Негативное влияние промышленных объектов на окружающую среду, приводящее к накоплению экологического ущерба
Челябинская область относится к числу субъектов Российской Федерации, в которых деятельность крупных промышленных предприятий оказывает существенное негативное воздействие на экологическую обстановку. В частности, в зоне действия горнопромышленных и металлургических предприятий к настоящему времени образовались локальные техногенные геохимические аномалии, в которых сильно изменены природные биогеохимические циклы.
Согласно данным Минприроды России Челябинская область занимает одно из лидирующих мест среди остальных субъектов Российской Федерации по выбросам в атмосферный воздух (626,9 тыс.тонн в 2015 году), выбросам твердых веществ (105,7 тыс. тонн) и выбросам оксида углерода.
Согласно статистическим данным территориального управления Роспотребнадзора по Челябинской области, в регионе под воздействием загрязняющих веществ атмосферного воздуха находится более 1 300 000 человек (40,4% населения Челябинской области), под воздействием загрязняющих веществ в питьевой воде находится более 1 700 000 человек (53,7% населения Челябинской области). Под воздействием фактора загрязнения почвы тяжелыми металлами в настоящее время проживает ориентировочно 256 000 человек (8,0% населения Челябинской области).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в период 2003-2011 годов Администрация Челябинской области устанавливала предприятиям, не имевшим возможности соблюдать предельно допустимые выбросы, сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов. Последний раз сроки поэтапного достижения выбросов устанавливались в 2013 году для ЗАО «Катавский цемент».
С 01 января 2016 г. на территории Челябинской области не осталось предприятий, имеющих разрешение на сверхнормативные выбросы (в 2002 году таких предприятий на территории области было 24). Валовые выбросы от стационарных источников в Челябинской области в 2002 году составили – 902,5 тыс. тонн, в 2016 году – 597,48 тыс. тонн. Вместе с тем, государственная сеть наблюдения Росгидромета в ряде городов Челябинской области продолжает фиксировать превышения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха.
В рамках заседания Государственного Совета РФ по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» 27 декабря 2016 г. Губернатор Челябинской области инициировал включение в законодательство новых инструментов управления качеством воздуха. В качестве такого инструмента предложено рассчитывать совокупное воздействие на воздух в городе всех источников загрязнения, включая автомагистрали, и на основании этих расчетов определять для каждого источника допустимый вклад в формирование нормативного качества воздуха в жилой зоне.
Предполагается, что этот вклад станет основой для принятия предприятиями конкретных программ и технологических решений, направленных на уменьшение загрязнения в городской черте.
По итогам заседания Госсовета Президент Российской Федерации поручил Правительству РФ внести в законодательство изменения, направленные на снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Соответствующий законопроект был подготовлен Челябинской область и в инициативном порядке внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
Выполнение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха города Челябинска включено в План основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 02 июня 2016 г. № 1082-р, и региональный План Правительства Челябинской области, утвержденный распоряжением Правительства Челябинской области от 05 июля 2016 г. № 362-рп. В рамках выполнения этого мероприятия формируются электронные базы данных об источниках и величинах выбросов вредных (загрязняющих) веществ предприятий городов: Челябинск, Магнитогорск, Сатка, Златоуст, Карабаш, а также проводятся исследования 73 автомагистралей как источников выбросов загрязняющих веществ в указанных городах.
В Совет поступили многочисленные обращения граждан (в т.ч., во время приема граждан членами Совета 26 июня 2017 г.), обеспокоенных экологической ситуацией в регионе. Многие из обратившихся граждан подчеркивали тенденцию ухудшения экологической ситуации.
Детальный анализ поступивших обращений и полученных материалов может способствовать решению локальных экологических проблем, позволив снизить как негативное воздействие на окружающую среду, так и социальную напряженность.
При этом Совет считает необходимым установить персональную ответственность должностных лиц за принятие решений и реализацию проектов, имеющих серьезные негативные последствия для состояния окружающей среды.
В этой связи и в целях восстановления нарушенных прав граждан на благоприятную экологическую среду и недопущения ухудшения экологической ситуации в регионе Совет рекомендует:
Правительству РФ:
1. Рассмотреть возможность внесения изменений в «Стратегию деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата)», утвержденную Распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 1458-р, дополнив абзац 3 раздела «Система мониторинга загрязнения окружающей среды» текстом следующего содержания:
«также в населенных пунктах, в которых эксплуатируются объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду (объекты I категории) вне зависимости от численности населения».
2. Проработать вопрос о внесении в законодательство изменений, предусматривающих размещение в открытом доступе информации о выбросах, сбросах и размещаемых отходах объектов I, II и III категорий, включая размещение в открытом доступе в сети Интернет в режиме реального времени данных о выбросах и сбросах объектов I категории, оснащённых автоматическими средствами измерения и учёта объёма или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объёме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ.
Правительству Челябинской области:
Учитывая необходимость оснащения источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух приборами непрерывного контроля с 1 января 2018 г., стимулировать соответствующие предприятия Челябинской области к своевременному монтажу приборов непрерывного контроля, а также к размещению в открытом доступе информации о выбросах, сбросах и размещаемых отходах объектов I, II и III категорий, включая размещение в сети интернет обновляющихся в режиме реального времени данных о выбросах и сбросах объектов I категории, оснащенных автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ.
Генеральной прокуратуре РФ:
1. Провести прокурорские проверки для установления фактов наличия планов снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (утвержденные органами исполнительной власти Челябинской области за последние 5 лет) в целях достижения нормативов ПДК в местах проживания граждан.
2. Провести прокурорские проверки выполнения контрольно-надзорных функций территориальным органами Росприронадзора и Министерством экологии Челябинской области, в т.ч., с целью установления причин сохранения превышений параметров предельно допустимой концентрации вредных веществ в условиях выполнения предприятиями области планов снижения выбросов в окружающую среду.
Счетной палате РФ:
Провести проверку эффективности реализации за счет бюджетных средств планов снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по достижению нормативов параметров предельно допустимой концентрации вредных веществ в местах проживания граждан, утверждавшихся органами исполнительной власти Челябинской области за последние 5 лет.
Министерству природных ресурсов и экологии РФ:
1. Включить в разрабатываемый законопроект (с условным названием «Об экологической информации») обязанность размещения не менее чем за трехлетний период в сети интернет всего объема информации, касающегося состояния окружающей среды, воздействий на нее и планируемой деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, доступность которой для граждан предусмотрена законодательством Российской Федерации.
2. Проработать вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих размещение в открытом доступе информации о выбросах, сбросах и размещаемых отходах объектов I, II и III категорий, включая размещение в открытом доступе в сети интернет в режиме реального времени данных о выбросах и сбросах объектов I категории, оснащенных «автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ».
3. Ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ законопроекта в соответствии с подпунктом б) пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета РФ 27 декабря 2016 г.
Контрольно-счетной палате Челябинской области:
Провести проверку эффективности реализации государственной программы Челябинской области «Охрана окружающей среды Челябинской области на 2014 – 2019 годы».