Территориальные зоны и режимы их пользования
Общие вопросы, связанные с целевым назначением земельных участков, регулируются двумя Кодексами – Земельным и Градостроительным. Деление земель по их «целевому назначению» является одним из основополагающих принципов земельного законодательства (ст. 1 Земельного кодекса – далее «ЗК»).
Исходя из него, все земли в Российской Федерации подразделяются на семь категорий:
· сельскохозяйственного назначения;
· земли населённых пунктов;
· земли промышленности, энергетики, транспорта,связи и иного специального назначения;
· земли особо охраняемых территорий и объектов;
· земли лесного фонда;
· земли водного фонда;
· земли запаса.
Применительно к экологическим вопросам абсолютное большинство нарушений происходит на землях населённых пунктов. Или, если говорить более точно, – именно о нарушениях внутри населённых пунктов людям становится и з в е с т н о .
Масштабы незаконных вырубок лесного фонда или загрязнения рек и водоёмов нам даже трудно себе вообразить: просто происходят они на территориях, полностью недоступных для населения, отчего складывается ложное впечатление, что там всё хорошо, а все проблемы сконцентрированы исключительно в городах.
Но в любом случае наша задача этого пособия никак не в том, чтобы вскрыть масштабы происходящего, а в том, чтобы научить каждого действовать по мере сил и возможностей. А это, поверьте, уже немало.Итак, рассмотрим отдельно земли населённых пунктов. Ст. 85 Земельного кодекса выделяет в них следующие территориальные зоны:
• жилые;
• общественно-деловые;
• производственные;
• инженерных и транспортных инфраструктур;
• рекреационные;
• сельскохозяйственного использования;
• специального назначения;
• военных объектов.
Данный перечень, в отличие от категорий земель, указанных выше, не является закрытым, то есть возможны и иные территориальные зоны на основании нормативных правовых актов более низкого уровня. Из самого названия уже угадывается тот тип хозяйственной деятельности, который разрешён в той или иной зоне, например, очевидно, что на участке, предназначенном для сельскохозяйственного использования, запрещено строительство жилых домов.
Но где же в этом перечне особо охраняемые природные территории, которые чаще всего используют недобросовестные и коррумпированные чиновники для нецелевого использования, например, строительства загородных вилл? Отвечаем: они отнесены к зоне «специального назначения», чей состав раскрывается в п. 10 ст. 85 ЗК. Здесь земельные участки, которые имеют «особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое <…> и иное особо ценное значение». Не менее важны для целей борьбы за благоприятную окружающую среду и рекреационные зоны, ведь именно к ним относятся «земельные участки, занятые городскими лесами, скверами,парками, городскими садами, прудами, озёрами<…>» (п. 9 ст. 85 ЗК).
Итак, мы освоили основную часть о зонировании территорий, теперь перейдём к деталям и рассмотрим вопрос, как самостоятельно выяснить, в какой зоне производятся те или иные работы и будут ли они нарушать режим территории в данном случае.
Генеральный план и порядок внесения в него изменений
Территориальные зоны, рассмотренные нами, должны быть в обязательном порядке закреплены в генеральном плане вашего населённого пункта, так как он является необходимым документом территориального планирования согласно требованию ст. 18 Градостроительного кодекса (далее – ГрК). Все правовые механизмы по внесению изменений в Генеральный план в руках граждан. В соответствии с ч. 16 ст. 24 ГрК «заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации <…> с предложениями о внесении изменений в генеральный план». Однако чаще всего на практике происходит обратный процесс: изменения в генеральный план вносятся по инициативе самой администрации и, как вы можете понять, изменения эти во многих случаях идут во вред, а не на пользу экологической безопасности граждан. И самое обидное, что согласно нормам законодательства у граждан есть правовые механизмы, чтобы не допустить таких изменений, но они не используют их как по причине правовой безграмотности, так и в результате умелых манипуляций отдельных чиновников. Как первоначальный проект Генерального плана, так и любые изменения, вносимые в него, могут осуществляться только после проведения обязательных публичных слушаний с участием населения (ст. 28 ГрК).
Но, к сожалению, стоит признать, что такой инструмент, как публичные слушания, тоже не является панацеей от всех ваших бед. Дело в том, что заключение об их результатах не может автоматически отклонить планируемые к внесению в Генплан изменения. Согласно норме ч. 9 ст. 28 ГрК окончательное решение остаётся за главой местной администрации, который, несмотря на отрицательное заключение слушаний, может отмахнуться от них и всё равно отправить проект на утверждение в представительный орган. Фактически эта норма сводит на нет все ваши усилия в ходе публичных слушаний, однако это совсем не значит, что надо опускать руки.
Поверьте, заключение слушаний в вашу пользу даёт вам надежду на итоговый положительный исход, а вот неучастие в них – это серьёзнейший козырь в руках ваших оппонентов,который в конечном итоге может склонить чашу весовне в вашу пользу. В данном случае законодатель изначально ставит вас в проигрышную позицию, но темдостойнее будет ваша победа над, казалось бы, непробиваемой государственной машиной.
Согласно реальной практике, победы возможны в случае комплексного подхода, когда используются все возможные инструменты: и анализ нарушений законодательства, и публичные мероприятия (митинги, пикеты и т. д.), и работа с общественным мнением. О том, какие есть инструменты организации общественных кампаний и вовлечения в активную деятельность как можно большего числа сограждан, также задетых нарушением экологических прав, мы вам расскажем.
Инструменты общественных компаний для защиты экоправ.