Экологическая оценка производства
На национальном и международном уровнях принят ряд документов «Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) в трансграничном контексте», регламентирующих порядок подготовки и принятия экологически значимых решений в сфере хозяйственной деятельности.
Система подготовки и принятия экологически значимых решений предусматривает:
— изучение экологических, последствий альтернативных вариантов ведения планируемой деятельности, включая «нулевой» (отказ от планируемой деятельности), проводимое до принятия решения о начале реализации этой деятельности;
— прогнозирование изменений состояния окружающей среды после реализации проекта по рассматриваемым вариантам, в том числе и «нулевом»;
— участие общественности в процессе подготовки и принятия решений;
— оценку последствий планируемой деятельности объекта для его нормального и аварийного режимов функционирования.
Очень важными являются понятия жизненного цикла объекта, продукции (изделия). Под жизненным циклом объекта подразумевается последовательность этапов (за исключением проектирования) строительства, введения в эксплуатацию, функционирования, вывода из эксплуатации (консервации, ликвидации). Необходимо отметить, что сейчас чаще всего рассматривают только стадию функционирования, что не позволяет полностью оценить экологические последствия реализации проекта.
Анализ жизненного цикла продукции предусматривает рассмотрение — этапов получения сырья и материалов, производства продукции, ее использования, утилизации (обезвреживания, захоронения). Для некоторых видов изделий могут рассматриваться еще стадии транспортировки, хранения. Такой анализ позволяет получить достаточно полное представление о «цене», которую необходимо заплатить окружающей среде в результате организации производства конкретной продукции. Он позволяет оценить уровень «экологичности» конкретного изделия, продукции и отдать предпочтение тому, который на всех этапах жизненного цикла оказывает минимальное воздействие на окружающую среду. Учет результатов анализа жизненного цикла изделия позволяет избежать ряда проблем, связанных с утилизацией (обезвреживанием) отходов потребления.
Процедура ОВОС имеет несколько этапов.
Целью первого этапа является разработка намечаемой деятельности и информирование общества об ее содержании. По итогам этого этапа инициатором (заказчиком, организатором) деятельности готовится «Уведомление о намерениях».
На втором этапе выявляются все возможные воздействия будущего народнохозяйственного объекта на окружающую среду с учетом природных условий конкретной территории. По результатам этого этапа готовится «Заявление (уведомление) о воздействии на окружающую среду», с которым могут ознакомиться все заинтересованные стороны, органы государственного управления и контроля, общество.
На третьем этапе с помощью общественных слушаний «Заявления о воздействии на окружающую среду» выявляются экологические, социальные, экономические и другие последствия реализации намечаемой деятельности на данной территории в определенный отрезок времени. По результатам слушания оформляется «Протокол общественных слушаний», на основе которого выполняется корректировка проектных решений, складывается программа дополнительных работ. Реальное участие общества в принятии решений обеспечивается реализацией принципа «Деклараций Конференции ООН по окружающей среде и развитию» (Рио-де-Жанейро,1992) и «Руководящих принципов по обеспечению доступа к экологической информации и участия общества в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды», принятой Европейской Экономической Комиссией ООН.
На четвертом этапе проводится корректировка проекта по результатам общественных слушаний. Разрабатываются дополнительные мероприятия, направленные на предотвращение отрицательных экологических и других последствий.
На пятом этапе готовится «Заявление (уведомление) об экологических последствиях», в котором содержатся гарантии инициатора деятельности обществу о недопущении отрицательных экологических и связанных с ними социальных экономических и других последствий в случае реализации проекта.
При экологическом подходе к определению допустимых нагрузок на территорию, экосистему учитывают воздействие вредных факторов не на единичный организм, а на биоценоз и экосистему в целом. Главным критерием при этом выступает стабильность (устойчивость) системы.
Для каждой экосистемы используют свои критерии качества природной среды, которая зависит от экологического резерва этой экосистемы и экологических возможностей региона. Экологический резерв экосистемы характеризуется предельно допустимой экологической нагрузкой (ПДЭН) загрязнения на конкретную территорию. Это такая нагрузка, при которой антропогенное давление соответствует биохимической активности и физической устойчивости природной среды. Нормальное функционирование в условиях загрязнения возможно в условии не превышения ПДЭН.
Оценить возможные экологические и социально-экономические последствия осуществления проектов, обоснованность и достаточность предлагаемых мероприятий по охране окружающей среды призвана экологическая экспертиза. Кроме проектно-планировочной документации экологической экспертизе подлежат действующие предприятия и другие объекты, экологическое состояние отдельных районов, системы и объекты, реализация (эксплуатация) которых может привести к нарушению норм экологической безопасности.
Государственную экологическую экспертизу в Республике Беларусь проводят специализированные экспертные подразделения, которые входят в состав Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, с участием специалистов НИИ, ВУЗ, общественности. Порядок проведения экологической экспертизы установлен Законом РБ «О государственной экологической экспертизе».
По результатам проведения государственной экологической экспертизы выдастся заключение, которое содержит оценку экологической безопасности, планируемой хозяйственной или другой деятельности и выводы о целесообразности ее реализации. При выдаче отрицательного заключения могут предлагаться условия, при выполнении которых планируемая деятельность будет возможной.