Калининского района санкт-петербурга
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №619
КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«Рекомендовано» Председатель МО «___»________201__ ___________________ | «ПРИНЯТО» Педагогическим советом Школы № 619 Калининского района Санкт-Петербурга Протокол от «___»________201__г. №_____ | «Утверждаю» Приказ от «____»________201__г. №_____ Директор Школы № 619 Калининского района Санкт-Петербурга __________________И.Г.Байкова |
Рабочая программа предмета «Окружающий мир»
Для 2 «А» класса
Ф.И.О. педагога, составившего программу: Каньшина О.А.
Срок реализации рабочей программы: 2016 - 2017 учебный год.
Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа для 2 класса составлена по государственной программе авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Содержание программы 2 класс (68 ч)
Программа включает разделы «Вселенная, время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».
Вселенная, время и календарь (14 ч)
(12 ч + 1ч экскурсия в музей (заочная) + 2ч практическая работа с термометром)
Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря. Способы измерения времени; старинные и современные часы.
Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь.
Осень (16 ч)
(15 ч +2 ч экскурсии-прогулки + 2 ч практическая работа с компасом)
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе. Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях. Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья. Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра. Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодо-указатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.
Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц. Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов. Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.
Зима (15 ч)
(12 ч +2ч экскурсии+2ч практическая работа)
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья. Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году. Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.
Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными. Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни. Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).
Подкормка птиц зимой. Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу. Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных. Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).
Культура поведения в природе зимой. Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.
Весна и лето (17 ч)
(16ч +2 ч экскурсии + 2ч практическая работа)
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны. Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта— «Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.
Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц. Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.
Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры. Народные весенние праздники. Проводы весны. Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России. Труд людей летом. Народные летние праздники.
Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних праздников по традициям народов своего края.
Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.
Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Учащиеся должны знать:
- характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;
- названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;
- некоторые экологические связи в природе;
- особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;
- изученные правила поведения в природе;
- особенности охраны здоровья в разное время года;
- народные названия месяцев:
- народные приметы и присловья о временах года;
- дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;
- главные календарные праздники народов своего края.
Учащиеся должны уметь:
- проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;
- различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);
- объяснять на примерах некоторые экологические связи;
- выполнять изученные правила поведения в природе;
- выполнять правила охраны здоровья в разное время года;
- разыгрывать народные игры, характерные для разных времён года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;
- загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;
- рассказывать 2-3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.
Формы и методы контроля достижения планируемых результатов
Особенности организации контроляпо окружающему миру
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www. festival. 1september.ru
4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ education
5. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371
УМК «Перспектива»
Часов (2 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Практика | Планируемые результаты | Виды контроля | Дата проведения | |
1 четверть – 16 часов | ||||||
Вселенная, время, календарь - 14 часов | ||||||
Мы – союз народов России | Учебник стр. 3-7. Рабочая тетрадь стр. 3-4, задания 1, 2, 3. | Уметь: - называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа; - находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности; - определять самое интересное и важное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса; - понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации. | Работа в паре: ответить, почему название нашей страны часто пишут вот так: РФ? | 05.09 | ||
Мы – жители Вселенной | Учебник стр. 8-11. Рабочая тетрадь стр. 6-7, задания 2, 3, 4. | Знать названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе Уметь видеть взаимосвязь Земли и Вселенной. | Работа в паре: выполнение заданий рабочей тетради | 07.09 | ||
Наш космический корабль – Земля | Учебник стр.12-13. Рабочая тетрадь стр. 8-9, задания 1, 2, 3, 4. | Знать понятия «горизонт» и «стороны света»; Уметь обращаться с компасом, определять стороны горизонта. | Практическая работа по определению сторон света во дворе школы | 12.09 | ||
Наш космический корабль – Земля | Учебник стр.14-15. Рабочая тетрадь стр. 10-11, задания 5, 6. | Знать особенности формы планеты Земля. Уметь работать с глобусом. | Текущий контроль | 14.09 | ||
Время | Учебник стр.16-19. Рабочая тетрадь стр. 12-13, задания 2, 3. | Уметь: - приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; - перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; - рассказывать о старинных и современных часах; - объяснить, как действуют солнечные, водяные, песочные часы. | Практическая работа под руководством учителя | 19.09 | ||
Сутки и неделя | Учебник стр.20-23. Рабочая тетрадь стр. 14-15, задания 2, 3, 4. | Уметь: - по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим явлением две естественные единицы измерения времени - сутки и неделю; - выбирать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения этого явления. | Текущий контроль | 21.09 | ||
Месяц и год | Учебник стр.24-27. Рабочая тетрадь стр. 18-19, задания 1, 4, 5. | Уметь: - с помощью схемы давать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; - устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; - представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев. | Работа в паре | 26.09 | ||
Времена года | Учебник стр.28-31. Рабочая тетрадь стр. 20-21, задания 1, 2, 4, 5. | Уметь: -объяснять причину смены времен года; - понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге; - называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года. | Текущий контроль | 28.09 | ||
Погода | Учебник стр.32-35. Рабочая тетрадь стр. 22-23, задания 1, 2, 3, 4, 5. | Уметьразличать виды термометров и пользоваться каждым из них. | Практическая работа с термометром | 03.10 | ||
Календарь – хранитель времени, страж памяти | Учебник стр.36-39. Рабочая тетрадь стр. 26-27, задания 1, 2, 4. | Уметь: - ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря; - находить в календаре дату своего рождения и дни рождения близких. | Текущий контроль | 05.10 | ||
Красные дни календаря (Праздники для всех) | Учебник стр.40-43. Рабочая тетрадь стр. 28, задание 1. | Уметь: - кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; - описывать празднование одного из этих праздников в своем городе (селе). | Творческая работа | 10.10 | ||
Народный календарь | Учебник стр.44-47. Рабочая тетрадь стр. 30, задания 1, 2. | Знать некоторые народные приметы на погоду своего края и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств. Уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы. | Текущий контроль | 12.10 | ||
Экологический календарь | Учебник стр.48-51. Рабочая тетрадь стр. 32-33, задания 1, 3. | Понять задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры; по мере сил участвовать в охране природы. | Работа в паре | 17.10 | ||
«Контрольное тестирование по разделу «Вселенная, время, календарь». | Тест - (поурочные разработки по курсу окр.мир автор Васильева, стр. 99-100) | Показать уровень усвоения изученного материала по пройденному разделу. | Тест | 19.10 | ||
Осень - 16 часов | ||||||
Осенние месяцы | Учебник стр.54-57. Рабочая тетрадь стр. 36-37, задания 1, 2. 3. | Уметь: - находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; - описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; - проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде. | Работа в паре | 24.10 | ||
Осенняя прогулка (экскурсия) | Осознатьнеобходимость бережного отношения к природе. Научатсянаблюдать изменения в неживой и живой природе и устанавливать взаимосвязь между ними. | Работа в группах, самостоятельная работа | 26.10 | |||
2 четверть – 15 часов | ||||||
Осень в неживой природе | Учебник стр.58-61. Рабочая тетрадь стр. 38, задания 1, 2, 3. | Понять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др. | Фронтальная работа | 09.11 | ||
Народные праздники в пору осеннего равноденствия | Учебник стр.62-65. Рабочая тетрадь стр. 40, задание 1. | Уметь: -в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; - называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл - благодарность природе. | Работа в группах | 14.11 | ||
Звездное небо осенью | Учебник стр.66-69. Рабочая тетрадь стр. 42, задания 1, 2. | Понять, что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов. Узнать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые. | Текущий контроль | 16.11 | ||
Трава у нашего дома | Учебник стр.70-73. Рабочая тетрадь стр. 44, задания 1, стр. 42 задание 2. | Знатьпричины пожелтения травы осенью. Уметь распознавать травы с помощью атласа-определителя. | Фронтальная работа | 21.11 | ||
Старинная женская работа | Учебник стр.74-77. Рабочая тетрадь стр. 46-47, задания 1, 2, 3. | Уметь: - назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; - выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе. | Текущий контроль | 23.11 | ||
Деревья и кустарники осенью | Учебник стр.78-81. Рабочая тетрадь стр. 48, задание 1, стр. 49 задание 2. | Понять причины листопада. | Текущий контроль | 28.11 | ||
Чудесные цветники осенью | Учебник стр.82-86. Рабочая тетрадь стр. 50-51, задания 1, 2, 3. | Понять, что выращивание цветов - большой труд на радость людям. | Текущий контроль | 30.11 | ||
Грибы | Учебник стр.86-89. Рабочая тетрадь стр. 52-53, задания 1, 2, 3. | Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы. Знать строение грибов. Уметь отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых. | Текущий контроль | 05.12 | ||
Шестиногие и восьминогие | Учебник стр.90-93. Рабочая тетрадь стр. 54-55, задания 1, 2, 3. | Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных. | Текущий контроль | 07.12 | ||
Птичьи секреты | Учебник стр.94-97. Рабочая тетрадь стр. 56-57, задания 1, 2. | Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края. Уметь различать перелетных и зимующих птиц. | Текущий контроль | 12.12 | ||
Как разные животные готовятся к зиме | Учебник стр.98-101. Рабочая тетрадь стр. 58-59, задания 1, 2, 3. | Понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет. | Текущий контроль | 14.12 | ||
Невидимые нити в осеннем лесу | Учебник стр.102-105. Рабочая тетрадь стр. 60-61, задания 1, 2, 3. | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу. Уметь приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу. | Текущий контроль. Самостоятельная работа | 19.12 | ||
Осенний труд. Будь здоров! | Учебник стр.106-113. Рабочая тетрадь стр. 62, задание 1, стр. 64, задания 1, 2. | Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью. Уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме. Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. | Работа в группах | 21.12 | ||
Охрана природы осенью. Контрольное тестирование по разделу «Осень». | Учебник стр.114-117. Рабочая тетрадь стр. 68-96, задания 3, 4. | Знать правила сбора грибов, ягод, орехов. Выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору. | Самостоятельная работа. Тест | 26.12 | ||
Зима - 15 часов | ||||||
Зимние месяцы | Учебник стр. 3-7. Рабочая тетрадь стр. 3-4, задания 1, 2, 3, 4. | Уметь: - находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; - описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме. | Творческая работа | 28.12 | ||
3 четверть – 20 часов | ||||||
Зима – время науки и сказок | Учебник стр. 8-11. Рабочая тетрадь стр. 6, задания 1, 2. | Знатьнесколько зимних народных примет на погоду. Уметь: - объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; - рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений. | Беседа. Ответы на незаконченные предложения учителя: «Зима - хорошее время для ...» «Народные приметы и сказки учат нас ...» | 16.01 | ||
Зима в неживой природе | Учебник стр.12-15. Рабочая тетрадь стр. 8, задания 1, 2, 3. | Знать дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря). | Фронтальная беседа | 18.01 | ||
Звездное небо зимой | Учебник стр.16-19. Рабочая тетрадь стр. 8-10, задания 1, 2, 3, 4. | Уметь: - находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду; - ориентироваться по Полярной звезде. | Текущий контроль | 23.01 | ||
Зимняя прогулка (Экскурсия) | Научатсянаблюдать за природой, проводить исследования, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать. | Текущий контроль | 25.01 | |||
Зима в мире растений | Учебник стр.20-23. Рабочая тетрадь стр. 12-13, задания 1, 2, 3. | Знать способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам. | Работа в паре | 30.01 | ||
Зимние праздники | Учебник стр.24-27. Рабочая тетрадь стр. 14-15, задания 1, 3. | Знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России. Понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай. Уметь разобрать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками. | Работа в паре | 01.02 | ||
Растения в домашней аптечке | Учебник стр.28-31. Рабочая тетрадь стр. 16, задания 1. | Уметь: - называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; - рассказывать о лекарственных растениях в домашней аптечке, приводить примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях. | Текущий контроль. Самостоятельная работа | 06.02 | ||
Зимняя жизнь птиц и зверей | Учебник стр.32-35. Рабочая тетрадь стр. 18, задание 1. | Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц. Знатьо зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку. | Фронтальный опрос | 08.02 | ||
Невидимые нити в зимнем лесу | Учебник стр.36-39. Рабочая тетрадь стр. 20-21, задание 1, 2. | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу. Уметь приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу. | Текущий контроль | 13.02 | ||
В феврале зима с весной встречается впервой | Учебник стр.40-43. Рабочая тетрадь стр. 22, задания 1, 2. | Знать - что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; - когда в народе отмечали первую встречу весны. Уметь приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или3другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края. | Фронтальный опрос: почему февраль - особый зимний месяц? | 15.02 | ||
Зимний труд | Учебник стр.44-47. Рабочая тетрадь стр. 24, задания 1, 2. | Понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; необходимость поддерживать порядок на улице. Знать особенности ухода зимой за растениями и животными. Уметь вырастить в домашних условиях 1-2 витаминных растения. | Текущий контроль. Самостоятельная работа | 20.02 | ||
Будь здоров! | Учебник стр.48-51. Рабочая тетрадь стр. 26, задания 1, 2. | Уметьвыполнять правила здорового образа жизни в зимний период. Знать и уметьобъяснить товарищу правила 2-3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края). Уметьконтролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | Текущий контроль. Самостоятельная работа | 22.02 | ||
Охрана природы зимой | Учебник стр.52-55. Рабочая тетрадь стр. 28-29, задания 1, 2, 3, 4. | Знать особенности жизни зимой 2-3 диких животных. Уметь: - соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу - не оставлять после себя мусор; - изготовить простейшие кормушки для птиц. | Фронтальная беседа. | 27.02 | ||
Контрольное тестирование по разделу «Зима». | . | Показатьуровень усвоения материала по данному разделу, уметь анализировать свои ошибки. | Тест | 01.03 | ||
Весна и лето - 17 часов | ||||||
Весенние месяцы | Учебник стр.58-61. Рабочая тетрадь стр. 32, задания 1, 2 | Уметь: - находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; - описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; - проводить наблюдения за погодой. | Творческая работа в группе: придумывание весенней заклички. | 06.03 | ||
Весна в неживой природе | Учебник стр.62-65. Рабочая тетрадь стр. 34, задания 1, 2, 3. | Понять причины потепления весной. Знать дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления. | Текущий контроль | 13.03 | ||
Весна – утро года | Учебник стр.66-69. Рабочая тетрадь стр. 36, задания 1, 2, 3. | Уметь: - объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; - находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; - изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору). | Текущий контроль | 15.03 | ||
Звездное небо весной | Учебник стр70-73. Рабочая тетрадь стр. 38, задание 1. | Знать положение весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица Уметь находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе. | Текущий контроль | 20.03 | ||
Весенняя прогулка (экскурсия) | Научатсянаблюдать за природой, проводить исследования, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать. | Текущий контроль | 22.03 | |||
4 четверть – 16 часов | ||||||
Весеннее пробуждение растений | Учебник стр.74-77. Рабочая тетрадь стр. 40-41, задания 1, 2, 3. | Понять причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми. | Работа в паре | 03.04 | ||
Чудесные цветники весной | Учебник стр.78-81. Рабочая тетрадь стр. 44, задания 1, 2. | Знать названия культурных растений весенних цветников. Уметь находить их в атласе-определителе. | Текущий контроль | 05.04 | ||
Весна в мире насекомых | Учебник стр.82-85. Рабочая т Наши рекомендации
|