка изменений окружающей среды, которые произойдут в результате оказанных на нее воздействий после осуществления намечаемой деятельности;
- Учет в подготавливаемых хозяйственных решениях возможных последствий их реализации.
Главной целью оценки воздействия на окружающую среду не является оценка как таковая, хотя качество оценки очень важно, а принятие решения директивными органами на основе этой оценки. Оценка воздействия на окружающую среду является неотъемлемой частью экологической экспертизы. Экологическая экспертиза (от лат.Expertus – «опытный») – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы (ЭЭ) в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта ЭЭ.
ОВОС предусмотрена и в зарубежных странах, в частности ЕЭС. Так, согласно Директиве ЕЭС №337/85 целью стратегической оценки является воплощение предупредительной экологической политики, активное участие общественности на всех стадиях осуществления государственной экологической экспертизы и принятия решения о реализации проекта, широкое информирование о результатах экологической экспертизы, проведение консультаций между заинтересованными лицами и публикация конечных результатов. Государственная экологическая экспертиза в Российской Федерации осуществляет проверку соответствия уже подготовленного решения экологическим требованиям. ОВОС направлена на выявление недостатков проекта по экологическим требованиям и принятия мер по его улучшению. Для предотвращения любых негативных последствий необходимо последовательно, этап за этапом, рассматривать и оценивать как прямые, так и косвенные последствия любого воздействия. Каждый из проектов, касающихся любого вида человеческой деятельности, формально включает в себя несколько этапов, начиная с декларации о намерениях, прединвестиционного и технико-экономического обоснования. Фактически сюда же следует относить и планирование послепроектной стадии. При этом на каждом из этапов осуществляемые оценки отличаются друг от друга как степенью (глубиной) проработки проекта, так и характером выводов, завершающих процедуру ОВОС. На этапах, когда требуется только обосновать необходимость данной деятельности, цель ОВОС – показать экологическую возможность её осуществления и сформулировать экологические предпосылки возникновения тех или иных экологических проблем, связанных как с региональными особенностями территории, так и с отраслевой спецификой деятельности. В том случае, когда известны качественные и количественные нагрузки на среду, требует от раздела ОВОС также конкретных количественных или качественных оценок возможных последствий с тем, чтобы предусмотреть такие технические и технологические решения, которые позволяют избежать или свести к минимуму нежелательные последствия.
Таким образом, согласованные с проектными решениями оценки составляют сущность раздела ОВОС, который является неотъемлемой частью проекта и вместе с ним представляются на государственную экологическую экспертизу. ОВОС как механизм понимания возможных последствий реализации проектных решений на всех стадиях позволяет увязать нередко взаимоисключающие интересы людей и решить возможный конфликт между различными общественными группами. Исходя из выше изложенного предметом дисциплины «Оценка воздействия на окружающую среду» являются общественные отношения, возникающие между субъектами по определению возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения и разработке мер с целью принятия экологически ориентированного управленческого решения при реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, урегулированные действующим законодательством.