Алгоритмы реализации методики КТД
1 этап. Подготовка и организация дела:
— проведение стартовой беседы;
— создание творческих микрогрупп;
— обсуждение дела в микрогруппе;
— проведение сбора-старта;
— создание совета дела;
— выполнение заданий микрогруппами.
2 этап. Проведение дела.
— Основные условия реализации дела: организация мыследеятельности; обеспечение смыслотворчества; свобода выбора; импровизации; создание ситуации успеха и др.
— Содержание КТД должно соответствовать его целям, возрастным, индивидуально-психологическим особенностям участников взаимодействия.
— Особое внимание в ходе проведения дела уделяется эмоциональному настрою его участников, который создаётся благодаря художественному, музыкальному и световому оформлению, осуществлению определённых ритуалов.
— Позиция педагога во время осуществления деле может быть различной в зависимости от обстоятельств: прямое руководство проведением КТД; участие в работе жюри; ведение одной из частей дела; выполнение роли «спасательной команды», если что-то не получается.
Общая тенденция взаимодействия педагога и учащихся такова: чем больший опыт творческой деятельности имеют учащиеся, тем больше педагогам необходимо отходить от роли организаторов деле и его управленцев к позиции координаторов настроения, взаимопонимания, взаимодействия.
3 этап. Анализ, рефлексия дела.
Подведение итогов КТД, его анализ и рефлексия осуществляется сначала в микрогруппах, а затем на общем сборе всего коллектива.
Приёмами включения каждого ребёнка в анализ и рефлексию дела могут успешно явиться интерактивные методики: «рефлексивный круг»; «рефлексивная мишень»; «время на шум»; «анкета-стенгазета»; «групповая дискуссия»; «зарядка»; «допиши тезис»; «цепочка пожеланий».
Основными вопросами для обсуждения и коллективного анализа являются следующие:
· Что было хорошо? За счёт чего?
· Что не удалось осуществить? Почему?
· Что надо учесть на будущее?
В форме КТД успешно может быть проведена акция «Приведи в порядок свою планету», заключительным актом которой должна стать рефлексия всех её участников. Ключевыми вопросами здесь могут выступать следующие:
· Была ли польза от дела тебе и другим? В чём она заключалась?
· Была ли группа творческой деятельной?
· Что стало главным открытие в деле лично для тебя?
· Что тебе больше всего понравилось в деле? Что — нет?
· Как ты можешь оценить дело?
· Чтобы ты хотел пожелать себе и другим участникам КТД?
Справочный материал для учителя
Наука о доме
«Ох, какая сегодня плохая экология, — сказала мама, стиснув виски руками, — от нее у меня разболелась голова». — «Да уж, — согласился папа, — экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах все время пишут, и по телевизору показывают. Надо ее исправлять».
Кто же такая эта экология, от которой у мамы болит голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? Громко кричала или капризничала? И если она такая плохая, зачем о ней пишут в газетах? Может, она похожа на домоуправительницу и домомучительницу Фрекен Бок, которую тоже показывали по телевизору и которую «низводил» Карлсон? И как ее собирается исправлять папа — кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол?
Спроси у мамы или папы, что такое экология. Может быть, они скажут: «Это когда вокруг все плохо, нечем дышать, воду нельзя пить, а продукты — есть». — «Но тогда за что же наказывать эту таинственную экологию, в чем она виновата?» — спросишь ты и будешь абсолютно прав. Экология ни в чем не виновата. Во всем, что случилось с природой, виноват человек. Для того чтобы понять, почему это произошло, давай сначала выясним, что же такое «экология». Слово это не русское, а греческое. Ты, наверное, слышал о таких словах, как «биология», «зоология». У всех у них есть общая часть — «логия», или, правильнее сказать, «логос». В переводе это значит — наука. Итак, мы уже выяснили, что экология — это наука. Такая же, как физика или математика. И уже поэтому она не может быть плохой или хорошей. Наука либо есть, либо ее нет. Плохими или хорошими могут быть только ученые. А это зависит от того, как они учились, в том числе и в школе.
Любая наука что-то изучает, помогает нам познавать то, что нас окружает. Что же изучает экология? Об этом говорит первая часть слова — «эко» (или «ойкос»), что означает (опять же по-гречески) дом. Получается, что экология — это наука о доме. Домоводство какое-то?! Как печь пирожки, варить компоты, убирать в квартире и т.д.
Стоп! Дома-то бывают разные. Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком, крышей, дверью, полом, окнами. Но как только мы выходим за порог такого дома, то оказываемся в другом — необъятном, общем для всех людей доме. Имя ему — природа.
Можем ли мы жить без птиц, деревьев, бабочек, рек, лесов, Солнца? Если сможем, то, наверное, перестанем быть людьми, а превратимся в каких-нибудь других существ. Когда-то ученые предлагали строить дома-города, в которых все, что человеку нужно, находится под одной крышей. Здесь он работает, здесь отдыхает. Но чем крупнее становятся наши города, чем выше дома, чем больше асфальтированных улиц, тем чаще людям хочется подышать запахом лесов, лугов, послушать пение птиц, уехать от удушливого смога городов. Потому что там, за городом, наш настоящий дом — ПРИРОДА. Дом, без которого нам не прожить.
Но вернемся к экологии. В чем-то она и впрямь похожа на домоводство, а в чем-то совершенно не похожа. В книгах по домоводству написано, что в доме нужно как можно чаще убирать (даже если нам совершенно не хочется этого делать), разводить цветы, не сорить, желательно не ломать мебель, не сливать жирную воду в раковину, не топтать ценный ковер, выносить каждый день мусор. Но если природа — тоже наш дом, то и здесь уместны некоторые правила домоводства. Нужно убирать за собой после отдыха в лесу, не сорить, беречь цветы, не ломать деревья, не сливать грязную воду в реки, не топтать траву. А вот по части рецептов экология совсем не похожа на домоводство. В книгах по этой домашней науке о зайцах и куропатках можно прочитать только одно — как их тушить и под каким соусом лучше всего подавать этих бедняг к столу. Таких ужасов в книжках по экологии вы не найдете, зато сможете узнать, почему заяц зимой белый, а летом серый (для приготовления блюд это абсолютно не важно), для чего у него такие зубы, уши, почему он косой, чем питается, где живет и кто может его скушать (увы, волки готовы съесть зайцев и без всякого соуса, таков уж закон природы).
В любом доме можно жить лишь тогда, когда он правильно построен, когда крыша не протекает, а стены не пытаются упасть на жильцов. Да и пол под тяжестью даже очень толстых жителей не должен проваливаться. Если развалим стены, упадет крыша от дома. Ничего не останется. Природа, как мы уже выяснили, дом особый. Внутри него все очень тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные — с другими животными, а все вместе — с ласковым Солнцем, землей, водой. Нарушим эти связи — словно стены осядут в нашем доме. Какое-то время он еще постоит, но потом начнет разрушаться. А чтобы этого не случилось, надо знать правила поведения в природе: что человеку позволено делать, а чего делать ни в коем случае не следует. Помогает все это узнать теперь уже наша знакомая наука ЭКОЛОГИЯ.
Ученые говорят, что экология — это наука, которая изучает, как связаны растения, животные (живые организмы) между собой и с окружающей средой.
С растениями и животными все понятно: они могут питаться друг другом, жить вместе, помогать друг другу. А вот что такое «окружающая среда»? Почему не вторник или суббота, спросишь ты? А Робинзон Крузо наверняка бы сказал «окружающая пятница». Все дело в том, что среда — это не только день недели. Когда говорят «среда», подразумевают и все, что есть вокруг нас, например природу. Ну, а кого она окружает, эта среда? Что, она наступает, хочет взять нас в плен? Нет, конечно, окружает именно потому, что она вокруг нас. А вот в плену у природы люди в какой-то степени были всегда, потому что они — ее часть. И никогда не верь, если тебе скажут, что человек — это царь природы, ее хозяин. Миллиарды лет существовала природа без людей, и если мы не изменим своего отношения к ней, то в будущем можем исчезнуть. А вот человек без природы не жил никогда, ни одной минутки. Ну, а насчет наступления, — если кто и наступал с целью победить, так это человек. Он природу и покорял, и завоевывал. Реки вспять поворачивал, леса вырубал, землю отравлял, в общем, управлял природой, как умел. А умел он, прямо скажем, не очень-то хорошо это делать. Иногда человеку казалось, что стоит еще хотя бы раз крикнуть: «Ура!», еще одну речку в обратную сторону повернуть, как победа над природой обеспечена. Полная и окончательная. Враг будет побежден. Но вдруг нашлись ученые люди и сказали: «Что же мы делаем? С кем воюем, против кого боремся? Если человек — часть природы, значит, мы сами с собою воюем. Оглянитесь вокруг: что же мы наделали? Небо задымили, реки, океаны загрязнили, зверье извели. Скоро и для человека места не останется!»
Оглянулись люди, к умным словам прислушались и поняли, что нельзя воевать с природой, разрушать свой дом. И еще поняли, как им нужна наука экология, стали ее законы изучать.
Обсуждение текста
· Что такое экология? Слышали ли вы это слово раньше? Если да — от кого? (На прогулке с родителями, в телепередачах.)
· Всегда ли человек поступал правильно по отношению к природе?
· Как вы понимаете выражение «окружающая среда»?
· Человек — часть природы или ее хозяин?
· Какая среда вас окружает?
Задания
· Пусть дети дома спросят у родителей, бабушек и дедушек, что такое экология. Согласны ли ребята с ответами взрослых?
· Предложите детям нарисовать окружающую их среду: а) которую они видят каждый день вокруг себя, б) такую, какой они хотели бы ее видеть.
Экскурсия
Проведите экскурсию в близлежащем районе и обсудите, какая среда вас окружает. Что в ней детям нравится, а что — нет? Почему? Что можно сделать, чтобы она стала лучше? Могут ли ребята сами что-то изменить?
Перед началом экскурсии или во время ее проведения с детьми производится обсуждение следующего рассказа.
Воскресенье в лесу
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили всё же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.
Весёлой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберёзовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед ухом из рощи Петя повыбрасывал пустые банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили обратно. Солнце становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут, мы с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперёк дороги проползла змея. «Это гадюка!» — закричал Петя и ударил её палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у неё на затылке два жёлтых пятнышка. «Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж». «Всё равно — гадина!» — ответил Петя.
С огромными охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошёл день.
Учитель. Назовите, ошибки, которые допустили школьники на прогулке в лесу.
Ошибки, совершённые школьниками:
1. В лесу громкая музыка распугивает птиц и зверей.
2. Вырывать грибы, а также сбивать даже не съедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы – деревья».
3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается.
4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается за 220 лет), металлические банки разрушаются за 100 лет.
5. Костёр после прогорания следует забросать землёй или залить водой до полного прекращения горения.
6. Трогать яйца птиц не следует — птица может не сесть на яйца.
7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова их отвезти снова в лес.
8. Не следует что-либо проталкивать в муравейник — нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
9. Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно — в него может попасть молния.
10. Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.
11. Луговые и лесные цветы рвать не следует — жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.
Рефлексия
Природа — это особый дом. Внутри него всё тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные с другими животными, а все вместе с водой, землёй, солнцем, воздухом. Если эти связи нарушить, то разрушится и наш «природный дом». Чтобы этого не произошло, мы должны научиться жить в гармонии природой, умело и бережно использовать её богатства, не вредить, находящимся по соседству растениям и животным, соблюдать правила поведения в природном доме. А поможет нам в этом «экология», что в переводе с греческого и обозначает: наука (учение) о доме.
День Земли
В телесериале «Санта-Барбара» рассказывалось, как на нефтепромыслах, которыми владел главный герой, случилась крупная авария. Этот факт сценаристы, видимо, взяли из реальной жизни. Именно возле города Санта-Барбара в 1969 г. произошел аварийный разлив нефти. Огромное количество этой жидкости расползлось по поверхности прибрежных вод океана, загрязнило пляжи. От аварии тогда пострадали многие морские животные, особенно птицы (рис. 37). Это трагическое событие произвело на американцев большое впечатление. Они решили хотя бы раз в году напоминать людям об их отношениях с окружающей средой. Так появилась идея проведения Дня Земли. 22 апреля 1970 года тысячи американцев вышли на улицы городов. Они устраивали митинги и демонстрации в защиту природы, требовали принять новые природоохранные законы, сажали деревья, убирали на улицах мусор, очищали берега рек, слушали на концертах песни, воспевающие красоту окружающего мира. С тех пор многое изменилось в сознании и поведении людей, политики приняли новое законодательство, защищающее окружающую среду. Даже мертвые Великие озера начали постепенно возрождаться к жизни. Многие обычные граждане поняли: каждый человек способен внести свой вклад в защиту природы. Он должен беречь тепло и электроэнергию, сортировать мусор, покупать товары лишь в той упаковке, которая будет вторично использована.
Рис. 37. Птица, пострадавшая из-за разлива нефти |
Первый День Земли отмечали только в США. Но со временем этот праздник объединил жителей многих стран. С каждым годом их становится все больше.
В День Земли предложите детям поучаствовать хотя бы в одном посильном для них добром деле. Вы можете вместе с ними убрать мусор во дворе дома или школы, на берегу реки, сочинить песню о Земле, посадить деревья и цветы, сделать скворечник, нарисовать картины, плакаты, создать свою книгу «Земля и люди», посмотреть слайды о природе, выйти на прогулку в ближайший лес. Этот день должен пройти под известным лозунгом «Мыслить глобально — действовать локально!» (то есть все понимают, что нужно сохранить нашу общую планету, но при этом каждый делает то, что может, стараясь сохранить свой дом, свое ближайшее окружение). Предлагаем вам вместе с ребятами поздравить нашу планету. Расскажите им о Дне Земли, подчеркнув, что в этот праздник она становится именинницей, так же как мы — в свой день рождения; Любому человеку приятно получить поздравление. Наверное, и Земле понравятся внимание и забота людей. Пусть каждый ребенок (под вашим руководством) самостоятельно приготовит поздравительную открытку и напишет свои пожелания нашей планете, Необходимо помнить, что Земля — наш дом и от ее «самочувствия» зависит и наша жизнь.
Открытки делают из плотного белого картона или бумаги. Желательно, чтобы они были двойными. На первой странице можно нарисовать Землю, на внутренних — написать слова поздравления. Помните, что и оформление открытки, и содержание текста должны отражать характер этого праздника. Главное, чтобы дети, выполняя работу, задумались над отношением людей к планете, почувствовали, что они тоже могут что-то сделать для ее сохранения. Ниже приводятся примеры праздничных поздравлений Земле.
«Дорогая Земля! Поздравляю тебя с твоим днем! Желаю, чтобы ты была долго-долго! Я обещаю тебе всю свою жизнь бороться с выбросами в атмосферу, с загрязнением тебя ядохимикатами, с созданием новых морей, с уничтожением твоих лугов и полей! Желаю, чтобы ты оставалась голубой и чистой планетой!»
«Дорогая, милая Земля! Поздравляю тебя с твоим великолепным праздником! Я желаю здоровья Тебе, твоим рекам, озерам, лесам, твоим питомцам: зверям и птицам, рыбкам и насекомом. Еще, конечно, я желаю тебе быть самой красивой планетой. Я думаю, что в свой день рождения ты будешь веселой и не будешь на нас обижаться. Мы обязательно постараемся убрать с тебя весь мусор».
«Земля! Я знаю, что тебя нужно беречь и нельзя загрязнять. Земля, я обещаю, что не буду тебя загрязнять. Я знаю: если ты обидишься на нас, людей, мы можем исчезнуть. Земля, ты — самая красивая, только на тебе есть люди! Мы просим прощения за всех плохих людей. Земля, не обижайся на нас. Поздравляю тебя с праздником! До свидания!»
Землю мы поздравили. А теперь давайте представим, что наша планета в этот день — единственный раз в году — вдруг заговорила с нами. Что она могла бы нам сказать, о чем попросить, чего пожелать?
Предложите детям выполнить второе задание — написать и красиво оформить «Послание Земли людям». Оно может быть написано в любой форме. Письмо (послание) вложите в особый конверт, который ребята сделают сами. На конверте нарисуйте марку с изображением Земли и составьте адрес: кому Земля могла бы отправить письмо? Эта работа также помогает сформировать у ребенка эмоциональное отношение к экологическим, природоохранным проблемам.
«Люди! Я прошу вас, перестаньте загрязнять реки и леса. Я уже много веков кормлю вас вкусными плодами. Я на вас обиделась. Вы даже не поблагодарили меня хорошим отношением. Звери и птицы умирают на мне, а вы убиваете их все больше и больше. Если вы и дальше будете загрязнять меня, то засохнут реки и травы. Жизни на мне не будет. Я стану, как Луна. Буду жить без хлопот и врагов. У меня к вам просьба: не загрязняйте меня!»
«Люди! Вы меня засоряете! Вы изобрели машины и заводы. Раньше воздух был чистым, а теперь нечем дышать! Сейчас и купаться нельзя в моих реках. Куда ни глянь, везде валяются разные банки. Вы убили столько животных! Многие из них занесены в Красную книгу. Я хочу, чтобы вы за мной ухаживали, а то я в конце концов рассержусь, и не станет людей на Земле. Ведь только на мне есть люди. Люди! Перестаньте ссориться! Мне надоела война! Постарайтесь жить в мире и не мусорить!»
Если задание дано на дом, предложите ребятам привлечь и родителей к составлению текстов: взрослым тоже стоит задуматься над своим отношением к окружающей среде. Желательно организовать работу так, чтобы рисунки и тексты на открытках и в письмах были разнообразными, чтобы каждый ребенок мог проявить индивидуальность и раскрыть свое личное отношение к проблеме. Тогда и самим ребятам будет интересно рассматривать работы, сравнивать их. Организуйте выставку работ, посвященных Дню Земли, одним из разделов выставки могут быть запрещающие знаки (подобные дорожным) — что нельзя делать, чтобы сохранить планету. Обсудите с детьми отношений «Человек – Земля». Что произойдет с нашей планетой и с нами в будущем? Что конкретно может сделать каждый ученик, чтобы жизнь на Земле не исчезла?