Осн показатели эффективности природоохранной деят-ности
Для обоснования эфф-ти природоохр мероприятий исп-ся показатели: Чистая приведенная стоимость: разность дисконт-х на один и тот же момент времени показателей прибыли и инвестиционных расходов. Рентабельность инвестиций - показатель, производный от чистой приведенной стоимости. Он характеризует отношение дисконтированной стоимости к дисконтированным инвестиц расходам. Период окупаемости - это время, за которое сумма поступлений от реализации проекта покроет дисконтированную сумму инвест расходов. Внутр норма прибыли - это такая норма прибыли от инвестиций, при которой в случае ее исп-я в кач-ве ставки дисконт-ния чистая приведенная стоимость равна нулю, т. е. капиталовлож-я полностью окупились.
Интегрированная система нац счетов
В 70-80-е гг., в период резкого обострения экологич проблем, выявились недостатки традицион системы нац счетов. Во-первых, ВНП и ЧНП не могут быть показателями долгосрочного устойчивого роста. Во-вторых, ВНП и ЧНП не позволяют адекватно оценивать благосостояние населения. При расчете ВНП и ВВП не принимаются во внимание отриц внешние эффекты, обусловленные загрязнением окр среды. Основным назначением ИСНС является методич и информацион обеспечение нац программ устойчивого развития. Существует два подхода к модификации традиц СНС. В рамках первого подхода ресурсные и экологич счета рассматриваются как сателлитные (доп), которые существуют параллельно с традиц СНС. Согласно второму подходу, сателлитные счета включаются в ИСНС в качестве органической части. На основе экологич счетов разрабатываются макроэкономич показатели, отражающие экологич параметры и позволяющ более адекватно оценивать и измерять ур-нь доходов, пр-ва и благосостояния.
Природные активы. Экологич ТиУ. Истощение и деградация окр среды.
Под природными активами, понимаются элементы природы, на которые прямо или косвенно влияет хоз или иная деят-ть человека. Экономич исп-е природных активов может сопровождаться постоянным или временным изменением запасов ресурсов или не вызывать никаких изменений. Результаты исп-я природных активов в форме потока соответствующих благ называются экологичи товарами, и экологичи услугами. Негативные последствия исп-я экологич товаров заключаются в истощении природных активов, а негативные последствия потребления экологич услуг - в деградации природных активов. Различные виды колич или кач исп-я природных активов для экономич целей трактуются как экономич ф-ции природных активов. Для оценки экономич ф-ий природных активов применяется система натуральных и денежных показателей. Колич исп-е природных активов измеряется в физич единицах. Кач исп-е природных активов может быть выражено опосредованно через потоки загрязн вещ-в, накапливающихся в окр среде.
Цели и парадигмы современной экологич политики.
Экологич политика - это целенаправл деят-ть гос-ва по обеспечению экологич безопасности и сохранению естественных ресурсов. Осн цели: обеспечение оптимального качества окр среды; обеспечение устойчивого развития; сохранение биологич разнообразия. первая парадигма экологич политики: достижение кач-ва окр среды в индивид мотивы поведения субъектов. Вторая парадигма выражается в подходе «заказчик-исполнитель». Его суть состоит в том, что орган экологич политики выступает в роли заказчика, который хотел бы добиться опред качества окр среды. Исполнителями являются экономич субъекты, которые, действуя в собственных интересах, одновременно обеспечивают достижение этого качества. Заказчик не располагает полной и достоверной инф-цией о природоохр деят-ти исполнителя. неопределенность и неоднозначность последствий как загрязнения окр среды, так и природоохр деят-ти.
Принципы экологич политики
Принцип альтернативных издержек. Он требует учета альтернативных издержек исп-я природных ресурсов и экологич благ. Выигрыш от определенного варианта исп-я должен превышать альтернативные издержки. Принцип «загрязнитель платит». альтернативные издержки адресованы тем, по вине кого они возникли. Проблемы: для реализации необходимо точно установить виовника, а это не всегда возможно. Принцип долгосрочной перспективы предполагает, что в случае выбора между охраной или деградацией окр среды альтернативные издержки должны определяться не статически, а в долгосрочной перспективе. Часто последствия загрязнения окр среды проявляются через длительное время. Принцип взаимозависимости. Экологич системы образуют сложную сеть взаимодействий. Поэтому при проведении экологич политики необходимо учитывать перемещение загрязняющих веществ из одних подсистем окр среды в другие.