Экологическое сознание и личность
Рассмотрение экологического сознания, его содержания и особенно процессов, происходящих в нем, и их динамики приводят нас к необходимости поиска зависимости этих процессов сознания от личности его носителя.
Понятие личности, как известно, является одним из основных понятий психологии, и его определение не может претендовать на полную законченность, оно всегда будет связано с подходом к этому понятию с позиций лица, дающего определение.
Вот несколько определений личности
Личность - целостный человек в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций.
Личность - характер, темперамент, способность, совокупность преобладающих чувств и мотивов действия, особенности протекания психических процессов.
Личность - это субъект сознательной деятельности в моти-вационной сфере с его потребностями, интересами и направленностью.
Личность - это динамическая организация в индивиде тех психофизиологических систем, которые определяют его характерное поведение и образ мыслей.
Как следует из приведенных определений, одни авторы исходят- из понятия личности как сплава различных свойств, которые реализуются через поведение, а другие - рассматривают личность как совокупность таких свойств.
Интересен подход к понятию личностных свойств с психофизиологических позиций В.Д. Небылицина, который считал, что личностные свойства определяют индивидуальные пределы интенсивностей биологических процессов, в рамках которых еще возможно приспособление и адекватное осуществление психических функций.
Попытки определить личность через какие-то свойства или процессы делались уже давно. Так, ряд психологов считают, что существенной характеристикой личности являются самосознание и самооценка, которые выражаются в установках, поведении и отношении к другим.
Начиная с З.Фрейда, авторы некоторых теорий связывают понятие личности с особенностями отношения к конфликту и способам его разрешения, при этом решающим является конфликт бессознательного и сознательного. Т.Миллон высказывает мнение, что личность определяет стиль защиты от состояния тревоги и т. п.
Можно привести и другие определения личности, но в каждом из них присутствует одно - личность формируют особенности психических процессов, которые определяют ее отличия от других людей.
Нам представляется, что это определение не совсем правильное, оно скорее характеризует индивидуальность. Так, если два человека отличаются друг от друга, предположим, только временем сенсомоторной реакции или разным уровнем тревожности, то это еще не значит, что перед нами две личности. То, что принимают за свойства личности, на самом деле лишь проявление личности в ее взаимоотношениях с внешним миром, поэтому, вероятно, ближе к истине стоят те исследователи, которые расценивают личность как нечто цельное, как сплав психических процессов, как интернальную характеристику психики.
Постараемся подойти к пониманию личности в ее отношениях к экологическому сознанию через особенности формирования личности. Личность не является прочной, застывшей, раз и навсегда данной характеристикой, в ее формировании лежат три основные группы факторов: врожденные, генетически закрепленные, привносящие в личность элементы генетической памяти; определяемые индивидуальным опытом; отражающие общественно-исторический опыт поколений, т. е. обучение и воспитание.
Рассматривая роль наследственных факторов в формировании личности, мы не будем касаться проблем, тесно связанных со свойствами нервных и психических процессов, укажем лишь на характерную для личности особенность: унаследованные признаки, свойства не являются точным воспроизведением генетической матрицы, личность формируют те случайные процессы, которые, не нарушая общей генетической структуры, обуславливают не выходящие за определенные пределы отклонения унаследованного признака или их совокупности. Вообще следует сказать, что роль случайности в функционировании очень сложных нелинейных систем, какой является психика, лишь только сейчас начинает исследоваться методами синергетики.
Роль опыта, приобретенного в процессе непосредственных контактов с внешним миром, является необычайно важной, прежде всего потому, что именно опыт формирует осознание «Я» в его противопоставлении к «неЯ», т. е. наиболее главный признак личности.
Представление о «Я», накладываясь на унаследованные признаки психических процессов, закладывает базу для реализации личности в его активных и пассивных контактах с внешним миром. Воспитание и обучение обуславливают коррекцию формы проявлений реализации личности.
Вероятно, именно генетические факторы лежат в основе того внутреннего проявления личности, которое отражается в сознании как единство, вернее, сопричастность человека к природе. Такое единство реализации личности, единство внешнего и внутреннего, которое было характерно для античности, в какой-то мере сохранилось в экологическом сознании и до сегодняшнего дня. М.М.Бахтин писал: «Грек именно не знал нашего разделения на внешнее и внутреннее (немое и незримое). Наше "внутреннее", для грека, в образе человека располагалось в одном ряду с нашим "внешним", то есть, было также видимо и слышимо и существовало вовне для других, так же как и для себя». Продолжая эту мысль, можно предположить, что личность - это и есть единство внешнего и внутреннего, открытое для других в действиях, поступках, словах, личность - это уникальный вариант исторического развития человека, уникальный, т. е. неповторимый.
Личность видима и слышима, она раскрывается через особенности своих поступков, действий, убеждений и чувств, которые, как мы говорили, не совсем верно называются свойствами личности. Личность реализуется через различные психические процессы и свойства. Изменение связей и отношений между этими свойствами и процессами характеризует динамику личности. Связи формируют систему. Основные положения теории систем для психологии были разработаны С.Л.Рубинштейном (1946), Б.Г.Ананьевым (1969), А.Н.Леонтьевым (1975), В.П.Зинченко (1980) и Б.ФЛомовым (1975, 1989).
Личностные особенности протекания психических процессов, объединенных в систему, через которые возможен подход к раскрытию личности, рассматривается сейчас через системное понятие индивидуального стиля, который, согласно теории Б.М.Теплова (1985) и В.Д.Небылицина (1966), определяется как интегральный показатель системы приемов и способов деятельности.
Отвлекаясь немного, скажем, что раскрытие психики, в том числе и личности, через деятельность является несомненной заслугой отечественной психологии, в первую очередь С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, А-Н.Леонтьева, В.П.Зинченко.
Основываясь на этой концепции, Е.А.Климов, много лет посвятивший изучению этой проблемы, определил индивидуальный стиль как «индивидуально своеобразную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обоснованной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности» (1969, с.49).
Было доказано влияние личности на выбор и реализацию той или иной стратегии (Nahrer, 1982), а 0-А.Конопкин и В.И.Моро-санова (1989) сделали попытку связать стиль деятельности с особенностями личности.
Исходя из положения, что личность раскрывается через индивидуальный стиль деятельности, можно подойти к расшифровке личности на базе анализа действий и поступков, а также выяснения аксиоматики базовых положений, из которых исходит личность, осуществляя деятельность. Такая попытка была сделана на основе выявления особенностей личности через ее направленность. Как известно, можно, используя критерии направленности личности преимущественно на себя, внутрь или вовне, расположить ее на полярной шкале «интроверсия-экстраверсия». Имеется ряд разработанных тестов, позволяющих выявить степень экстравертированности или интровертированности личности. Было показано, что эти различия определяют уровень экспрессивности и эмоциональности, а также характер социальной активности.
При исследовании экстравертов и интровертов мы не смогли найти каких-либо особенностей, связанных с содержанием экологического сознания. Не подтвердилось и предположение, казавшееся естественным, о большой выраженности инертности, ригидности этого сознания у интровертов. Пожалуй, единственное, что было обнаружено, это некоторая тенденция к большей оценке значимости экологических событий у экстравертов. Это лишний раз подтверждает наше предположение, что личность не содержание, а способ мышления, его стиль.
Содержание и направленность сознания, в том числе и экологического, формируется по мере того, как поступающая информация, преломляясь через особенности личности, образует личностное представление о ситуации, оценку ее значимости, ее личностный смысл, который можно трактовать как место ситуации, объекта в психологическом поле, согласно мнению К. Левина, или их место на шкале ценностей. Личностный смысл следует отличать от житейского понятия смысла как меры выгоды, пригодности какого-либо явления, объекта, процесса для удовлетворения прежде всего материальных потребностей человека. Личностный смысл определяется вкладом познанного в гармонию внутреннего мира человека.
Экстраверсия и интроверсия - это, по-видимому, врожденные характеристики личности, отражающие ее глобальную, общую направленность, но сознание может использовать для реализации личности такое свойство, как установка личности, которая играет в активационных процессах не меньшую роль, чем внимание, и отражает ожидание личности в ее связях с внешним миром.
Установка личности на признание значимости экологических отношений и их динамики делает экологическое сознание более емким и более активным. Б.Ф. Ломов, прекрасно понимая целостность личности, предложил использовать термин «личностные факторы» как искусственно выделенные грани личности и отнес эти факторы к трем общим психологическим категориям - регулятивным, когнитивным и коммуникативным. А.А. Алдашева, анализируя особенности личностной адаптации, также пришла к выводу о трех типах личностного поведения - эмоциональном, когнитивном и коммуникативном.
Одним из таких важных регулятивных факторов является так называемый локус-контроль, концепция которого разработана Дж. Роттером. Он считал, что локус-контроль - это свойство человека эффективно контролировать возникшую ситуацию или владеть ею.
Всех людей можно расположить в континууме между двумя крайними точками - внешним и внутренним локус-контролем. Под внешним контролем подразумевается восприятие положительных или отрицательных событий или объектов, которое не связывает их с личным поведением, т. е. данное событие расценивается как независимое от личности, возникшее и протекающее вне его участия или начального толчка, оно неподконтрольно личности и фатально (человек не может остановить процесс, изменить его ход или предотвратить его появление).
Внутренний контроль характеризует восприятие внешних событий как связанных с влиянием человека, зависящих от его действий и полностью подконтрольных человеку. Люди с преобладанием внутреннего контроля в большей степени используют когнитивные процессы для анализа ситуации, получения полной информации о происходящем событии и его динамике, разработки методов и способов влияния на текущие события или предупреждения появления нежелательных жизненных ситуаций. Они склонны к разработке программ и планов поведения. Именно к ним можно отнести положение У. Джемса (W.James, 1911), что «сознание создает реальность окружающего мира путем селективного отбора из цветущей, жужжащей неразберихи внешних стимулов тех из них, которые для сознания полезны с практической точки зрения или усиливают его волеизъявление». Люди с высоким внутренним локус-контролем склонны к доминантности как форме группового общения, высокому уровню устойчивости и оптимизму.
При внешнем контроле в основном преобладает пассивно-поведенческая форма ответа на те или иные события во внешней среде, т. е. отказ от всякого противодействия, от агрессивно-активного поведения против угрозы, доминирует тенденция ухода от конфликта, примирения с неблагоприятным фактором или событием.
При преобладании внутреннего контроля поведенческий акт включает активное противодействие нежелательному событию и поддержку, усиление положительного. Происходит включение когнитивных процессов, направленных на поиск и формирование эффективных программ поведения в интересах личности и активационных процессов, определяющих решительность и настойчивость в осуществлении решений. Одной из важных особенностей личности с высоким внутренним локус-контролем является постоянное чувство сопричастности к внешним событиям и процессам. В экологическом сознании таких людей доминирует чувство хозяина, но в рефлексивных играх они относятся к природе с уважением, как к достойному противнику.
Рассматривая разнообразные аспекты экологического движения на его современном этапе, можно видеть, что различия в типе локус-контроля отражаются в экологическом сознании в разных позициях по отношению к направленности и активности этого движения. Так, при внешнем контроле отмечается тенденция к позиции ретризма, (возврат к старине путем остановки всякого научно-технического прогресса). При преобладании внутреннего контроля большую роль играет тенденция поиска субоптимальных, компромиссных решений.
Вместе с тем преобладание внешнего контроля способствует вовлечению этих людей в экологическое движение при достаточной активности окружения. Лица с высоким внутренним контролем вовлекаются труднее, но, вступив в движение, они сохраня-ют*ему верность, невзирая ни на какие обстоятельства.
С локус-контролем в некоторой степени связан и такой личностный фактор, как самооценка, которая определяет выбор собственных действий человека в решении той или иной проблемы, а также ряд параметров этих действий. Надо сказать, что внешний или внутренний локус-контроль не обязательно должен быть связан со всеми проявлениями отношений между личностью и явлениями внешнего мира. Так, есть люди, у которых выраженный внутренний локус-контроль в коммуникативной сфере общения с другими людьми сочетается со столь же выраженным внешним локус-контролем во взаимоотношениях с природой. Внешний локус-контроль в отношениях с людьми часто сосуществует с внутренним по отношению к технике и т. п.
Уровень самооценки - это не самочувствие человека, определяемое особенностями его функционального состояния, это представление человека о своем месте в структуре мира и общественных отношений, оценка своей возможности управлять структурами или элементами структуры, степень ответственности за динамику среды, которую человек возлагает на себя.
Мы еще вернемся к проблеме самооценки, когда будем рассматривать проблему рефлексии.
Среди ряда обобщенных характеристик личности М.Фридманом и Р.Розенманом в 1974 г. был предложен показатель ТАВР (Tipe a Behavior Pattern). Человек типа А описывается как постоянно спешащий, нетерпеливый, агрессивный и неспособный к релаксации. Люди типа А имеют тенденцию работать быстро, поддерживать в коллективе высокий темп работы, характеризуются требовательностью к себе и подчиненным, доминантны в межличностных ситуациях. Они имеют тенденцию совмещать одновременно различные виды деятельности, менее склонны к компромиссным решениям и несколько преувеличивают значимость ситуации, к которой имеют отношение.
Трудно сказать, является ли показатель ТАВР характеристикой личности или просто описывает один из видов холерического темперамента. Мы упомянули о нем лишь потому, что такие люди обычно составляют ядро, наиболее активную часть энтузиастов экологического движения, но редко становятся лидерами этого движения как политической партии.
Очень большую роль в формировании личности играют такие факторы, как устойчивость и тревожность. О тревожности мы уже неоднократно говорили, рассматривая проблемы напряженности и конфликта, здесь добавим только, что высокий уровень тревожности очень часто является решающим в формировании личности и в ее проявлениях.
Под устойчивостью понимается способность к сохранению исходного состояния, позиции, мнения и т. п. при воздействии на человека различного рода возмущающих факторов, начиная от физических, предметных и кончая информационными. Значимость этого фактора определяется тем, что экологическое сознание не является однородным, оно, как и сознание вообще, сплошь состоит из противоречий, связанных с противоречиями потребностей, как духовных, так и материальных, противоречиями между «Я» и «неЯ», противоречиями установок, оценок и противоречиями поступающей информации. Поэтому выработанные в результате воспитания, обучения, личного опыта убеждения, формирующие содержание сознания, постоянно находятся в состоянии неустойчивого равновесия.
Устойчивость как проявление личности и есть тот механизм, который позволяет сохранять это равновесие. Следует подчеркнуть, что устойчивость как личностный фактор не идентична устойчивости в психофизиологическом понимании, где она определяется как способность поддерживать должный уровень функционального состояния и структуру его регуляции. Устойчивость личности, устойчивость сознания - это способность сохранять содержание понятий, суждений и умозаключений, способность к осуществлению операций их преобразования несмотря на влияния среды, затрудняющие или противоречащие этим понятиям или операциям. Устойчивость определяет стабильность внутреннего мира человека.
В осознании ситуаций и в своей деятельности человек постоянно встречается с конфликтами: внешними, независящими от человека и не связанными с его деятельностью, а также внутренними, обусловленными столкновением интересов во внешнем мире или в самом сознании. В результате поступающей в процессе конфликта информации, не связанной непосредственно с содержанием конфликта, или случайной, но, возможно, ложной или связанной лишь с деталью конфликта, а также вследствие естественных нестационарных флюктуации в самом сознании временно (на определенный период) начинает доминировать то одна, то другая сторона конфликта. Устойчивость и является механизмом поддержания стабильности, защиты от этих флюктуации.
Связана ли физиологическая устойчивость с устойчивостью личности? Вероятно, такая связь есть, о чем говорят результаты исследований так называемых измененных состояний сознания, возникающих при воздействии внешних факторов (Д.Л.Спивак, 1999), а также динамики личности при крайне тяжелых состояниях, вызванных войной, стихийными бедствиями и т. п.
В широко развивающемся сейчас направлении гуманистической психологии особое значение придается такому свойству сознания, как рефлексия. Под рефлексией понимается осмысливание личностью своих собственных действий и законов, вызывающих их, направленное на самопознание. Это диалог, который сознание ведет само с собой, опираясь на естественную логику событий, но создавая свою собственную логику, свои собственные законы, которые определяют результат процесса самопознания. Рефлексия как свойство сознания уже давно стала предметом изучения философов и психологов, а искусство, особенно художественная литература, почти целиком построены на рефлексии. Трагедии В.Шекспира, «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина, «Отец Сергий», «Крейцерова соната», «Война и мир» Л.Н.Толстого, романы Ф.Достоевского являются прекрасными образцами такого рефлексивного искусства. Своего апогея рефлексия достигла в произведениях Пруста, Кафки, Джойса, почти вытеснив действия и поступки.
П.Тейяр де Шарден писал о том, что рефлексирующее сознание является центральным феноменом человека, обеспечивающим его свободу и возможность самосознания. Рефлексия, как высший этап развития психики, дала возможность проявления таких личностных факторов, как самосознание, самоосмысливание, самоактуализация, стала основой саморазвития.
Рефлексия определяет такие признаки бытия человека, как его уникальность, неповторимость даже по отношению к самому себе, поскольку всегда происходит процесс саморазвития личности, коррекция установок, познание новых законов, отношений и т. п. «Я» сегодня уже не тот, что был вчера, и не тот, каким буду завтра.
Еще одним признаком, связанным с рефлексией, следует признать парадоксальность личности, поскольку в сознании одновременно сосуществует целый ряд противоположных, нередко взаимоисключающих друг друга тенденций, влечений, которые могут формировать конфликты, но могут и не вступать в противоборство.
Этот сложный конгломерат может существовать в сознании только благодаря рефлексии, определяющей наличие логики парадокса. Противник насилия как формы общения становится выдающимся полководцем, гениальный химик клеит чемоданы, а писатель пашет землю и тачает сапоги, изобретатель динамита учреждает премию мира и т. п. Пожалуй, наиболее ярко это показал Г.РДер-жавин в своей знаменитой оде «Бог».
Важной производной от рефлексии является открытость сознания как свойство, которое обеспечивает его бесконечную способность охватить все не только доступные, но и недоступные восприятию проявления мироздания, способность вовлекать в формируемые в сознании схемы мира содержание поступающей информации.
Открытость и парадоксальность обуславливают такое свойство сознания, как психологический импрессионизм, несводимость сознания только к инвариантным базовым характеристикам и концепциям. С одной стороны, это стремление сформировать мировоззрение на основе устойчивой картины мира, а с другой - признание «летучести», эфемерности этой картины, рано или поздно сменяемой другой, с другими законами и отношениями.
Рефлексивность, как свойство экологического сознания, обеспечивает построение у человека своей индивидуальной картины мироздания и своего места в этой динамичной картине, постоянно меняющей свое обличие. Каждый закат солнца неповторим и уникален, каждое облако непохоже на другое, но это мой закат, мое облако, и они не будут такими ни для кого другого, даже если этот другой стоит рядом со мной.
Одной из существенных задач рефлексирующего экологического сознания является анализ противоречий, возникающих в сознании как отражение реальных противоречий, существующих во внешнем мире. Главная трудность подобного анализа связана с таким свойством рефлексии, как сомнение. Эта категория познания в рефлексирующем сознании была введена Р.Декартом, который придавал ей исключительно большое значение как инструменту истины.
Сомнение - это важный стимул познания, заставляющий вновь и вновь расширять круг вовлеченных в фокус сознания объектов. Свойство критичности близко понятию сомнения и реализуется в поиске уязвимых, слабых мест в том или ином построении абстрактной модели внешнего мира, сформированной сознанием.
Вероятно, одним из наиболее частых объектов рефлексии является понятие цели, особенно в ее глобальной постановке, которая, возможно, сама послужила базой для появления рефлексии, постановке, формируемой в виде вопроса: в чем смысл жизни?
Отвечая на вопрос, что такое личность, поставленный в начале главы, наверное, можно было бы сказать: личность - это человек с особенностями его рефлексирующего сознания.
Большую роль в проблематике экологического сознания и сознания вообще играют связанные с рефлексией понятия самоорганизации и самореализации, относящиеся к процессу появления и развития «Я» как личности.
Под самореализацией обычно понимается сбалансированное и гармоничное раскрытие всех сторон личности и их использование в решении проблемы поиска своего места в природной и социальной структурах. Проблема самореализации активна тогда, когда она основывается на абстрактных ценностях. А.Н.Леон-тьев, приводя выражение В.Франкла «если потребности толкают нас, то ценности притягивают», подчеркивает, что это есть констатация роли потребности в формировании индивидуально-предпочитаемого желаемого и роли ценности как желательного, т. е. идеала, к которому стремится человек.
Вероятно, нет единого решения проблемы самореализации, и здесь выделяют две тенденции, обычно называемые западной и восточной, которые исходят из различий в понимании сущности «Я», его целевой и смысловой сущности.
Самореализация по западному образцу - это активная, преобразующая деятельность, связанная с реальными материальными ценностями. Восточная модель предполагает самоуглубление, замыкание в себе, формирование абстрактных духовных ценностей.
В процессе самоорганизации личность формирует ответ на три главных вопроса, в свое время поставленных И.Кантом: «Что я могу знать, что я должен знать и на что я могу надеяться?» Ответ на первый вопрос формируют когнитивные реакции и процессы, второй раскрывается в поведенческих реакциях, а третий - в формировании цели-идеала.
В определенном смысле самоорганизация и самореализация есть не что иное, как развитие и реализация задатков человека, его способностей, дарований и черт характера путем осуществления той или иной деятельности, имеющей социальную, внешнюю и внутреннюю направленность. С позицией синергетики самореализацию можно рассматривать, как образование упорядоченных структур в неупорядоченных стохастических системах. «Процесс самоорганизации с этих позиций представляет собой автоматический процесс, при котором выживают комбинации, выгодные с точки зрения адаптации» (И.Пригожин).
Толчком для самопознания и самореализации является знание, на основе которого по определенным неинициируемым параметрам классифицируется и осмысливается мир, «Я» и определяется место и роль «Я» в этом мире.
Важным элементом этого, по вырожению А-Шутца, «жизненного мира» является определение цели или, в обобщенном виде, смысла жизни. В первоначальной концепции А.Адлера целью является достижение превосходства, совершенства и гармонии, выступающих в виде идеала, т. е. социального интереса. В пределе самореализации лежит полный выход за границу самого себя и достижение единства во всей полноте мира.
Исходя из различий во взгляде на концепцию «Я», предполагаются два варианта самореализации. Основываясь на взглядах З.Фрейда и близких к его концепции ученых на «Я» как на слабого посредника, мечущегося между инстинктивными влечениями и запретами сознания, саморегуляция ставит целью компенсацию слабости и беспомощности «Я».
Второй вариант базируется на позитивном и социально ориентированном «Я», которое ставит целью поддержку, охрану и развитие общечеловеческих ценностей.
Вместе с тем вряд ли можно согласиться с таким черно-белым определением целей «Я», исходя из противоречий и сложностей сознания. Л.Н.Гумилев, раскрывая понятие самореализации через характеристики пассионаров (носителей пассионарности этноса), показал необходимость сочетания «положительных» и «отрицательных» с позиций обыденного сознания качеств. Вероятно, будет правильнее, по крайней мере для экологической стороны сознания, отказаться от оценок «хорошо» и «плохо» при рассмотрении теоретических проблем самореализации, характеризуя лишь конкретные проявления, исходя из ситуации, принятой в данный период исторического развития за идеальную.
Непосредственным объектом, на который направлена самореализация личности в экологическом плане, является удовлетворение материальных и духовных потребностей.
В зависимости от некоторых особенностей «Я» самореализация может и не зависеть от мнения или позиции конкретного социума, от отношения его к результату самореализации. Типичным для такой формы самореализации является поведение, установка сознания ученого, новатора, смысл деятельности которого заключается в борьбе с устарелыми взглядами, застывшими канонами, не выдерживающими напора новых знаний, или раскрытии новых граней старых истин.
При другой форме личность реализует себя, как бы растворяясь в других людях, посвящая себя служению обществу, отказываясь от своего собственного интуитивного стремления или же просто принимая форму поведения, выраженного в форме одобренного обществом образа. Такая форма самореализации может быть принята как временная мера при столкновении с незнанием. Так, исследование адаптации группы людей к условиям высокогорья показало, что в начальный период вся группа независимо от особенностей ее членов принимала единый стиль поведения (A.A-Алдашева, 1986). Такое же единство самореализации было обнаружено этим же автором при исследовании офицеров-подводников на начальном и конечном этапах дальнего многомесячного похода. Может быть, именно этим объясняется так называемый феномен «различия места», когда психологические различия среди членов коллектива оказываются меньше, чем между такими же коллективами, но работающими в другом месте. Многие из проблем самореализации, особенно самореализации в группе или коллективе, самореализации коллективов, хорошо изучены в социальной психологии, в частности проблема «личность и коллектив», поэтому мы не будем дальше развивать эту тему.
Третья форма самореализации - это философская, духовная самореализация, когда личность реализует себя не в деятельности, а в построении абстрактных схем мироздания, абстрактных схем взаимоотношений личности и человечества. Часто такая самореализация приобретает вид приверженности к той или иной философской концепции, например к модной сейчас философии дао, некоторым вариантам буддизма.
Так, на ранних этапах христианства была распространена такая форма самореализации, как отшельничество или схима, т.е более официальная форма ухода из общества. К этой же форме самореализации принадлежит подвижничество во имя вечных истин, концепций добра, человеколюбия, отечества и т. п.
Наконец, следует упомянуть об очень распространенной форме самореализации, связанной с осуществлением конкретной материальной цели, выраженной в продвижении по служебной лестнице (карьера как форма самореализации), накоплении денежных средств или достижении других форм материального благополучия.
Побудителями самореализации являются мотивы, которые, закрепляясь, переходят в черту характера и проявляются в действиях (С.Л.Рубинштейн), и в процессе деятельности формируется новая личность, с новыми связями и более сложной структурой.
Актуализация мотивов обуславливается выраженностью некоторых факторов, которые Э.Шостромом объединены в четыре группы: честность (прозрачность, искренность, аутентичность), осознанность (способность формировать свое собственное мнение, быть самим собой), свобода (целостность сознания, уверенность в своих силах, убежденность в возможности преобразования ситуации, духовность) и доверие (глубокая вера в других, социальная интегрированность). Он писал: «От нас зависит, предаться ли разгулу и, потеряв человеческий облик, опустится на дно или подняться к высотам разума и беседовать с вечностью».
Особенностью экологического сознания является то, что в процессе самореализации личности оно практически мало связано с такими свойствами, как способность, задатки, и поэтому виды самореализации, связанные со взаимодействием с природой, в значительно большей степени зависят от условий, в которых находится человек.
Такие личностные факторы, как выраженность стремления к самоутверждению, четкость постановки цели и способность к своевременной коррекции цели, вплоть до переориентировки деятельности на другие цели, уверенность, устойчивость в значительной мере способствуют самореализации. Среди них особое место занимает воля, обеспечивающая помехоустойчивость сознания, устойчивость в достижении цели несмотря на встречающиеся неудачи и, что особенно важно, способность вовремя отказаться от цели или используемой для ее достижения стратегии и программы, если становится ясной их неоптимальность или ошибочность. 7
Для экологического сознания волевые характеристики личности имеют особое значение, так как они направлены главным образом внутрь себя, формируя выраженность и устойчивость сознательно принимаемого решения о самоограничении при удовлетворении потребностей за счет разрушения природы.
Большое значение в становлении личности имеют и такие интегральные свойства, как автономность, т. е. способность к самостоятельным решениям, динамичность, конструктивность, направленность ценностных ориентации, а также ролевые и статусные характеристики.
В.П.Зинченко подчеркивает важность в раскрытии личности таких обобщенных характеристик, как духовность, конгруентность (способность к формированию тесных контактов в результате совпадения взглядов), твердость, интернальность или экстерналь-ность, личностное богатство.
Серьезных работ, посвященных этому направлению экологического сознания, нам не удалось найти, хотя многие авторы принимают за аксиому, что эти проявления личности, особенно связанные с духовностью, наиболее четко проявляются именно тогда, когда сфера сознания захватывает экологические проблемы, прежде всего те, которые имеют глобальное значение.
В проблеме «сознание и личность», как нам кажется, большое значение имеет конформность, которая зачастую является наиболее важной характеристикой, определяющей самореализацию личности, особенно в условиях коллектива.
Рассматривая роль личностных факторов в экологическом сознании, следует остановиться на их участии в формировании такого сложного состояния, которое обозначается как психологическая защита и является одной из форм стратегии по отношению к природе.
Хорошо известно, что практически каждый человек, размышляя о своем отношении к природе и оценивая это отношение, испытывает чувство вины за тот вред, который он ей наносит. Это может быть и глобальное чувство, но чаще оно возникает по поводу какого-то конкретного действия человека или других людей, или тех или иных социальных групп, или общества в целом.
Обычно в таких ситуациях человек воздвигает в своем сознании своеобразную защиту, направленную на преодоление этой вины или вытеснение ее из сознания. Такая защита может быть реализована направлением внимания на другой объект, т. е. путем замещения, рационализма, когда чувство вины уравновешивается перечислением материальных выгод, перекладыванием вины на другого и др. Однако полностью реализовавшая себя личность вместо психологической защиты формирует план активной деятельности, которая могла бы предотвратить поступки, вызвавшие чувство вины.
Глава 11