Режимы функционирования ГСЧС
Режим повседневной деятельности | Режим повышенной готовности | Режим чрезвычайной ситуации |
• наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях; • планирование и выполнение мероприятий по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба от ЧС, а также по повышению устойчивости функционирования объектов хозяйствования в ЧС; • совершенствование подготовки органов управления, сил и средств ГСЧС к действиям в ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС; • создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; • осуществление целевых видов страхования. | • организация КЧС руководства функционированием ГСЧС и ее подсистем, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки в районе возможной ЧС и выработки предложений по ее реализации; • уточнение планов защиты населения и территорий от ЧС областей (районов) и планов ликвидации аварийных ситуаций на объектах; • усиление дежурно-диспетчерской службы; • усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов; • принятие мер по защите населения и окружающей среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов; • приведение в состояние готовности, уточнение планов действий и выдвижение в предполагаемый район ЧС средств ГСЧС. | • частичное или полное введение в действие планов защиты населения и территорий от ЧС областей (районов) и планов ликвидации аварийных ситуаций на объектах; • организация защиты населения в полном объеме; • выдвижение оперативных групп в район ЧС; • организация ликвидации ЧС; • организация работ по обеспечению устойчивого функционирования в ЧС отраслей экономики и объектов, полному жизнеобеспечению пострадавшего населения; • определение границ зоны ЧС; • осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории. |
Функции министерств по защите населения в чрезвычайных ситуациях
В ГСЧС основными министерствами, несущими ответственность за предупреждение и ликвидацию ЧС, являются МЧС, Минздрав, МВД, Минсельхозпрод, Минлесхоз, Минприроды и др. Степень участия различных министерств и ведомств в предупреждении и ликвидации ЧС демонстрируется таблицей 4.
Таблица 4
Степень участия структур ГСЧС в выполнении задач
Сфера возникновения ЧС | Основные задачи | |||
Прогнозирование ЧС | Предупреждение ЧС | Ликвидация ЧС | Обучение населения | |
Природные ЧС | Госкомгидромет, Минприроды, Минлесхоз | МЧС, Минлесхоз, Минсельхозпрод | МЧС, МВД, Минздрав, Минсельхозпрод, Минлесхоз, КГБ, Минжилкомхоз, Минсоцзащиты, Минторг, Госстрах | МЧС, Минобразования, Минжилкомхоз (только неработающее население) |
Техногенные ЧС | МЧС, Минпром, концерны «Белэнерго», Белнефтехим», «Белтопгаз», предприятие «Белтрансгаз» | МЧС, Минпром, Минтранспорта и коммуникаций, МВД, Госкомитет по авиации, БелЖД, Минархитектуры, КГБ, концерны «Белэнерго», «Белнефтехим», «Белтопгаз», предприятие «Белтрансгаз» | МЧС, МВД, Минздрав, КГБ, Минпром, Минархитектуры, Управление ж.д. войск, Минжилкомхоз, Минтранспорта и коммуникаций, Минтруда, Минторг, Минсоцзащиты, Госстрах | МЧС, Минобразования, Минжилкомхоз (только неработающее население) |
Биолого-социальные ЧС | Минздрав, Минсельхозпрод, Минлесхоз | Минздрав, Минсельхозпрод, КГБ, Минлесхоз | Минздрав, Минсельхозпрод, Минжилкомхоз, Минлесхоз | МЧС, Минобразования, Минжилкомхоз (только неработающее население) |
Экологические ЧС | Госкомгидромет, Минприроды | Минприроды, МЧС, КГБ | МЧС, Минприроды, Минжилкомхоз, Минсоцзащиты, Госстрах | МЧС, Минобразования, Минжилкомхоз (только неработающее население) |
Социальные ЧС | Минсельхозпрод, Минпром, КГБ, Минтруда, Минпром | Минздрав, МВД, КГБ, Минтруда, Минсоцзащиты | Минздрав, Минсоцзащиты, Минтруда, МВД, Минторг, КГБ | МЧС, Минобразования, Минжилкомхоз |
Министерство по чрезвычайным ситуациям
МЧС включает следующие основные подразделения:
· Управление по ликвидации ЧС;
· Управление гражданской обороны, государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;
· Управление пожаротушения;
· Управление организацией функционирования ГСЧС и Национального комитета по радиационной защите (НКРЗ);
· Организационно-аналитическое управление;
· Управление государственного пожарного надзора;
· Управление правового обеспечения и международных отношений;
· Комитет по промышленному атомному надзору;
· Комитет по организации ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
· Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и ЧС;
· Республиканский центр пропаганды и обучения населения и др.
Примечание: в процессе реорганизации МЧС отдельные структуры и их задачи могут быть изменены.
Основными задачами МЧС являются:
· реализация государственной политики в сфере предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
· руководство аварийно-спасательной службой ГСЧС;
· ведение гражданской обороны;
· разработка проектов государственных программ по защите населения и территорий в ЧС, их прогнозированию, предотвращению и ликвидации;
· организация оповещения руководящего состава, территориальных и отраслевых подсистем ГСЧС, КСЧ, а также населения о возникших авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и информирование о ходе ликвидации их последствий;
· контроль, государственная экспертиза и надзор за мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС;
· организация специальной подготовки руководящих кадров, обучение населения способам защиты и действиям в ЧС;
· организация ликвидации аварий, катастроф, стихийных бедствий;
· тушение пожаров, спасение людей, координация работы республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций по предупреждению и ликвидации ЧС.
МЧС наряду с другими функциями решает и задачи ГО, как составной части обороноспособности страны.
Гражданская оборона –система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Республики Беларусь от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для реализации принципа единоначалия отдельные структуры ГСЧС и МЧС становятся штабами ГО, а отдельные службы – службами ГО (рис. 15).
Кроме того, в мероприятиях ГСЧС принимают или могут принимать участие Минсвязи, Минфин, Минобороны, МИД и др.
Основными задачами ГО в мирное и военное время являются:
· планирование и организация мероприятий по ГО;
· оповещение населения об опасностях, возникающих в мирное и военное время;
· эвакуация людей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
· предоставление населению средств коллективной и индивидуальной защиты (убежища, противогазы и др.);
· инженерная, радиационная, химическая, медико-биологическая и противопожарная защита населения в ЧС военного времени;
· защита источников воды, продовольствия, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений от радиоактивного, химического и биологического заражения;
· подготовка экономики к устойчивому функционированию в военное время;
· подготовка нештатных формирований ГО для действий в ЧС мирного и военного времени;
· организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС военного времени;
· жизнеобеспечение пострадавшего населения;
· всеобщее обучение населения способам защиты в ЧС;
· обеспечение мобилизационной готовности населения;
· участие в ликвидации ЧС мирного времени.
ГО организуется по территориально-производственному принципу, т.е. начальниками ГО являются первые лица исполнительных органов власти и руководители объектов.