Тема (раздел) семинара, коллоквиума: «Правовой режим зон экологического бедствия и зон чрезвычайных экологических ситуаций.»
№ п/п | Вопросы | Код компетенции (части) компетенции |
1. | Понятие зон экологического бедствия и общая характеристика их правового режима. | ОК-3 ОК-8 ПК-2 ПК-5 |
2. | Правовые меры по охране окружающей среды и ее отдельных объектов в зонах экологического бедствия. | |
3. | Понятие зон чрезвычайной экологической ситуации и общая характеристика их правового режима. | |
4. | Порядок природопользования и хозяйственной деятельности в зонах чрезвычайной экологической ситуации. |
Тема (раздел) семинара, коллоквиума: «Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами, материалами и отходами.»
№ п/п | Вопросы | Код компетенции (части) компетенции |
1. | Правовые требования и меры по обращению с потенциально опасными химическими и биологическими веществами и материалами | ОК-3 ОК-8 ПК-2 ПК-5 |
2. | Правовые требования и меры по обращению с озоноразрушающими веществами и содержащей их продукцией | |
3. | Правовые требования и меры по обращению с радиоактивными веществами и материалами | |
4. | Правовое регулирование обращения с генетически модифицированными организмами | |
5. | Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления | |
6. | Правовые требования и меры по обращению с радиоактивными веществами и материалами |
1. Критерии оценки:
Критерии | Оценка |
1. Глубокое освоение знаний программного материала (умение анализировать и правильно применять нормы действующего трудового законодательства). 2. Последовательное, грамотное и логически стройное изложение материала. 3. Правильность формулировки понятий и закономерностей по поставленным проблемам. 4. Использование примеров из монографической литературы, из судебной практики. 5. Знание ученых по дисциплине, по конкретной научной проблеме. 6. Умение делать выводы по излагаемому материалу. 7. Использование актуального законодательства. | «отлично» |
1. Достаточно полное знание материала по дисциплине. 2. Грамотное изложение материала по существу. 3. Отсутствие существенных неточностей в формулировке понятий. 4. Правильное применение теоретических положений при решении практических задач. 5. Умение делать выводы. 6. Использование актуального законодательства. Возможные недостатки при изложении материала: 7. Недостаточно последовательное предоставление информации. 8. Отсутствие знаний авторов-исследователей по дисциплине, по конкретной научной проблеме. 9. Незначительные неточности в формулировке понятий. | «хорошо» |
1. Общие знания основного материала без усвоения некоторых существенных положений. 2. Формулировка основных понятий с некоторой неточностью. 3. Затруднения в приведении примеров, подтверждающих теоретические положения. 4. Использование неактуального (устаревшего) законодательства. | «удовлетворительно» |
1. Незнание значительной части программного материала. 2. Существенные ошибки при изложении материала. 3. Неумение выделять существенное и делать выводы. 4. Незнание понятийного аппарата трудового права или ошибочные понятия. 5. Использование неактуального (устаревшего) законодательства. | «неудовлетворительно» |
Составитель (и)_______________________/ _________________________
(подпись (и)) (ФИО)
____ ___________20___г.
Заведующий кафедрой _______________________/ __________________
(подпись) (ФИО)
____ ___________20___г.
Оформление комплекта заданий для контрольной работы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Кафедра гражданского права
Комплект заданий для контрольной работы
По дисциплине «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО»
Задание 1.
Написать ответы по темам:
1). Наилучшие доступные технологии и их применение.
2). Цели нормирования и система нормативов в области охраны окружающей среды.
2). Экологическое просвещение.
Требования к ответам: объём не менее 4 и не более 8 печатных страниц А4 на каждую тему 14 шрифтом Times New Roman с 1,5 интервалом. Должно быть использовано не менее 5 ненормативных источников, на каждый из которых должна быть сделана ссылка. Также должны быть указаны нормативные источники.
Задание 2.
Проанализировать судебную практику в области природопользования. Для этого нужно взять 2 судебных решения по эколого-правовым спорам за последние 2 года (например, из справочных систем «Гарант» или «Консультант Плюс»), определить предмет спора и проанализировать вынесенное решение. В работе необходимо привести выходные данные судебных решений и фабулу дела.
Задание 3.
Зайти на сайт Росгидромета (http://www.meteorf.ru/), в разделе «Продукция» выбрать «Информационно-аналитические материалы по результатам мониторинга загрязнения окружающей среды». Выбрать «Обзоры состояния и загрязнения окружающей среды в РФ» за любые два года и сравнить динамику состояния окружающей среды по любому параметру (например, радиоактивное загрязнение поверхностных вод). Для этого в виде ответа можно скопировать и вставить в контрольную работу данные по выбранному параметру из «Обзоров состояния и загрязнения окружающей среды в РФ» за выбранные годы.
Задание 4.
Проанализируйте главу 26 «Экологические преступления» в Уголовном кодексе РФ. По данной главе выполните следующие задания:
1). Выберите любые три состава преступления из главы 26 Уголовного кодекса РФ и охарактеризуйте объективную сторону.
2). Просмотрите все статьи в Уголовном кодексе РФ в главе 26 и перечислите все виды наказаний, предусмотренные за экологические преступления с указанием максимального размера наказания по каждому виду.
Задание 5.
Охарактеризуйте право общего землепользования, право общего пользования ресурсами недр, право общего лесопользования, право общего водопользования. Дайте общую характеристику каждого вида общего природопользования, укажите нормативные правовые акты, на основе которых оно осуществляются, перечислите права граждан по реализации соответствующего вида природопользования.
Задание 6.
По ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ заполните таблицу:
Категории особо охраняемых природных территорий | Являются территорией федерального, регионального или муниципального значения (указать нужное) | Задачи соответствующей категории особо охраняемых природных территорий (указать не менее двух) | Создаются с изъятием или без изъятия земель из частной собственности |
Государственные природные заповедники | |||
Национальные парки | |||
и т.д. |
1. Критерии оценки:
Критерии | Оценка |
Глубокое освоение знаний программного материала (умение анализировать и правильно применять нормы действующего трудового законодательства). Последовательное, грамотное и логически стройное изложение материала. Правильность формулировки понятий и закономерностей по поставленным проблемам. Использование примеров из монографической литературы, из судебной практики. Знание ученых по дисциплине, по конкретной научной проблеме. Умение делать выводы по излагаемому материалу. Использование актуального законодательства. | «зачтено» |
Незнание значительной части программного материала. Существенные ошибки при изложении материала. Неумение выделять существенное и делать выводы. Незнание понятийного аппарата трудового права или ошибочные понятия. Использование неактуального (устаревшего) законодательства. | «не зачтено» |
Составитель (и)_______________________/ _________________
(подпись (и)) (ФИО)
____ ___________20___г.
Заведующий кафедрой _______________________/ __________________
(подпись) (ФИО)
____ ___________20___г.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Кафедра гражданского права
Темы докладов, сообщений
по дисциплине «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО»
1. Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством (наименование, код):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8).
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5).
2. Перечень тем докладов, сообщений:
№ п/п | Тема | Код компетенции (части) компетенции |
| Проблемы взаимодействия общества и природы. | ОК-3 ОК-8 ПК-2 ПК-5 |
| Современное состояние окружающей среды на Южном Урале. | |
| Место экологического права в системе права и его взаимодействие с другими отраслями права. | |
| Экологическая функция государства и права. | |
| Роль принципов охраны окружающей среды в экологическом праве. | |
| Природные объекты как объекты экологических правоотношений. | |
| Система источников экологического права. | |
| Конституционные основы охраны окружающей среды в Российской Федерации. | |
| Федеральные законы как источники экологического права. | |
| Место правовых актов субъектов Российской Федерации в системе источников экологического права. | |
| Экологические права и обязанности граждан и их объединений. | |
| Право граждан на достоверную экологическую информацию и его гарантии. | |
| Роль общественных организаций в области охраны окружающей среды. | |
| Судебная защита экологических прав граждан. | |
| Экологические обязанности субъектов экологических правоотношений. | |
| Правовое регулирование права собственности на природные ресурсы и природные объекты. | |
| Право государственной собственности на природные ресурсы. | |
| Право муниципальной собственности на природные объекты. | |
| Юридическая природа права пользования природными объектами. | |
| Правовые основы управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. | |
| Компетенция федеральных органов исполнительной власти в сфере экологического управления. | |
| Система и функции специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды. | |
| Организация экологического управления в субъектах Российской Федерации. | |
| Оценка воздействия на окружающую среду как правовая мера охраны окружающей среды в Российской Федерации. | |
| Экологическая экспертиза как необходимый элемент установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям охраны окружающей среды. | |
| Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды. | |
| Правовое регулирование государственного мониторинга окружающей среды. | |
| Правовые основы контроля в области охраны окружающей среды. | |
| Правовые основы экологического нормирования. | |
| Государственные кадастры природных ресурсов и объектов. | |
| Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды. | |
| Соотношение лицензий и договоров на природопользование. | |
| Правовые основы экологической сертификации. | |
| Правовые основы экологического аудита. | |
| Государственный контроль в области охраны окружающей среды. | |
| Производственный контроль в области охраны окружающей среды. | |
| Правовые основы экономического регулирования в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. | |
| Правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду. | |
| Правовое регулирование платы за пользование природными ресурсами. | |
| Правовые проблемы охраны окружающей среды. | |
| Понятие экологического правонарушения и его виды. | |
| Правовые вопросы возмещения и предупреждения экологического вреда. | |
| Проблемы возмещения вреда, причиненного окружающей среде. | |
| Проблемы возмещения вреда, причиненного здоровью человека. | |
| Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. | |
| Правовой режим использования и охраны недр. | |
| Право пользования недрами и его виды. | |
| Правовой режим использования и охраны вод. | |
| Право водопользования и его виды. | |
| Ответственность за нарушение водного законодательства. | |
| Правовой режим использования и охраны лесов. | |
| Правовое регулирование заготовки древесины. | |
| Право лесопользования и его виды. | |
| Ответственность за нарушение лесного законодательства. | |
| Животный мир как объект использования и охраны. | |
| Право пользования животным миром и его виды. | |
| Правовое регулирование охоты и рыболовства. | |
| Ответственность за нарушение законодательства об использовании животного мира. | |
| Правовой режим государственных природных заповедников. | |
| Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов. | |
| Правовые меры охраны атмосферного воздуха от загрязнения. | |
| Правовые основы экологического страхования. | |
| Экологические требования к созданию и эксплуатации хозяйственных и иных объектов. | |
| Правовая охрана окружающей среды городов и иных поселений. | |
| Правовая охрана редких, исчезающих видов растений и животных. | |
| Правовые проблемы размещения отходов. | |
| Правовая охрана окружающей среды в промышленности. | |
| Правовая охрана окружающей среды от химического загрязнения. | |
| Правовые меры охраны окружающей среды в сфере обращения с производственными и бытовыми отходами. | |
| Правовое обеспечение экологической безопасности. | |
| Международно-правовой механизм охраны окружающей среды. | |
| Международные договоры, соглашения, конвенции в области охраны окружающей среды. | |
| Международные организации в области охраны окружающей среды. |
3. Методические рекомендации по написанию доклада
Доклад способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить. При написании доклада по выбранной теме студент составляет план, подбирает основные источники. В процессе работы с источниками систематизирует полученные сведения, делает выводы и обобщения.
К докладу по крупной теме могут привлекаться несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.
Тематика доклада обычно определяется преподавателем, но в выборе теме инициативу может проявить и студент. Прежде чем выбрать тему доклада, студенту необходимо выявить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.
Как правило, при разработке доклада используется не менее 8 – 10 источников.
Доклад состоит из частей:
1. титульный лист;
2. оглавление;
3. введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цели и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы);
4. основная часть (раскрывается отдельная проблема или одна из ее сторон);
5. заключение (подводятся итоги, делается обобщенный вывод, предлагаются рекомендации по решению выявленной проблемы);
6. список использованных источников и литературы.
Объем доклада – от 5 до 15 печатных страниц.
Доклад должен быть выполнен грамотно, на научном языке.
Критерии оценки доклада:
- актуальность;
- соответствие содержания теме исследования;
- глубина проработки материала;
- правильность и полнота использования источников;
- оформление доклада.
По усмотрению преподавателя доклады могут быть представлены на семинарских (практических) занятиях, на научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.
Составитель (и)_______________________/ ___________________________
(подпись (и)) (ФИО)
____ ___________20___г.
Заведующий кафедрой _______________________/ ______________________
(подпись) (ФИО)
____ ___________20___г.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Кафедра гражданского права
Тестовые задания
по дисциплине «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО»