Загрязнение воздуха в городе Челябинске

Уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Челябинск в настоящее время остается высоким и формируется, в первую очередь, под влиянием выбросов предприятий черной и цветной металлургии, энергетики, машиностроения, стройиндустрии и автотранспорта.

С целью организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории населенных пунктов и во исполнение статьи 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» постановлением Губернатора Челябинской области от 25 августа 2005 г. № 343 утвержден «Порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий».

В соответствии с указанным Порядком разработаны и утверждены Планы мероприятий по регулированию выбросов в периоды НМУ на территории следующих муниципальных образований: Челябинского, Магнитогорского, Карабашского, Миасского, Троицкого, Южноуральского, Златоустовского городских округов и Катав-Ивановского, Коркинского, Ашинского, Саткинского муниципальных районов, в том числе для города Челябинска постановлением администрации города Челябинска от 14 апреля 2015 г. № 67-п.

По данным регулярных государственных наблюдений Росгидромета индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) города Челябинска, характеризующий степень загрязнения атмосферного воздуха сократился с ИЗА=16 («очень высокий») в 2014 году до ИЗА=7 («высокий») в 2016 году. Согласно информации представленной Росприроднадзором и ФГБУ "Уральского УГМС" стандартный индекс загрязнения атмосферы в городе Челябинске достиг минимального значения за последние пять лет и составил ИЗА =6,1. В то же время, по данным, представленным Росгидрометом (письмо Росгидромета №140-05584/17и от 2 августа 2017 г.), превышения ПДК по различным загрязняющим веществам фиксировались все эти годы и в первую половину 2017 г.

В 2016-2017 годах в целях усиления мер, направленных на безопасность атмосферного воздуха, Росприроднадзором были определены территории особого внимания. В перечень таких территорий, в основном, вошли города с наиболее сложной ситуацией в части промышленного загрязнения атмосферного воздуха.

Работа соответствующих территориальных органов Федеральной службы была существенно скорректирована. Так, в Челябинском Управлении Росприроднадзора была скорректирована система управления и методология проведения контрольно-надзорных мероприятий, введено круглосуточное дежурство с лабораторным сопровождением, налажено оперативное взаимодействие с органами прокуратуры, проводится ревизия ранее выданной разрешительной и проектной документации по охране атмосферы.

Это указывает на улучшение состояния воздушного бассейна в городе, однако значение показателя требует дальнейших действий по его снижению. В соответствии с существующей градацией уровень загрязнения считается низким при ИЗА менее 5.

Правительством Челябинской области приобретена передвижная лаборатория автоматизированного контроля загрязнения атмосферного воздуха, которая с 1 июня 2016 г. осуществляет замеры качества атмосферного воздуха в ежедневном режиме по 18 веществам, в том числе по 6 веществам в автоматическом режиме. Для обеспечения работы передвижной автоматизированной лаборатории в круглосуточном режиме, с учетом обращений граждан о выбросах в ночное время, в 2017 году приобретена вторая аналогичная лаборатория, которая будет введена в эксплуатацию до конца 2017 года.

Наивысший уровень загрязнения атмосферного воздуха наблюдается в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ), способствующих скоплению вредных примесей в приземном слое, в районах, подверженных влиянию крупных промышленных предприятий.
Однако не всегда такие требования выполняются. В феврале 2017 г. при проведении проверок соблюдения промышленными предприятиями законодательства в периоды наступления НМУ были зафиксированы нарушения правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ. В результате 3 февраля 2017 г. Отделом дознания Управления МВД России по городу Челябинску возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 251 (загрязнение атмосферы) Уголовного кодекса РФ.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», при получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Во время выездного заседания членами Совета были получены многочисленные жалобы граждан на состояние атмосферного воздуха в г. Челябинск, в первую очередь, в дни с неблагоприятными метеорологическими условиями. По мнению жителей, уровень загрязнения может свидетельствовать о нарушениях предприятиями норм о мерах по уменьшению выбросов в дни с НМУ или даже об увеличении объемов выбросов под прикрытием «неблагоприятных условий».

С учетом сказанного выше, Совет рекомендует:

Правительству Челябинской области, Управлению Росприроднадзора по Челябинской области, Управлению Роспотребнадзора по Челябинской области, Уральскому управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Челябинскому центру по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:

Наладить оперативное взаимодействие по реализации результатов мониторинга состояния атмосферного воздуха в г. Челябинске путём проведения проверок, в том числе на основании заявлений/сообщений, полученных от граждан. Вся информация о проведенных проверках и их результатах должна размещаться на официальных сайтах Правительства Челябинской области и соответствующих ведомств.

Государственной Думе Федерального Собрания РФ:
Внести изменения в ст. 8.21. КоАП РФ в части установления административной ответственности для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность за нарушения правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий с применением административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Правительству Челябинской области:
Пересмотреть Единый Порядок/Правила организации и проведения мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в Челябинской области, утвержденный постановлением Губернатора Челябинской области от 25 августа 2005 г. № 343, с целью повышения его эффективности.

Наши рекомендации