Материалы к занятию по обобщению темы «Уроки Водяши»
Цель: закрепление и совершенствование знаний о воде, ее роли в жизни человека.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знание по теме «Вода».
2. Развивать мышление, творческую активность, познавательный интерес к занятиям.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
4. Развивать эстетические чувства понимания прекрасного.
Оборудование: рисунки персонажей, карточки со словами, пословицы о воде, стихи о воде, высказывания о воде, кроссворд «Помоги», эпиграф к празднику, памятка «Нельзя», памятка «Свойства воды», кассета с музыкой, звезды двух цветов (красные, желтые).
Ход урока
Вступительное слово учителя
Сегодня у нас праздник, посвященный воде. Нам предстоит обобщить знания о значении воды для жизни на Земле. К нам на праздник пришел наш друг Водяша вместе со своими помощниками, с которыми мы встретимся и познакомимся позже.
Эпиграфом к нашему празднику будут слова Леонардо да Винчи: «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле» (запись на классной доске).
Учитель. Как вы понимаете смысл этих слов?
Вывод: Вода — одно из главных богатств на Земле.
Водяша.На земле много воды. Она находится везде — в почве, под землей, в воздухе, в живых организмах.
Вода — жидкость. Она текучая, прозрачная, не имеет цвета и запаха.
Вода — растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
Вода наполняет реки и озера, моря и океаны.
Игра «Водная цепочка»
Слова написаны на карточках, их раскладываем по возрастанию.
|
|
|
|
|
|
Переворачиваем карточки и на обратной стороне читаем слово «Улыбка».
Встреча гостей
Водяша. А сейчас с улыбкой на лице поприветствуем моих помощников. (Под музыку песни «Пусть бегут неуклюже» появляются Умываша, Поливаша, Обитоша, Готоша).
Умываша. Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук? (Вода)
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
И все это — только вода.
Воде посвящаются стихи поэтов, картины художников, скульптурные композиции. О воде сочиняют сказки, песни. Какие песни (сказки) о воде вы знаете?
Игра «Морская фигура»
Участники становятся по всей площадке. Вместе с ведущим поднимают руки вверх, плавно водят ими влево-вправо, изображая волны, и произносят считалку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура
На месте замри!
(Играющие останавливаются и замирают в позе, изображая какую-либо фигуру).
В ходе игры появляется Поливаша.
Поливаша. Водой поливают растения, улицы, моют машины. Огромное количество воды, используют фабрики, заводы. Если бы не было воды, пересохли бы русла рек, замолкли родники. Ни кустика, ни цветочка, ни единого живого существа на мертвой Земле не осталось бы.
Не зря говорят «Будем дождь идти — будет хлеб расти», «Много воды — много травы».
Много пословиц и поговорок есть о воде. Поливаша проводит игру«Угадай пословицу». Игра начинается стихотворением «Брод»:
За рекой — луга,
На лугах — стога,
Кончен сенокос,
Ваня сено вез.
Перед ним река —
Ох и широка!
Где-то рядом брод,
Знать бы наперед.
Но вокруг темно…
Ваня крикнул: — Но!
Братцы! Ой дела —
Лошадь уплыла,
Бешеный поток
Сено уволок,
А потом и воз
В темноту унес
Говорят:
Не зная броду не ...
Учитель. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Какие еще пословицы о воде вы знаете?
Готоша. Воду используют для приготовления еды и питься. «Но не всякая водица для питья годится». Здоровье человека зависит от качества воды. Нельзя пить воду из ручья. В ней могут оказаться невидимые глазу вредные микроорганизмы. Сырая вода — источник опасных болезней: холеры, дизентерии, брюшного тифа.
Ребенку 7–8 лет надо выпивать в сутки примерно 1,5–2 л жидкости.
Масса тела взрослого человека на 2/3 состоит из воды, а у новорожденных еще больше — 3/4. Наша кровь содержит 83 % воды, картофель — 77 %, огурцы — 99 %. В живых организмах постоянно идет обновление воды. Кактусы полностью обновляют воду в течение 28 лет, черепаха на это затрачивает 1 год, верблюд — 3 месяца, а человек – за 1 месяц. Без воды человек может прожить 3 дня, в то время. Как без пищи — 30–50 дней.
Обитоша.Вода является домом, средой обитания для многих живых организмов. Она несет им жизнь.
Со словами «Ой, помогите, спасите» вбегает Китенок.
Давайте поможем ему, так как он не может жить без воды. Все вместе разгадаем кроссворд «Помоги».
1. П | Р | И | Р | О | Д | А | |||
2. В | О | Д | А | ||||||
3. Т | У | М | А | Н | |||||
4. Д | О | Ж | Д | Ь | |||||
5. С | Н | Е | Г | ||||||
6. И | Н | Е | Й |
Вопросы к кроссворду (по горизонтали):
1. Все, что нас окружает, дает нам жизнь. (Природа)
2. Она и снег, она и лед, она сплошной круговорот. Сок жизни на планете. Так что же это, дети? (Вода)
3. Над рекою расстилался, в воздухе стоял, а под солнышком пропал, в тучку убежал. (Туман)
4. Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий
В тучах прячется, во мгле.
Только ноги на земле. (Дождь)
5. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
6. Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Китенок благодарит за помощь и приглашает всех послушать музыку. Звучит музыка «Звуки моря».