Материалы к занятию «Необходимость и способы рационального использования горячей воды»
Целеполагание. Размышление об объеме водных ресурсов на планете Земля (работа с глобусом). Фантазирование на тему «Планета Вода»
Постановка проблемы. Чтение стихотворения о воде цепочкой (каждому ученику дается пронумерованная карточка с одной строкой, ребенок читает свою строку и помещает ее на доске).
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
И сосулькой замерзает
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется.
Лентой серебристой вьется.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода —
Наша спутница всегда.
Эвристическая беседа
Ø Согласны ли вы с утверждением о том, что воды много?
Ø Представьте, что это яблоко — наша планета. (Суша занимает 1/3 часть, 2/3 части — это вода).
Ø Если воды так много, хватит ли ее всем? (Нет. Не вся вода пригодна для использования).
Ø Решение задачи. Представьте себе, что вся вода собрана в этой емкости (1000 мл). Пресной воды лишь 2/100 части всех запасов, причем ¾ части приходится на ледники Арктики и Антарктики. Сколько пресной воды остается для использования?
Решение задачи сопровождается показом результатов этих подсчетов на емкости с водой. У ребят появляется конкретный зрительный образ соотношения всей имеющейся воды и небольшой части ее, пригодной для использования.
Делается вывод о необходимости рационального использования воды.
Поиск путей решения проблемы рационального использования воды
Чтение стихотворения учеником:
Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернем — и литрами губим.
Знай, экономя водицу-сестрицу,
Ты дашь возможность потомкам напиться.
Деловая игра «НИИ воды»
Учащимся предлагается стать сотрудниками научных лабораторий в научно-исследовательском институте Воды. Детям предоставляется возможность самостоятельно найти способы рационального использования воды. Для этого необходимо разделиться на три группы-лаборатории:
Ø лаборатория «Статистическая»
Ø лаборатория «Исследовательская»
Ø лаборатория «Проектная»
Задания для работы лабораторий
Лаборатория «Статистическая»
Рассчитайте, какое количество воды расходует семья из 4-х человек за месяц.
Сколько при этом затрачивается средств из семейного бюджета на оплату?
Как можно сократить потребление воды и сэкономить семейный бюджет?
Лаборатория «Исследовательская»
Детям раздаются характеристики водопотребления различных насадок на краны, душевых головок, стиральных машин. Путем сравнения делается вывод о преимуществе водосберегающих бытовых приборов. Данные заносятся в таблицу.
Лаборатория «Проектная»
Разработайте и представьте проект дома, в котором учитывается рациональное использование воды
Этапы деловой игры:
1.Самостоятельная работа в группах-лабораториях.
2.Обсуждение результатов работы на «заседании научного совета». На заседании научного совета представители от каждой лаборатории выступают с результатами своих исследований и выводами.
3.Выработка рекомендаций по рациональному использованию горячей воды.
Практические рекомендации по проблеме.
Чтение стихов учащимися
Чаще, дети, мойтесь в душе —
Всей планете будет лучше!
В ванной мыться нет нужды,
Там большой расход воды.
Термос нас не удивит,
Что водичку нам хранит.
Горячую, холодную,
Ко всему пригодную.
Составление листовки-обращения к родителям «Пусть всегда буду я».
Составление сказки «Капелька учит экономить энергию».
Игра «Если бы я был Водой»
Учащимся предлагается идентифицировать себя с водой и завершить фразу: «Если бы я был…(указывается профессия, объект природы и др.)».
Примерные ответы детей:
1. Я бы сделал много хорошего.
2. Я бы поливал цветы и другие растения.
3. Я бы помогал кораблям переправлять грузы.
4. Я бы превратился в озеро (океан, море) и пригласил жить к себе
растения и животных.
5. Я бы делал электричество.
6. Я бы напои всех, кто хочет пить.
7. Я бы попросил людей, чтобы они меня берегли.
Игра «Интервью»
Из числа учащихся выбираются корреспонденты и собеседники. В качестве собеседников могут быть избраны Водяша, Горячая Вода, Рыбка из загрязненного водоема и т.п. Корреспонденты задают вопросы, которые помогут учащимся осмыслить свою причастность к решению проблем нашей планеты.