Осн показатели эффективности природоохранной деят-ности

Для обоснования эфф-ти природоохр мероприятий исп-ся показатели: Чистая приведенная стоимость: разность дисконт-х на один и тот же момент времени показателей при­были и инвестиционных расходов. Рентабельность инвестиций - показатель, производный от чистой приведенной стоимости. Он характеризует отноше­ние дисконтированной стоимости к дисконтированным инвестиц расходам. Период окупаемости - это время, за которое сумма поступлений от реализации проекта покроет дискон­тированную сумму инвест расходов. Внутр норма прибыли - это такая норма прибыли от инве­стиций, при которой в случае ее исп-я в кач-ве ставки дис­конт-ния чистая приведенная стоимость равна нулю, т. е. капиталовлож-я полностью окупились.

Интегрированная система нац счетов

В 70-80-е гг., в период резкого обострения экологич про­блем, выявились недостатки традицион системы нац счетов. Во-первых, ВНП и ЧНП не могут быть показателями долгосрочного устойчивого роста. Во-вторых, ВНП и ЧНП не позволяют адекватно оценивать благосос­тояние населения. При расчете ВНП и ВВП не принимаются во внимание отриц внешние эффекты, обусловленные загрязнением окр среды. Основным назначением ИСНС является методич и информацион обеспечение нац программ устойчивого развития. Существует два подхода к модификации традиц СНС. В рамках первого подхода ресурсные и экологич счета рас­сматриваются как сателлитные (доп), которые существуют параллельно с традиц СНС. Согласно второму подходу, сателлитные счета включаются в ИСНС в качестве органической части. На основе экологич счетов разрабатываются макроэкономич показатели, отражающие экологич параметры и позволяющ более адекватно оценивать и измерять ур-нь доходов, пр-ва и благосостояния.

Природные активы. Экологич ТиУ. Истощение и деградация окр среды.

Под природными активами, понимаются элементы природы, на которые прямо или косвенно влияет хоз или иная деят-ть человека. Экономич исп-е природных активов может со­провождаться постоянным или временным изменением запасов ресур­сов или не вызывать никаких изме­нений. Результаты исп-я природных активов в форме потока соответствующих благ называются экологичи товарами, и экологичи услугами. Негативные последствия исп-я экологич товаров за­ключаются в истощении природных активов, а негативные последст­вия потребления экологич услуг - в деградации природных акти­вов. Различные виды колич или кач исп-я природных активов для экономич целей трактуются как экономич ф-ции природных активов. Для оценки экономич ф-ий природных активов применя­ется система натуральных и денежных показателей. Колич исп-е природных активов измеряется в физич единицах. Кач исп-е природных активов может быть выражено опосредованно через потоки загрязн вещ-в, накапливающихся в окр среде.

Цели и парадигмы современной экологич политики.

Экологич политика - это целенаправл деят-ть го­с-ва по обеспечению экологич безопасности и сохранению естественных ресурсов. Осн цели: обеспечение оптимального качества окр среды; обеспечение устойчивого развития; сохранение биологич разнообразия. первая парадигма экологич политики: достижение кач-ва окр среды в индивид мотивы поведения субъектов. Вторая парадигма выражается в подходе «заказчик-исполнитель». Его суть состоит в том, что орган экологич поли­тики выступает в роли заказчика, который хотел бы добиться опред качества окр среды. Исполнителями являются экономич субъекты, которые, действуя в собственных интересах, одно­временно обеспечивают достижение этого качества. Заказчик не располагает полной и достоверной инф-цией о природоохр деят-ти исполнителя. неопределенность и неод­нозначность последствий как загрязнения окр среды, так и природоохр деят-ти.

Принципы экологич политики

Принцип альтернативных издержек. Он требует учета альтерна­тивных издержек исп-я природных ресурсов и экологич благ. Выигрыш от определенного варианта исп-я должен пре­вышать альтернативные издержки. Принцип «загрязнитель платит». альтернативные издержки адре­сованы тем, по вине кого они возникли. Проблемы: для реали­зации необходимо точно установить виовника, а это не всегда возможно. Принцип долгосрочной перспективы предполагает, что в случае выбора между охраной или деградацией окр среды альтернативные издержки должны определяться не статически, а в дол­госрочной перспективе. Часто последствия загрязнения окр среды проявляются через длительное время. Принцип взаимозависимости. Экологич системы образуют сложную сеть взаимодействий. Поэтому при проведении экологич политики необходимо учитывать перемещение загрязняющих веществ из одних подсистем окр среды в другие.

Наши рекомендации