Экология как наука. Объект, предмет, цель, задачи экологии. Методология.
Экология (от греч. «oikos» — дом, жилище, убежище, местообитание и «логос»-— учение, наука) — наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их средой, о структуре и функционировании надорганизменных систем (любые объединения организмов, пример: популяции, биотические сообщества, экосистемы, биосфера).
Термин ввел в 1866 году нем. биолог-эволюционист, профессор Йенского университета Эрнст Геккель (1834-1919) (труд «Всеобщая морфология организмов»). Считал, что экология должна изучать различные формы борьбы за существование, по Геккелю: Экология – это познание экономики природы, наука о взаимоотношениях организмов с органическими и неорганическими компонентами среды.
Экология как наука характеризуется наличием собственного объекта, предмета, цели, задач и методов.
Объект – часть окружающего мира, который изучается наукой, предмет – наиболее главная существенная сторона ее объекта.
Объектом экологии являются биологические системы организменного и надогранизменного уровня. Главный объект изучения в экологии экосистемы, представляющие собой единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой их обитания. Кроме того, в область ее компетенции входит изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), их популяций, т. е. совокупностей особей одного вида (популяционно-видовой уровень), биотических сообществ, т.е. совокупностей популяций (биоценологический уровень) и биосферы в целом (биосферный уровень).
Предметом экологии является взамоотношения организмов и надорганизменных систем с окружающей их средой.
Цель и важнейшая проблема экологии - вывести человечество, из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.
Задачи экологической науки состоят в следующем:
1. разработка теории и методов оценки устойчивости экологических систем на всех уровнях, включая биосферный.
2. исследование регуляции численности популяций, биотического разнообразия и механизмов его поддержания, регулирующего воздействия биоты на окружающую среду.
3. изучение и прогнозирование изменений биосферы под влиянием естественных (природных) и антропогенных факторов и оценка их экологических последствий.
4. оценка состояния и динамики природных ресурсов и экологических последствий их потребления.
5. разработка и совершенствование методов управления качеством окружающей среды.
6. формирование биосферного уровня мышления экологизация сознания людей, выработка норм экологической этики и морали
7. оптимизация экономических, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития.
8. стратегическая задача – развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.
Методы экологических исследований подразделяются на неспецифические (использует методы биологических и небиологических наук, н-р математики, физики, генетики, цитологии и т.п.), специфические (пример, количественный анализ структуры и функционирования надорганизменных систем).
Методическую основу экологии составляет сочетание системного подхода, натурных наблюдений (полевые методы)(это методы, позволяющие изучить влияние комплекса факторов естественной среды на естественные биологические системы и установить общую картину существования и развития системы), эксперимента (это методы, позволяющие изучить влияние отдельных факторов естественной или моделированной среды на естественные или моделированные биологические системы. Они применяются в сочетании как с полевыми, так и с лабораторными методами), лабораторных исследований (это методы, позволяющие изучить влияние комплекса факторов моделированной в лабораторных условиях среды на естественные или моделированные биологические системы. Эти методы дают возможность получить приблизительные результаты, которые требуют дальнейшего подтверждения в полевых условиях и моделирования), моделирования и прогнозирования.