Заочное путешествие «Новые приключения Колобка»

Цель. Получить общее представление о способах получения тепловой энергии.

Жил-был Колобок. Испекла его Бабка в горя-я-я-чей печке. Печка-матушка всегда нас от холода спасает и горячую пищу предлагает. Было Колобку тепло и уютно. Посадили Колобка на окошко остужаться. Холодно стало Колобку, неуютно. Решил он согреться. Стал размышлять: где бы тепла добыть. Думал-думал и не заметил, как Солнышко взошло, всю землю осветило. Прищурился Колобок и вдруг почувствовал на своих румяных щечках приятное тепло. Это Солнечные Лучики постарались. Солнышко всегда нас согревает. Стало Колобку жарко-жарко. Он и обрадовался. Но вдруг потемнело — это Тучка набежала — наше Солнышко закрыла. Стал Колобок снова замерзать. И решил он пойти искать тепло. Прыг-скок — и покатился по тропинке. Катится-катится, на бугорках весело подпрыгивает, ловко через овражки перескакивает, крутится-вертится — торопится. Согрелся-таки. Вот, что значит движение. Бежал-бежал и устал. Посидел на пеньке, с сорокой поболтал. Что-то прохладно стало. День к вечеру близился. Вдруг заметил Колобок на полянке яркий огонь. Это туристы у костра грелись. Обрадовался Колобок. Подобрался тихонько к костру и стал греться. Тепло-о-о! А тут туристы домой засобирались, костер потушили. Колобок взял…и в рукавичку спрятался. Опять тепло. Туристы все свои вещи собрали и домой отправились. И Колобок вместе с ними — в рукавичке. Страшно ему стало, темно. Пришли туристы домой, а вещи в прихожей оставили. Подождал Колобок, когда все уснут и выбрался наружу.

— Куда я попал? — подумал Колобок. Огляделся по сторонам и увидел большую белую «гармошку». От нее исходило приятное тепло.

— Ты кто? – спросил Колобок.

— Я-я-я Батарея для отопления, я людям даю тепло.

Обрадовался Колобок и спокойно уснул.

(Далее дети могут самостоятельно развить сюжет с приключениями Колобка)

Тема 5. Уроки Водяши

Цель: осознать значение воды в жизни человека, приобрести представление о свойствах воды, знать способы сохранения природных запасов пресной воды, уметь использовать воду экономно.

Рекомендации по проведению занятий

Занятия по данной теме очень интересны для детей по содержанию и могут быть организованы увлекательно и необычно, с опорой на жизненный опыт ребёнка. Здесь ученики могут узнать много нового, провести наблюдения, мини-исследования, проявить свои творческие способности.

Важно донести до детей идею великой значимости воды для нашей планеты, осознания её как составной части организма человека, понимания необыкновенных свойств этого чудесного вещества.



Заочное путешествие «Новые приключения Колобка» - student2.ru
Рис. 14. Модель молекулы воды

В мире не существует ни одного образованного человека, которому не была бы известна химическая формула воды. Вода — редчайшее по своим свойствам, удивительное и загадочное вещество. Эмблемой всех занятий по данной теме может стать модель строения молекулы воды (рис. 14). Второклассникам на этом рисунке поясняется всё многообразие и сложность состава окружающих их веществ.

Используя приведенные ниже справочные и практические материалы, учитель сможет организовать познавательную деятельность учащихся на занятиях, провести различные акции и разработать тесты.

Справочный материал для учителя

Вода

Без воды нет жизни, вода есть в каждом живом существе. Без пищи можно прожить гораздо больше, чем без воды. Человек и многие животные почти на 2/3 состоят из воды. Некоторые растения состоят из воды примерно на 4/5.

Вода занимает 2/3 поверхности земного шара, и лишь 1/3 приходится на сушу. Вода — в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве. Ледники и айсберги тоже вода, только замерзшая. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. Молекулы воды обнаружены в космосе, вода входит в состав комет, некоторых планет и их спутников.

Вы удивляетесь, что и твердый лед, и легкий, как газ, пар тоже вода? Таково её свойство: она бывает жидкой, твердой и газообразной.

Есть у воды и ещё важное свойство: она легко растворяет в себе многие вещества. Вы, конечно, видели, как растворяется поваренная соль в супе. Так же вода растворяет различные соли, находящиеся в земле, и многие другие твердые тела и даже газы.

Совсем чистой воды в природе нет. Её удается получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, нужных живому организму. А в морской воде растворено слишком много разных солей, поэтому она тоже для питья не годится.

Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности морей и океанов, рек и озер вода испаряется, образуются облака. Они проливаются дождем или сыплют снегом — и опять возвращают воду суше и океанам.

Но чистой воды становится на Земле все меньше. Люди все больше пользуются водой для нужд промышленности, загрязняют воду отходами производства. Инженеры уже придумали разные способы очистки воды. В наше6й стране запрещается спускать в водоёмы промышленные отходы и сточные воды. Помните: воду надо беречь!

Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал о воде: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты — сама жизнь... Ты самое большое богатство в мире».

Вода — самое распространенное на Земле вещество, но распределена она неравномерно. На Земле имеются огромные пространства, лишенные воды — это пустыни. Основное количество воды содержится в океанах (95,7 %), в виде льда (2,14 %), вода рек и озер составляет 2,14 %, а атмосферная вода — 0,0005 %. В природе происходит постоянный и активный кругооборот воды. Почти ¼ всей солнечной энергии, которая падает на Землю, расходуется на испарение воды с поверхностей водоёмов. Примерно 2/3 атмосферной воды возвращается в виде осадков обратно в океан, а 1/3 выпадает на сушу. Важным регулятором воды на суше являются горные ледники. Ледники — это главное хранилище пресной воды на планете. Они содержат около 30 млн куб. км. пресной воды. Крупными резервуарами пресной воды являются болота. Общие запасы свободной воды на Земле составляют 1,4 млрд куб. км. Запасы пресной воды на Земле довольно ограничены. Источники пресной воды распределены неравномерно, в некоторых странах ощущается острая нехватка пресной воды, например, в Алжире и отдельных прибрежных районах и островах Греции.

Чистая пресная вода — большая ценность, но, к сожалению, её природные ресурсы исчерпаемы, поэтому воду нужно беречь и защищать от загрязнений, помнить, что она — важная составная часть среды обитания человека.

О некоторых свойствах воды

Вода поглощает в своем тонком верхнем слое почти всю энергию попадающих на неё солнечных лучей и испаряется. Молекулы воды исключительно просты в своем строении и вместе с тем необычайны, отличны от всех других молекул. Они сильно притягиваются друг к другу благодаря силам межмолекулярного притяжения. Солнцу приходится затрачивать очень много энергии, чтобы разделить молекулы воды и превратить её в пар. Нет ни одного вещества, у которого удельная теплота испарения была бы больше, чем у воды. Вода — лучший теплоноситель. Ничто не может сравниться с ней. Ничто не может лучше работать в паровых турбинах электростанций в цилиндрах паровых двигателей.

Вода — гигантский двигатель и в природе. Метеорологи подсчитали, что Солнце испаряет на Земле за 1 мин 1 млрд т воды. Каждую минуту миллиард тонн водяного пара вместе с восходящими потоками нагретого воздуха поднимается в верхние слои атмосферы.

На большой высоте, где давление мало, воздух расширяется, его температура сильно понижается, и водяной пар конденсируется, снова превращаясь в воду — её мельчайшие капельки образуют облака.

Энергия Солнца, поднятая с водяным паром вверх, неминуемо должна выделиться обратно, когда пар превращается в облака. Эта энергия переходит в тепловую, нагревая воздух. Каждую минуту водяной пар отдает атмосфере Земли чудовищно огромное количество энергии — 2, 2 · 10 Дж. Столько энергии за то же время могли бы выработать 40 млн электростанций, по 1 млн кВт каждая.

Это та энергия, которая переносит сотни миллиардов тонн воды по воздуху в облаках и орошает дождями всю поверхность Земли. Это та энергия, за счет которой дуют ветры, возникают бури, рождаются ураганы, смерчи и штормы.

Вода в организме человека

Как уже было отмечено, человек примерно на 2/3 состоит из воды. С возрастом содержание воды в организме уменьшается. В здоровом организме взрослого человека наблюдается состояние водного равновесия, или водного баланса, т. е. количество потребляемой воды равно количеству воды, выводимой из организма. Водный обмен — важная составная часть общего обмена веществ человека. Водный обмен включает процессы всасывания воды, поступающей в желудок при питье и с пищевыми продуктами, распределение её в организме. Выделение происходит через почки, мочевыводящие пути, легкие, кожу и кишечник. Вода также образуется в организме вследствие окисления жиров, углеводов и белков, принятых с пищей.

Общий объем воды, потребляемой человеком в сутки при питье и с пищей, составляет 2–2,5 л. Через почки и мочевыводящие пути удаляется около 50–60 % воды. При потере организмом 6–8 % влаги сверх обычной нормы повышается температура тела, учащается сердцебиение, появляется мышечная слабость. Потеря 10 % воды может привести к необратимым изменениям в организме, а потеря 15–20 % воды приводит к смерти. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды – всего лишь несколько суток.

Разные ткани человеческого организма содержат разное количество воды. Самая богатая водой ткань — стекловидное тело глаза (99 %). Самая бедная — эмаль зубов (0,2 %).

Наши рекомендации