Билет 1 Характер естественных и антропогенных изменений в природе
Билет 1 Характер естественных и антропогенных изменений в природе
Состояние природной среды подвержено непрерывным изменениям. Эти изменения носят различный характер, различны по своей направленности и величине, неравномерно распределены в пространстве и во времени.
Естественные, природные изменения состояния биосферы обладают весьма важной особенностью - в экосистемах большого масштаба и осреднении в большом интервале времени изменения происходят, как правило, около некоторого среднего, относительно постоянного уровня состояния. В качестве примера можно привести относительное постоянство климатических характеристик крупных регионов, природного состава различных сред, характера круговорота веществ в природе, глобальной биологической продуктивности, состояния крупных экологических систем.
Эти средние значения могут существенно изменяться лишь в течение длительных интервалов времени (измеряемых многими тысячами лет). Исключения составляют изменения, вызванные стихийными бедствиями катастрофического характера (извержения вулканов, землетрясения, ураганы). Однако такие изменения носят относительно локальный характер.
Совсем другой особенностью обладают антропогенные изменения состояния природной среды, которые стали особенно значительными в последние десятилетия в связи с большой технической и энерговооруженностью человека. Антропогенные изменения приводят в отдельных случаях к резкому, быстрому изменению среднего состояния природной среды в данном регионе. Такие изменения могут быть подразделены на намеренные и ненамеренные. К намеренным антропогенным изменениям состояния природной среды можно отнести существенные изменения, направленные на удовлетворение потребностей человеческого общества, - разработка сельскохозяйственных угодий, мелиорация земель, строительство городов и поселков.
К ненамеренным, негативным изменениям состояния природной среды можно отнести обеднение крупных массивов земель, гибель или существенную трансформацию экосистем крупных озер, загрязнение Мирового океана нефтепродуктами.
Негативные результаты антропогенных воздействий, как правило, связаны с ошибками в технической политике, слабой изученностью эффектов антропогенного воздействия, использования природной среды в качестве рассеивателя вредных веществ и полигона их захоронения.
В сложившейся ситуации представляется чрезвычайно важной (как для незамедлительных практических действий, так и для планирования на длительную перспективу) организация контроля состояния природной среды, ее непрерывных изменений и определение тенденций в ее изменениях.
Контроль необходим как за естественными изменениями состояния окружающей природной среды, так и за изменениями, вызванными антропогенными воздействиями, накладывающимися на естественные изменения, а иногда и усиливаемые ими.
Контролем естественных изменений состояния природной среды уже многие годы занимаются различные геофизические службы - метеорологические, гидрологические, агрометеорологические, службы наблюдения за состоянием морей и океанов и другие.
В связи с необходимостью выявить антропогенные изменения состояния природной среды возникла потребность в организации системы мониторинга - специальной системы наблюдения и анализа состояния природной среды, в первую очередь загрязнений и эффектов, вызываемых ими в биосфере.
Билет 4 Наблюдения в системе мониторинга
Наблюдения за изменениями состояния окружающей природной среды, источниками и факторами воздействия должны включать в себя:
Наблюдения за локальными источниками воздействия и факторами воздействий.
Такие источники могут быть природными (извержения вулканов, самопроизвольный выход газов, нефти и т.д.) и антропогенными (выбросы промышленных предприятий; сельскохозяйственные источники - животноводческие фермы и поля после внесения химических удобрений и средств борьбы с вредителями растений; воздушный, водный и наземный транспорт, коммунальные источники загрязнений и т.д.).
Вопрос 17 Мониторинг земель
Земельные ресурсы являются одним из важнейших компонентов биосферы, главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве.
В последние десятилетия ускоренными темпами возрастают антропогенные нагрузки на земельные ресурсы. К наиболее значительным антропогенным факторам относится высокий уровень распаханности с включением в производство малопроизводительных земель, сведение лесов, низкий уровень и экстенсивные формы земледелия, неправильная обработка почвы, техногенные выбросы, неумеренная химизация, не всегда удачная мелиорация.
Эти факторы определяют развитие негативных процессов: потери гумуса, ветровая и водная эрозия, вторичное засоление и осолонцевание почв, загрязнение почв нитратами, пестицидами, тяжелыми металлами и т.д.
Для предотвращения отмеченных негативных процессов в использовании земельных ресурсов необходима разработка приемов эффективного использования земель. Принятию решений по реализации действий на земле должен предшествовать анализ разносторонних и регулярно обновляемых данных о ее состоянии и динамике развития негативных процессов.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 15.07.1992 г.) утверждено «Положение о мониторинге земель в Российской Федерации». Данное Положение является основным нормативным документом по мониторингу земель.
Мониторинг земель определяется как составная часть мониторинга состояния окружающей природной среды, представляющая собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда с целью своевременного выявления изменений, их оценок, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений.
Объектами мониторинга являются все категории земель независимо от формы собственности, целевого назначения и характера использования. В соответствии с целевым назначением все земли подразделяются на семь категорий:
1. сельскохозяйственного назначения;
2. населенных пунктов;
3. промышленности, транспорта, связи и т.п.;
4. природоохранного, рекреационного назначения;
5. лесного фонда;
6. водного фонда;
7. земли запаса.
В соответствии с этими категориями выделяется 7 категорий подсистем мониторинга.
В зависимости от территориального охвата осуществляется федеральный, региональный и локальный мониторинг земель.
Федеральный мониторинг охватывает всю территорию РФ, региональный - территории, ограниченные физико-географическими, экономическими и иными границами. Локальный мониторинг ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользователей и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.
Содержание мониторинга земель составляют систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель, выявление изменений и оценка: состояния землепользований, угодий, полей, участков; процессов, связанных с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие водной и ветровой эрозии, потери гумуса, ухудшение структуры почв, заболачивание и засоление, загрязнение земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсическими веществами; состояние береговых линий рек, морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов, гидротехнических сооружений; процессов, вызванных образованием оврагов, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями; состояния земель населенный пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов ГСМ, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленный объектов), а также состав результирующих документов и материалов.
По результатам оценки состояния земель составляются сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации с приложением тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.
Получение необходимой информации производится с применением дистанционного зондирования, наземной съемки и наблюдений, фондовых данных.
Основные задачи мониторинга земель, определены следующим образом:
· формирование нормативно-правовой и научно-методической базы мониторинга земель;
· ландшафтно-экологическое районирование территории Российской Федерации с выделением ареалов основных негативных процессов по видам и степени их воздействия на состояния земель;
· формирование информационной базы мониторинга земель.
Выполнение программы позволяет создать информационную базу данных о состоянии земельного фонда, организовать многоуровневую базу мониторинга земель, создать систему прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, влияющих на качество и плодородия земель.
Наблюдения за уровнем загрязнения почв носят, как правило, экспедиционный характер и выполняются: на определенной площади по регулярной сети опробования; на ключевых участках, характеризующих типичные сочетания природных условий и антропогенного воздействия; на отдельных почвенно-геохимических профилях, закладываемых по определенным направлениям и пересекающих основные элементы рельефа.
Пробы почв отбираются с поверхности или из верхнего (0-20 см) горизонта. Отбор сопровождается описанием морфологических и визуальных признаков почв, ландшафтно-геохимической обстановки в районе опробования.
Для анализа проб почв применяют химический, эмиссионный спектральный, атомно-абсорбционный, нейтронно-активационные методы.
Данные о загрязнении почв химическими веществами представляют в виде таблиц, почвенно-геохимических карт, разрезов и профилей.
Билет 1 Характер естественных и антропогенных изменений в природе
Состояние природной среды подвержено непрерывным изменениям. Эти изменения носят различный характер, различны по своей направленности и величине, неравномерно распределены в пространстве и во времени.
Естественные, природные изменения состояния биосферы обладают весьма важной особенностью - в экосистемах большого масштаба и осреднении в большом интервале времени изменения происходят, как правило, около некоторого среднего, относительно постоянного уровня состояния. В качестве примера можно привести относительное постоянство климатических характеристик крупных регионов, природного состава различных сред, характера круговорота веществ в природе, глобальной биологической продуктивности, состояния крупных экологических систем.
Эти средние значения могут существенно изменяться лишь в течение длительных интервалов времени (измеряемых многими тысячами лет). Исключения составляют изменения, вызванные стихийными бедствиями катастрофического характера (извержения вулканов, землетрясения, ураганы). Однако такие изменения носят относительно локальный характер.
Совсем другой особенностью обладают антропогенные изменения состояния природной среды, которые стали особенно значительными в последние десятилетия в связи с большой технической и энерговооруженностью человека. Антропогенные изменения приводят в отдельных случаях к резкому, быстрому изменению среднего состояния природной среды в данном регионе. Такие изменения могут быть подразделены на намеренные и ненамеренные. К намеренным антропогенным изменениям состояния природной среды можно отнести существенные изменения, направленные на удовлетворение потребностей человеческого общества, - разработка сельскохозяйственных угодий, мелиорация земель, строительство городов и поселков.
К ненамеренным, негативным изменениям состояния природной среды можно отнести обеднение крупных массивов земель, гибель или существенную трансформацию экосистем крупных озер, загрязнение Мирового океана нефтепродуктами.
Негативные результаты антропогенных воздействий, как правило, связаны с ошибками в технической политике, слабой изученностью эффектов антропогенного воздействия, использования природной среды в качестве рассеивателя вредных веществ и полигона их захоронения.
В сложившейся ситуации представляется чрезвычайно важной (как для незамедлительных практических действий, так и для планирования на длительную перспективу) организация контроля состояния природной среды, ее непрерывных изменений и определение тенденций в ее изменениях.
Контроль необходим как за естественными изменениями состояния окружающей природной среды, так и за изменениями, вызванными антропогенными воздействиями, накладывающимися на естественные изменения, а иногда и усиливаемые ими.
Контролем естественных изменений состояния природной среды уже многие годы занимаются различные геофизические службы - метеорологические, гидрологические, агрометеорологические, службы наблюдения за состоянием морей и океанов и другие.
В связи с необходимостью выявить антропогенные изменения состояния природной среды возникла потребность в организации системы мониторинга - специальной системы наблюдения и анализа состояния природной среды, в первую очередь загрязнений и эффектов, вызываемых ими в биосфере.