И государственной службы при президенте российской федерации»
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
____________
Уральский институт управления
Юридический факультет
Кафедра социального права
УТВЕРЖДЕНА
решением кафедры
Протокол от «29» августа 2016 г.
№11
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.18 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
квалификация «бакалавр»
профили: «Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы»,
«Правовое сопровождение предпринимательской и иной экономической деятельности»
для очной и заочной формы обучения
Екатеринбург,2016 г.
Автор–составитель:
к.ю.н., доцент ________________ С.Н. Королев
(ученое звание, ученая степень, должность) (подпись)
Заведующий кафедрой социального права ______________ Р.С. Гарипов
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы ……...……………………………….…………………………………………….3 | |
2. | Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы…………………..……..……………….…………………………….3 | |
3. | Содержание и структура дисциплины………………………....…..…………..4 | |
4. | Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине ……………………………..…………………………………………………....15 | |
5. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ………………………………………………………………………..………….20 | |
6. | Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине………………………….……………..23 | |
6.1. | Основная литература …………………………………………………….……23 | |
6.2. | Дополнительная литература ………………………..…………………...……23 | |
6.3. | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы………………24 | |
6.4. | Нормативные правовые документы ………………………………….……....24 | |
6.5. | Интернет-ресурсы ……………………….…………………………………… 24 | |
7. | Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы……...........................25 | |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине , соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1. Дисциплина обеспечивает овладение следующими компетенциями:
Указываются компетенции с учетом этапов их формирования:
– компетенции, формирование которых завершается в течение изучения данной дисциплины;
ОПК-2 способность работать на благо общества и государства;
ПК-4 способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть:
– сформированы знания:
- структуры российского законодательства и основных нормативно-правовых актов в области рационального природопользования, охраны окружающей среды;
- системы работы с основными информационно-правовыми базами «Консультант Плюс» и «Гарант»;
– сформированы умения:
- решать типовые юридические задачи и проблемы, а также принимать решения на основе норм экологического права;
- работать с федеральными законами и др. нормативными актами;
– сформированы навыки:
- пользования правовыми компьютерными программами и базами данных, в том числе с помощью локальных и глобальных сетей;
- поиска юридически значимой информации на официальных сайтах органов государственной власти;
- поиска информации в основных информационно-правовы базах «Консультант Плюс» и «Гарант».
2. Объем и место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Изучение дисциплины «Экологическое право» предполагает контактную работу студентов с преподавателем (проведение лекционных и практических занятий), самостоятельную работу студента и прохождение промежуточной аттестации по дисциплине (сдачу зачета).
Контроль самостоятельной работы студентов (в соответстви с технологической картой по дисциплине).
Данная дисциплина относится к профессиональному циклу, являясь базовой общепрофессиональной юридической дисциплиной.
Успешное освоение дисциплины возможно лишь при условии самостоятельной систематической работы студента над учебным материалом, предусмотренным программой дисциплины (список рекомендуемой литературы), а также использования знаний дисциплин, с которыми экологическое право связано. К ним относятся конституционное право, административное право, гражданское право, теория государства и права. Знания, полученные в ходе изучения экологического права, могут быть использованы в процессе освоения таких дисциплин как международное право; земельное право; уголовное право.
3.Содержание и структура дисциплины.
№/п.п. | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины (модуля), час. | Форма текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | |||||||||||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | ||||||||||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | |||||||||||||
Очная форма обучения | ||||||||||||||||
Тема 1 | Предмет и система экологического права | - | Опрос, решение задач, тестирование | |||||||||||||
Тема 2 | Источники экологического права | - | Опрос, решение задач, тестирование, | |||||||||||||
Тема 3 | Право собственности на природные ресурсы | Опрос, решение задач, тестирование | ||||||||||||||
Тема 4 | Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов | Опрос, решение задач, тестирование | ||||||||||||||
Тема 5 | Правовая охрана природных объектов | - | Опрос, решение задач, тестирование | |||||||||||||
Тема 6 | Организационный механизм охраны окружающей среды | Опрос, решение задач, тестирование | ||||||||||||||
Тема 7 | Экономический механизм охраны окружающей среды | - | Опрос, решение задач, тестирование | |||||||||||||
Тема 8 | Ответственность за экологические правонарушения | Опрос, решение задач, тестирование, составление таблиц, конспектирование, составление документов | ||||||||||||||
Тема 9 | Правовой режим особо охраняемых природных территорий | - | Составление таблиц и схем | |||||||||||||
Тема 10 | Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия | - | - | Презентация, конспектирование | ||||||||||||
Тема 11 | Правовые меры охраны окружающей природной среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий и других производственных объектов | - | - | Презентация, конспектирование | ||||||||||||
Тема 12 | Правовая охрана окружающей среды в промышленности и на транcпорте | - | - | Составление таблиц и схем | ||||||||||||
Тема 13 | Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве | - | - | Презентация, опрос, конспектирование | ||||||||||||
Тема 14 | Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов | - | - | Презентация, опрос, конспектирование | ||||||||||||
Тема 15 | Международно-правовая охрана окружающей среды | - | - | Презентация, опрос, конспектирование | ||||||||||||
Промежуточная аттестация | зачет | |||||||||||||||
Всего: | ||||||||||||||||
№/п.п. | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины (модуля), час. | Форма текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | |||||||||||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | ||||||||||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | |||||||||||||
Заочная форма обучения | ||||||||||||||||
Тема 1 | Предмет и система экологического права | - | - | Опрос, тестирование | ||||||||||||
Тема 2 | Источники экологического права | - | Опрос, решение задач, тестирование, | |||||||||||||
Тема 3 | Право собственности на природные ресурсы | - | - | Опрос, решение задач, тестирование | ||||||||||||
Тема 4 | Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов | - | Опрос, решение задач, тестирование | |||||||||||||
Тема 5 | Правовая охрана природных объектов | - | - | - | Опрос, решение задач, тестирование | |||||||||||
Тема 6 | Организационный механизм охраны окружающей среды | Опрос, решение задач, тестирование | ||||||||||||||
Тема 7 | Экономический механизм охраны окружающей среды | - | - | - | Опрос, решение задач, тестирование | |||||||||||
Тема 8 | Ответственность за экологические правонарушения | Опрос, решение задач, тестирование, составление таблиц, конспектирование, составление документов | ||||||||||||||
Тема 9 | Правовой режим особо охраняемых природных территорий | - | - | - | Составление таблиц и схем | |||||||||||
Тема 10 | Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия | - | - | Презентация, конспектирование | ||||||||||||
Тема 11 | Правовые меры охраны окружающей природной среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий и других производственных объектов | - | - | Презентация, конспектирование | ||||||||||||
Тема 12 | Правовая охрана окружающей среды в промышленности и на транcпорте | - | - | Составление таблиц и схем | ||||||||||||
Тема 13 | Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве | - | - | - | Презентация, опрос, конспектирование | |||||||||||
Тема 14 | Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов | - | - | - | Презентация, опрос, конспектирование | |||||||||||
Тема 15 | Международно-правовая охрана окружающей среды | - | - | - | Презентация, опрос, конспектирование | |||||||||||
Промежуточная аттестация | зачет | |||||||||||||||
Всего: | ||||||||||||||||
Содержание дисциплины (модуля)
Шкала оценивания
№ | Критерии оценки | Балл | Критерии оценивания сформированности компетенций | Уровни формирования компетенций |
1. | Оценка «зачет» ставится, если студент строит ответ логично в соответствии с планом, показывает максимально глубокие знания профессиональных терминов, понятий, категорий, концепций и теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры. | 5,4,3 | Творческое действие – самостоятельное конструирование способа деятельности, поиск новой информации. Формулирование оценочных суждений на основе имеющихся фактов и заданных критериев. | Четвертый, третий, второй |
4. | Оценка «незачет» ставится при условии недостаточного раскрытия профессиональных понятий, категорий, концепций, теорий. Студент проявляет стремление подменить научное обоснование проблем рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Выводы поверхностны | Репродуктивная деятельность (узнавание объектов, свойств, процессов при повторном восприятии информации о них или действий с ними). На этом уровне студент не способен самостоятельно, без помощи извне, воспроизводить и применять полученную информацию. | первый |
4.4. Методические материалы
Наименование ОС | Контрольная работа |
Характеристика ОС | Контрольная работа - является способом индивидуальной деятельности обучающегося по концентрированному выражению накопленного знания, обеспечивает возможность одновременной работы всем обучающимся за фиксированное время по однотипным заданиям, что позволяет преподавателю оценить всех обучающихся. |
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями | Контрольная работа проводиться в письменной форме, содержит информационно-аналитическое задание. |
Наполнение ОС | Приложения №1 |
Критерии оценки | Студент получает максимальное количество баллов в случае, если при выполнении задания он дал полный, развернутый ответ на поставленный вопрос и для подготовки ответа были использованы все необходимые нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие общественные отношения. Изложение материала было четким и логичным, в конце были сделаны обобщения и выводы. Оценка за ответ может быть снижена при наличии фактических ошибок или если неполный ответ, требующий дополнений или пояснений. Ответ, представляющий собой бессвязный набор определений и иных положений, рассматривается как неверный. Выполнение заданий оценивается по шкале в баллах в соответствии с технологической картой (Приложение №3) |
Наименование ОС | Тестирование |
Характеристика ОС | Тест - стандартизованный метод диагностики уровня и структуры подготовленности студентов. Все испытуемые отвечают на задания, сгруппированные по одним и тем же темам, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковыми правилами оценивания ответов. Главная цель применения традиционного тестирования - установить уровень знаний по пройденным темам. |
Методика применения ОС и взаимосвязь с формируемыми компетенциями | Тестирование проводиться в письменной форме. Задание ограниченно по времени и предполагают оперативные выбор из готовых вариантов ответов на вопросы по заданной теме. |
Наполнение ОС | Экологическое право: Практикум / Сост. С.Н. Королев, Екатеринбург, 2010 |
Критерии оценки | Выполнение заданий оценивается по шкале в баллах в соответствии с технологической картой (Приложение №2) |
5. Методические указания для обучающихся по освоению
дисциплины
Одной из основных организационных форм учебной деятельности являются семинарские занятия, которые формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной цель ю семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса, их методологическая и методическая проработка.
Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности.
Семинарские занятия предназначены для выработки у студентов прочных навыков правильного применения теоретических положений при разрешении конкретных ситуаций, насыщенных фактическими обстоятельствами и требующих юридической оценки. С этой целью студентам рекомендуются для выполнения определенные задания, предполагающие как письменные, так и устные решения конкретных задач (казусов). Особое внимание следует обратить на соответствующую аргументацию ответа с опорой на положения закона и фабулу дела. В ходе занятий преподаватель может предложить и иные виды заданий (выполнение рефератов, докладов и тестов и др.)
Основной метод проведения семинаров – обсуждение итогов выполнения заданий и тех аргументов, которые положены в основу решения конкретного казуса. Практикуется также проведение тестов, обсуждение заранее подготовленных докладов, рефератов, проведение деловых игр и т.д.
Практические занятия проводятся с использованием активных и интерактивных форм обучения (i):
Интерактивные формы обучения, которые могут быть применены при проведении практического занятий: коллоквиум, самостоятельная работа в малых группах, научная дискуссия, эссе, комментирование ответа коллеги, комментирование решений суда, рассказ о прочитанной научной статье, подбор и анализ различных точек зрения ученых на какую-либо проблему, подбор из законов юридических фактов, норм различного вида, решение ситуационных задач, юридических казусов.
Интерактивные формы обучения, используемые при проведении практических занятий могут быть выбраны произвольно по решению преподавателя, ведущего семинарские занятия в группе.
1. Коллоквиум. Представляет собой обсуждение темы по заданным критериям. Критерии обсуждения темы составляются и озвучиваются преподавателем заранее. Для подготовки преподавателем могут быть розданы тематические вопросы.
2. Самостоятельная работа в малых группах. В течении занятия преподаватель формирует малые группы (от 3 до 5 человек), в рамках которых раздает задания на текущий семинар. Итог работы группы может быть оформлен письменно в форме отчета о проделанной работе, либо озвучен устно.
3. Научная дискуссия. В рамках этой формы работы студенты представляют различные точки зрения по обсуждаемой тематике, обосновывая правильность представляемых ими взглядов. Требует предварительной подготовки. Обоснование точки зрения может быть произведено с использованием статистических данных, метода экспертных оценок, данных судебной практики, социологических опросов.
4. Презентация. Требует предварительной подготовки. Тема и форма презентации согласовывается с преподавателем заранее. Проводится с использованием мультимедиа технологий. Представляет собой сочетание текста, ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.
5. Эссе. Представляет собой анализ одного или нескольких источников по выбору преподавателя или бакалавра. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения студента по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. Данному виду работы свойственны образность и подвижность ассоциаций.
6. Комментирование ответа коллеги. Ответ оценивается с точки зрения правильности, обоснованности, достаточности использования нормативно-правовой базы, доктринальных положений. Комментирование должно производиться корректно, с обоснованием собственной позиции.
7. Комментирование решений суда. Решение суда оценивается с точки зрения единства правовой практики судов на разрешение подобных ситуаций, законности и обоснованности решения, с учетом разъяснений Верховного суда РФ и Конституционного Суда РФ. Комментирование должно быть основанным на практике судов по рассматриваемой категории дел.
8. Рассказ о прочитанной научной статье. Данная форма работы сочетается, как правило, с работой в форме коллоквиума и (или) научной дискуссии. Научная статья, подлежащая рассмотрению, определяется преподавателем. Возможно предоставление права выбора статьи студенту по согласованию с преподавателем. Рассказ должен содержать сведения об авторе статьи и социально-правовой ситуации, сопутствующей написанию статьи; краткую характеристику прочитанного материала, основной мысли и тематики статьи; основные выводы, сделанные рассказчиком по прочтении статьи.
9. Подбор и анализ различных точек зрения ученых на какую-либо проблему. Данный вид работы может сочетаться с работой в форме коллоквиума и (или) научной дискуссии, комментирования ответа коллеги. Проблематика определяется преподавателем. Возможно предоставление права выбора статьи студенту по согласованию с преподавателем.
10. Подбор из законов норм различного вида, относящихся к одному юридическому факту. Подбор может осуществляться по различным критериям, в зависимости от поставленных целей и задач. При работе с нормативными актами необходимо учитывать их согласованность в единой и консолидированной правовой системе. Соотношение норм различного вида также предполагает учет их в зависимости от уровня и нормативной силы каждого из рассматриваемых нормативных актов.
11. Решение ситуационных задач, юридических казусов. Предполагает верное определение сути ситуации (казуса), правильный выбор нормативно-правовых актов, подлежащих применению для правильной квалификации задачи (казуса). Решение должно содержать ссылку на применяемые нормативно-правовые акты, обоснование применения тех или иных нормативно-правовых актов, привязку применяемых нормативно-правовых актов к конкретным условиям задачи (казуса).
Решение задач является обязательным и необходимым условием успешного изучения курса. Обучающийся обязан решать задачи из практикума при подготовке к семинарам.
Практикум, дополняющий своим содержанием данную учебную программу, позволяет преподавателю использовать на практических занятиях по каждой теме курса элементы интерактивных форм обучения, такие как: метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа); мозговой штурм (из предложенных студентами разнообразных решений и ответов на задания практикума, найти и отодрать правильные вариант или варианты ответов на вопрос); работа в малой группе (решение предложенных заданий на семинаре по группам, разделив участников занятия по 3-5 человек в зависимости от сложности задания).
Решение задач позволяет не только увидеть право в действии, но и получить навыки правоприменения экологических норм, научиться правильно квалифицировать характер правоотношений, работать с нормативно-правовыми актами различных отраслей права для решения единой правовой задачи, усвоить особенности поиска этих актов, разрешения коллизионных ситуаций.
Успешное решение задач возможно, если студент руководствуется рядом рекомендаций:
1. Перед решением задач необходимо пройти теоретическую подготовку по соответствующему разделу.
2 . Внимательно прочитать фабулу задачи, выделить из нее действующих лиц, отношения между ними.
3. Внимательно прочитать вопросы или задания к задаче. В вопросах отражены ключевые проблемы, на которые необходимо обратить внимание при решении.
4. Квалифицировать ситуацию, о которой идет речь в фабуле. Определить круг источников правового регулирования.
5. Найти соответствующие нормативные источники, проанализировать их, найти в них нормы, применимые к данной задаче.
6. Определиться с содержанием нормы, истолковать ее применительно к ситуации фабулы задачи. Продумать аргументы, подтверждающие избранную позицию.
7. Оформить решение задачи. Если задача решается к семинару, то достаточно тезисно записать выделенные проблемы, основные аргументы, возможные варианты решения, если на вопросы задачи нельзя дать однозначные ответы.
В планы практических занятий включены основные вопросы учебной дисциплины. В ходе занятий возможна их конкретизация и корректировка. При подготовке сообщений и докладов, выступлений следует широко использовать опубликованные научные источники – статьи, монографии, тезисы конференций, а также информационно-правовые базы, учебники и учебные пособия.
Списки подлежащего изучению теоретического материала составляются студентом из списка научной и учебной литературы, содержащегося в рабочей учебной программе курса, а также списков основной и дополнительной литературы, рекомендованных в настоящих методических указаниях по самостоятельной работе. Формы контроля этого вида самостоятельной работы не предусмотрены. При изучении теоретического материала самостоятельно следует руководствоваться принципами последовательности изучения, повторения пройденного материала и возвращения к уже изученному. Можно с уверенностью сказать, что ни один студент не в состоянии изучить все источники, рекомендованные в соответствующих разделах. По этой причине из всего массива рекомендованной литературы следует выбирать лишь некоторые, руководствуясь следующими рекомендациями. Прежде всего, необходимо помнить, что изучение теоретической литературы невозможно без ознакомления с соответствующей нормативно-правовой базой. Положения норм закона необходимо анализировать в комплексе с разъяснениями тех или иных позиций с точки зрения отдельных ученых-правоведов. Поэтому, прежде чем переходить к изучению учебной, научной и иной теоретической литературы, следует уяснить содержание соответствующих нормативных положений.
6.Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Основная литература.
1.Экологическое право: учебник для вузов по спец. и направлениям юридического профиля / О.И.Крассов. – 3-е изд., пересмотр. – М.: Норма; М.: ИНФРА-М, 2014.
2. Экологическое право России: учебное пособие для студентов вузов/ Н.В. Румянцев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 431 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8731
3. Пуряева А.Ю. Экологическое право [Электронный ресурс]: учебник/ Пуряева А.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Юстицинформ, 2012.— 312 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13415
Приложение 1
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
по дисциплине «Экологическое право»
для студентов заочного отделения
специальности 40.03.01 «Юриспруденция»
Составитель:
Королев С.Н.,
к.ю.н., доцент
Екатеринбург
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Работа оценивается положительно, если решены задачи и четыре теста
Для выполнения задания используйте рекомендованную литературу и нормативные акты
Решения отмечайте в тексте контрольно-тестового задания с указанием правового основания.
Нормативный материал и литература
1. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ// М.ОМЕГА-Л 2016
2. ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ.
3. Определение Судебной коллегии по экологическим спорам Верховного суда РФ от 4.02.2015г. / Бюллютень Верховного суда РФ №6, 2015.
ВАРИАНТ № 4.
(П-С)
Задача 1.
В 2010-2012 г.г. банк вносил оплату за негативное воздействие на окружающую природную среду. Далее, прекратил платежи в бюджет, полагая, что не является субъектом. Он обратился в суд с иском о возврате выплаченных сумм. Суд I инстанции удовлетворил требование банка. Суд апелляционной инстанции отменил акт суда I инстанции.
Оцените решение суда.
Решение:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2.
Прокурор потребовал от индивидуального предпринимателя снести самовольно возводимое строение на особо охраняемой территории. Гражданин отказался. Прокурор обратился в суд.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
по дисциплине «Экологическое право»
для студентов заочного отделения
специальности 40.03.01 «Юриспруденция»
Составитель:
Королев С.Н.,
к.ю.н., доцент
Екатеринбург
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Работа оценивается положительно, если решены задачи и четыре теста
Для выполнения задания используйте рекомендованную литературу и нормативные акты
Решения отмечайте в тексте контрольно-тестового задания с указанием правового основания.
Нормативный материал и литература
1. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ// М.ОМЕГА-Л 2007
2. Экологическое право. Федеральные законы. Челябинск, 1998.
3. Экологическое и земельное право. Сб. Нормативных актов. М., 2000.
4. Лесной кодекс РВ. М. Омега-1. 2007.
ВАРИАНТ № 3
(Л-О)
Задача 1
Петров изменил русло лесного ручья, протекающего по его садовому участку. Правление коллективного сада сочло действия Петрова незаконными. Садовод обратился в суд за защитой своих прав.
Решите дело.
Решение:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2
В защитном лесу Иванов и Петров самовольно срубили 35 сосен
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
по дисциплине «Экологическое право»
для студентов заочного отделения
специальности 40.03.01 «Юриспруденция»
Составитель:
Королев С.Н.,
к.ю.н., доцент
Екатеринбург
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Работа оценивается положительно, если решены задачи и четыре теста
Для выполнения задания используйте рекомендованную литературу и нормативные акты
Решения отмечайте в тексте контрольно-тестового задания с указанием правового основания.
Нормативный материал и литература
Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ// М.ОМЕГА-Л 2007
Экологическое право. Федеральные законы. Челябинск, 1998.
Экологическое и земельное право. Сб. Нормативных актов. М., 2000.
Лесной кодекс РВ. М. Омега-1. 2007.
ВАРИАНТ № 2
(Д-К)
Задача 1
Высший представительный орган республики Алтай принял решение об объявлении реки Катунь (приток Оби) собственностью республики
Решите дело.
Решение:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2
Гражданин Антонов отловил в лесу двух волчат и лосенка для выращивания
Оцените действия Антонова
Решение:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в экологической сфере определяются | 1. Президентом РФ 2. Правительством РФ 3. Федеральным законом 4. Субъектами РФ | |
Граждане обязаны | 1. создать экологические общественные объединения 2. оказывать содействие органам государственной власти в решении экологических проблем 3. направлять обращения в органы государственной власти 4. сохранять природу и окружающую среду | |
В первоочередном порядке охраняются следующие объекты | 1. естественные экологические системы, не подвергшиеся антропогенному воздействию 2. земли, недра, почвы 3. поверхностные и подземные воды 4. леса и иная растительность | |
К вопросам местного значения городских поселений относится | 1. определение основных направлений охраны окружающей среды городов 2. организация сбора мусора 3. экологическая оценка воздействия на окружающую среду 4. осуществление экологической паспортизации промышленных предприятий города | |
Обязательная экологическая сертификация устанавливается в порядке, определяемом | 1. федеральными законами 2. законами субъектов РФ 3. правительством РФ 4. Минприродой РФ |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
по дисциплине «Экологическое право»
для студентов заочного отделения
специальности 40.03.01 «Юриспруденция»
Составитель:
Королев С.Н.,
к.ю.н., доцент
Екатеринбург
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. Работа оценивается положительно, если решены задачи и четыре теста
2. Для выполнения задания используйте рекомендованную литературу и нормативные акты
3. Решения отмечайте в тексте контрольно-тестового задания с указанием правового основания.
Нормативный материал и литература
1. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ// М.ОМЕГА-Л 2007
2. Экологическое право. Федеральные законы. Челябинск, 1998.
3. Экологическое и земельное право. Сб. Норма