Лабораторный практикум по экологии
Учебно-методическое пособие
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ
Часть 1
Уфа 2008
В учебно-методическом пособии изложены лабораторные работы по экологии для студентов всех специальностей архитектурно-строительного и горно-нефтяного факультетов очной, очно-заочной и заочной форм обучения.
Составители: Горелов В.С., канд. техн. наук, доц.,
Мазитова А.К, проф., д-р хим. наук,
Сухарева И.А., канд. техн. наук, доц.
Рецензент: Буйлова Е.А., стар. препод.
© Уфимский государственный нефтяной технический университет
СОДЕРЖАНИЕ
Лабораторная работа № 1. Качественный анализ природных вод | |
Лабораторная работа № 2. Определение кислотности воды | |
Лабораторная работа № 3. Определение общей солености воды | |
Лабораторная работа № 4. Определение общей жесткости воды | |
Лабораторная работа № 5. Определение растворенного в воде кислорода по методу Винклера |
Экспериментальная часть
Опыт 1. Качественная реакция на Са2+.
Налейте в пробирку 2 – 3 капли раствора хлорида кальция СаС12 и прибавьте примерно равный объем оксалата аммония (NH4)C2O4:
(NH4)2C2О4 + СаСl2 = CaC2О4↓ + 2NH4Cl
Са2- + С2O42- = CaC2O4↓
Ион кальция связывается с оксалат-ионом с образованием белого осадка, растворимого в сильных минеральных кислотах (НCl, HNО3), но не растворимого в слабых кислотах (CH3COOH).
Опыт 2. Качественная реакция на Mg2+.
Налейте в пробирку 2 – 3 капли раствора сульфата магния MgSО4 и прибавьте равный объем раствора гидроксида натрия NaOH:
MgSО4 + 2NaOH = Mg(OH)2↓ + Na2SО4
Mg2+ + 2ОH- = Mg(OH)2↓
Ион магния связывается с гидроксид-ионом с образованием белого аморфного осадка, растворимого в кислотах и в аммонийных солях (NH4Cl, NH4NO3).
Опыт 3. Качественная реакция на Fe3+
Налейте в пробирку 2 – 3 капли роданида калия KCNS или роданида аммония NH4CNS и прибавьте равный объем хлорида железа FeCI3:
3KNS + FeCl3 = Fe(CNS)3 + 3KC1
Образующийся роданид железа (III) представляет собой растворимое в воде вещество красивого тёмно-красного цвета.
Опыт 4. Качественная реакция на Сl-.
Налейте в пробирку 2 – 3 капли хлорида калия КС1 и прибавьте равный объем нитрата свинца (II) Pb(NО3)2:
2КСl + Pb(NO3)2 = PbCl2↓ + 2KNО3
2Сl- + Pb2+ = PbCl2↓
Хлорид свинца (II) получается в виде белого осадка мало растворимого в холодной воде, но при повышении температуры его растворимость в воде
сильно возрастает.
Опыт 5. Качественная реакция на Рb2+.
Напейте в пробирки 2 – 3 капли нитрата свинца (II) и прибавьте равный объем иодида калия KI:
Pb(NО3)2 + 2KI = РbI2↓ + 2KNО3
Рb2+ + 2I- = PbI2↓
Иодид свинца (II) выпадает в виде жёлтого осадка, практически не растворимого в холодной воде, но хорошо растворимого в горячей. При охлаждении полученного раствора РbI2 выпадает в виде золотисто-жёлтых кристаллов.
Опыт 6. Качественная реакция на СО2.
Углекислый газ СО2, необходимый для реакции поручают взаимодействием карбоната кальция СаСО3 с соляной кислотой НС1:
СаСО3 + 2НС1 = СаС12 + Н2О + СО2
Полученный углекислый газ пропускают через раствор гидроксида кальция Са(ОН)2:
Са(ОН)2 + СО2 = CaCО3↓ + Н2О
Полученный осадок растворяется при дальнейшем пропускании углекислого газа:
СаСО3 + СО2 + Н2О = Ca(HCО3)2
Опыт 7. Решить задачу на наличие катионов и анионов, выданную преподавателем.
Экспериментальная часть
Опыт 1. Действие индикаторов на различные среды.
Возьмите девять пробирок и в каждую из них налейте 2 – 3 мл дистиллированной воды. В первые три пробирки налейте 1 – 2 капли серной или соляной кислоты. Затем в одну пробирку добавьте 1 – 2 капли индикатора метилового оранжевого, во вторую – фенолфталеина и в третью – универсальную индикаторную бумагу. Занесите результаты наблюдений в таблицу 1.
Таблица 1 – Изменение окраски индикаторов в различных средах
Название индикатора | Цвет индикатора в различных средах | ||
В кислой (рН < 7) | В нейтральной (рН = 7) | В щелочной (рН > 7) | |
Метиловый оранжевый | |||
Фенолфталеин | |||
Универсальная индикаторная бумага |
В следующие три пробирки налейте 1 – 2 капли раствора щелочи и проведите эксперимент с теми же тремя индикаторами Полученные результаты занести в таблицу. Проведите аналогичные операции с оставшимися тремя пробирками с водой и теми же индикаторами и занесите результаты наблюдений в таблицу.
Опыт 2. Определение кислотности.
В коническую колбу налейте при помощи мерного цилиндра или пипетки 20 мл исследуемой воды и прибавьте 2 – 3 капли индикатора фенолфталеина. Налейте в бюретку раствор гидроксида натрия известной концентрации, освободите носик бюретки от воздуха и установите уровень раствора на нуле. Титруйте исследуемую воду до малиновой окраски и результат титрования запишите в таблицу 2.
Таблица 2 – Результаты эксперимента
Номер опыта | Взято воды, V(H2O), мл | Пошло на титрование, V(NaOH) ,мл | СН (NaOH), моль/л |
Повторите опыт и занесите результаты в таблицу.
Рассчитайте средний объем раствора NaOH, пошедший на титрование.
Рассчитайте кислотность по следующей формуле:
X = V(NaOH) · CH(NaOH) 1000 / V(H2O),
где -X – кислотность воды, мг-экв/л.
Опыт 3. Решить задачу на определение pH, выданную преподавателем.
Экспериментальная часть
Опыт 1. Определение некарбонатной солёности.
Пробу воды объёмом 100 мл отфильтруемте от взвешенных веществ и
пропустите через колонку с катионитом. Отмерьте пипеткой 20 мл полученной умягченной воды и перенесите в коническую колбу. В эту же колбу прибавьте 2 – 3 капли индикатора метилового оранжевого и оттитруйте 0,1 н раствором гидроксида натрия до изменения окраски раствора от красной до оранжевой. Определите по шкале бюретки объем раствора гидроксида натрия (V), израсходованный на титрование, и рассчитайте некарбонатную соленость по формуле:
S = V(NaOH) · CH(NaOH) · 1000 / 20,
где S – некарбонатная соленость, мг-экв/л;
V(NaOH) – объем 0,1 н раствора NaOH, израсходованный на титрование, мл;
СН(NaOH) – молярная концентрация эквивалента раствора NaOH, моль/л;
20 – объем взятой исследуемой воды.
Опыт 2. Определение свободной щёлочности.
В коническую колбу налейте пипеткой 20 мл воды, прибавьте 2 – 3 капли индикатора метилового оранжевого и оттитруйте 0,1 н раствором соляной кислоты до изменения окраски раствора от желтой до розовой. Рассчитать щёлочность по формуле:
m = V(HCl) · CH(HCl) · 1000 / 20,
где m – свободная щелочность, мг-экв/л;
V(HCl) – объем 0,1 н раствора НСl, израсходованный на титрование, мл;
СН(HCl) – молярная концентрация эквивалента раствора НСl, моль/л;
20 - объем взятой исследуемой воды.
Рассчитайте общую солёность воды как сумму некарбонатной солености и щелочности и сделайте вывод, исходя из содержания солей, к какому типу вод относится исследуемая вода.
Экспериментальная часть
Опыт 1. Определение общей жёсткости воды.
В коническую колбу налейте измерительным цилиндром или пипеткой необходимый объем исследуемой воды, прибавьте микрошпателем индикатор хромоген черный, добавьте 5 мл буферной смеси (NH4OH + NH4Cl). Бюретку заполните раствором трилона Б известной концентрации и оттитруйте исследуемые пробы до перехода окраски из винно-красной в синий. Общую жесткость воды (Ж) рассчитайте по формуле:
Ж = V(Трилона Б) · CН(Трилона Б) · 1000 / V(Н2О),
где Ж – общая жёсткость воды, мг-экв/л;
CН(Трилона Б) – молярная концентрация эквивалента раствора трилона Б, моль/л;
V(Трилона Б) – объем трилона Б, пошедший на титрование, мл;
V(Н2О) – объем взятой пробы исследуемой воды, мл.
Опыт 2 Повторить опыт 1 (вода, пропущенная через катионит).
Учебно-методическое пособие
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ
Часть 1
Уфа 2008
В учебно-методическом пособии изложены лабораторные работы по экологии для студентов всех специальностей архитектурно-строительного и горно-нефтяного факультетов очной, очно-заочной и заочной форм обучения.
Составители: Горелов В.С., канд. техн. наук, доц.,
Мазитова А.К, проф., д-р хим. наук,
Сухарева И.А., канд. техн. наук, доц.
Рецензент: Буйлова Е.А., стар. препод.
© Уфимский государственный нефтяной технический университет
СОДЕРЖАНИЕ
Лабораторная работа № 1. Качественный анализ природных вод | |
Лабораторная работа № 2. Определение кислотности воды | |
Лабораторная работа № 3. Определение общей солености воды | |
Лабораторная работа № 4. Определение общей жесткости воды | |
Лабораторная работа № 5. Определение растворенного в воде кислорода по методу Винклера |