Работа 3. Влияние солей тяжелых металлов
На коагуляцию растительных и животных белков
Работа наглядно показывает действие солей биогенных и небиогенных тяжелых металлов на животные и растительные белки, выявляет разницу в реакции тех и других. Белки с тяжелыми металлами образуют комплексы, нерастворимые в воде.
Материалы и оборудование: 1) пробирки – 16 шт.; 2) пузырьки из-под пенициллина – 8 шт.; 3) стаканчик – 1 шт.; 4) пипетка на 1 мл – 1 шт.; 5) пипетка аптечная – 2 шт.; 6) стеклограф; 7) фильтровальная бумага; 8) 5 %-ный раствор CuSO4; 9) 5 %-ный раствор Pb(NO3)2; 10) дистиллированная вода; 11) животный белок (куриного яйца); 12) растительный белок (зернового гороха).
Ход работы
Приготовить в пузырьках от пенициллина серию растворов сульфата меди и нитрата свинца из исходного 5 %-ного раствора (2,5 %; 1,25 %; 0,62 %). В 8 пробирок пипеткой внести по 1 мл животного, а в другие 8 – по 1 мл растительного белка (для обеих солей всего 8 растворов). В каждую пробирку добавить по 2 капли одного из указанных растворов испытуемой соли. Все пробирки пометить стеклографом. Рассмотреть характер коагуляции на темном фоне (кусочек черной бумаги, доска и др.).
Таблица 4
Влияние солей тяжелых металлов на коагуляцию растительных
и животных белков
Название соли | Животный белок | Растительный белок | ||||||
Концентрация раствора | ||||||||
5 % | 2,5 % | 1,25 % | 0,62 % | 5 % | 2,5 % | 1,25 % | 0,62 % | |
Сульфат меди | ||||||||
Нитрат свинца |
Приготовление растворов белков
1. У куриного яйца отделить белок в мерный стаканчик, размешать его стеклянной палочкой в дистиллированной воде в соотношении 1:10. Затем профильтровать.
2. Зерновой вызревший горох перемолоть в муку в кофемолке, развести в соотношении: 10 г гороховой муки на 50 мл 10 %-ного раствора NaCl или KCl. Профильтровать.
Задание: Заполнить табл.4 и определить концентрацию раствора соли, при которой происходит коагуляция белка (при разном виде солей и разном типе белков). На какой из видов белков сильнее всего действует сульфат меди и нитрат свинца? Какая соль сильнее действует на животный белок; на растительный белок? Почему?
1.4. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВЫХЛОПАМИ
АВТОТРАНСПОРТА
Существенной составляющей загрязнения воздушной среды городов, особенно крупных, являются выхлопные газы автотранспорта. В некоторых городах они составляют 60–80 % от общих выбросов. Автотранспорт выбрасывает в воздушную среду более 200 компонентов. К основным загрязняющим атмосферу веществам, которые выбрасывает автотранспорт, относятся оксид углерода (около 70 %), углеводороды (примерно 19 %, среди которых канцерогенные вещества: бенз(а)пирен и бензоантроцен и оксиды азота (около 9 %), оксиды серы, альдегиды, свинец, кадмий.
Наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается при разгоне автомобиля (особенно при быстром), а также при движении с малой скоростью. Относительная доля (от общей массы выбросов) углеводородов и оксида углерода наиболее высока при торможении и на холостом ходу, доля оксидов азота – при разгоне. Из этих данных следует, что автомобили особенно сильно загрязняют воздушную среду при частых остановках и при движении с малой скоростью. Подсчитано, что среднегодовой пробег каждого автомобиля 15 тыс. км. В среднем за это время он обедняет атмосферу на 4350 кг кислорода и обогащает ее на 3250 кг углекислого газа, 3250 кг окиси углерода, 93 кг углеводородов и 7 кг окислов азота.
Работа 4. Определение загруженности улиц автотранспортом
И некоторых параметров окружающей среды,
Усугубляющих загрязнение
Материалы и оборудование: 1) тетрадь; 2) ручка; 3) эклиметр; 4) анемометр; 5) термометр; 6) психрометр.
Ход работы
Студенты разделяются на группы по 3–4 человека (один считает, другой записывает, остальные дают общую оценку обстановки). Каждая группа размещается на определенном участке улицы с односторонним движением, если движение двустороннее – каждая группа на своей стороне. Интенсивность движения определяется методом подсчета автомобилей разных типов 3 раза по 20 минут. Из ряда замеров вычисляют среднее. Запись ведется согласно табл. 5.
Таблица 5
Оценка загруженности улиц автотранспортом
Время | Тип автомобиля | Число единиц |
Легкий грузовой | ||
Средний грузовой | ||
Тяжелый грузовой (дизельный) | ||
Автобус | ||
Легковой |
Производится оценка улицы.
1. Тип улицы: городские улицы с односторонней застройкой (набережные, эстакады, виадуки, высокие насыпи), жилые улицы с двусторонней застройкой, дороги в выемке, магистральные улицы и дороги с многоэтажной застройкой с двух сторон, транспортные тоннели и др.
2. Уклон. Определяется глазомером или эклиметром.
3. Скорость ветра. Определяется анемометром.
4. Относительная влажность воздуха. Определяется психрометром.
5. Наличие защитной полосы из деревьев и др.
Собранные материалы записывают в рабочую тетрадь. Производят оценку транспорта по отдельным улицам. Итогом работы является суммарная оценка загруженности улиц автотранспортом согласно ГОСТ 17.2.2.03 – 77: низкая интенсивность движения – 2,7–3, 6 тыс. автомобилей в сутки, средняя – 8–17 тыс. и высокая – 18–27 тыс.
Производится сравнение суммарной загруженности различных улиц города в зависимости от типа автомобилей, дается объяснение различий.