Способы экономии энергоресурсов
Человек не всегда замечает, как велики потери энергии. Например, для отопления и горячего водоснабжения квартиры среднестатистической семьи из 3–4 человек ежегодно на ТЭЦ или котельных сжигается около 2 т нефти. Кроме того, ею потребляется 1200 – 1800 кВт-ч электроэнергии в год.
Для понимания учащимися 3 класса можно выделить два основных направления энергосбережения:
1. Не растрачивать энергию впустую, использовать ее более рационально. Например, использование экономичных электроламп, выключение нагревательных устройств при отсутствии надобности.
2. Совершенствование оборудования в соответствии с требованиями современности в целях уменьшения энергопотребления. Например, использование тепловых отходов, солнечной энергии для обогрева зданий.
Практический материал к урокам
Игры
«Найди пару»
АВТОМОБИЛЬ ВЕТЕР
ПЕЧЬ ДРОВА
ПАРУСНАЯ ЛОДКА БЕНЗИН
САМОЛЕТ УГОЛЬ
«Буквенная мозаика»
Чтобы прочесть слово, необходимо переставить буквы в словах: ФЕНТЬ, ЛЬГОУ, ЗАГ, ФРОТ, ДОРОВОД, ЦЫСЛАН.
«Смысловые тропинки»
Необходимо соединить линией («протоптать тропинку») логически связанные части предложений.
Черное золото уголь
Голубое топливо уран
Обогащает кислородом
окружающую среду газ
Источник ядерной энергии нефть
Черный и бурый водород
«Узнай по описанию»
На карточках записаны названия исчерпаемых источников энергии. Карточки прячутся в непрозрачный мешочек. Водящий достает одну из карточек и зачитываете с нее описание источника энергии. Дети должны назвать по описанию источник энергии. Правильно ответивший ученик становится водящим. Игра продолжается.
Игра-викторина
1. Что из энергоресурсов добывают шахтеры?
2. Какой из энергоресурсов называют «голубым»?
3. Что делают из нефти?
4. Что из энергоресурсов добавляли индейцы в краску для лица?
5. Что из энергоресурсов добавляют в краски для рисования?
6. Как образовалась нефть?
7. В каких местах можно обнаружить природный газ?
8. Назовите топливо будущего?
9. Чем опасна ядерная энергия?
10. Какой из энергоресурсов можно назвать «королем» энергии?
11. Какой вид энергии вы расходуете, когда идете по улице?
12. Какой энергией обладает пламя свечи?
13. Благодаря какой энергии горит лампочка?
14. Где вы будете мыть посуду?
15. Вы смотрите телевизор. Вас друзья позвали на прогулку. Ваши действия?
Пресс-центр Берегоши
Основная цель организации работы пресс-центра — практическая деятельность учащихся по овладению навыками энергоэффективности. Работа пресс-центра рассчитана на два года. Она заключается в сборе информации, ее обработке и представлении в форме журнала, газеты, листовки и т.п. В пресс-центре существуют пять отделов по направлениям работы героев команды Берегоши. Пресс-центр предполагает организацию встреч с интересными людьми, представителями общественности, причастными к вопросам энергоэффективности. Из числа учащихся выбирается группа корреспондентов, которые готовят вопросы для гостей, подводят итоги «разведки бережливых дел» и других мероприятий, проведенных в классе, организуют выставки рисунков, плакатов и поделок, делают фотографии для журнала, газеты, пишут статьи, стихи, заметки. Работа пресс-центра может носить как постоянный, так и эпизодический характер.
Создание карты «Энергоресурсы Республики Беларусь»
Карта создается на протяжении всего изучения темы или в течение одного целого урока с целью закрепления знаний по теме.
Тема 3. Уроки Электроши
Цель.Приобрести знания о способах экономии электроэнергии; электрическом счетчике как средстве учета электроэнергии; уметь находить резервы экономии электроэнергии; углубить правила безопасного пользования электроприборами; приобрести опыт практической деятельности по экономии электроэнергии.
Рекомендации по проведению занятий
Рис. 22. Я — Электроша |
Первое занятие по теме «Уроки Электроши» посвящается актуализации знаний, полученных во втором классе. Диалог ведется от имени Электроши (рис. 22). Предложенные ниже практические материалы позволят провести занятие интересно и увлекательно.
На втором занятии учащиеся должны узнать о способах передачи электроэнергии от источника до потребителя. Данная тема является достаточно сложной для восприятия, поэтому целесообразно использовать наглядные материалы и включить учащихся в имитационную игровую деятельность, где они представляют себя в роли механизмов, участвующих в передаче электроэнергии. Провести игру можно несколько раз с группами сменного состава. По окончании игры может быть организована рефлексивная деятельность, в ходе которой дети обменяются впечатлениями о том, как важно бережно относиться к электроэнергии, производство которой стоит огромного труда и больших затрат для государства.