Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
«Наш дом – зеленая планета»
Мы речь свою ведем о том, что вся Земля - наш общий дом
Наш добрый дом, просторный дом – мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь, что мы наш дом должны беречь.
Давайте докажем, что не зря на нас надеется Земля.
Возраст обучающихся: 6-14 лет
Срок реализации: 21 календарный день
Автор-составитель:
Хлучина Тамара Александровна,
социальный педагог
г. Оленегорск
2017 год
Пояснительная записка
Летний отдых - неотъемлемая составляющая жизнедеятельности каждого ребёнка школьного возраста. Летние каникулы – это большая школьная перемена, самый подходящий период для восстановления и укрепления здоровья, развития творческого потенциала детей и подростков. Летние каникулы не должны превратиться в бесцельное времяпрепровождение, поэтому наша основная задача создать такие условия, чтобы отдых детей был активным, интересным и полезным.
Период работы летнего оздоровительного лагеря рассматривается педагогическим коллективом как организация особой сферы деятельности, направленная на внедрение современных технологий образовательной, воспитательной и оздоровительной работы, в рамках которой решаются задачи общего развития ребенка через удовлетворение интереса к определенной области знаний, творчества, где каждый ребенок независимо от возраста, социального статуса сможет продемонстрировать свои способности и талант, найти друзей, приобрести новый социальный опыт.
Основная цель современного образования и приоритетные задачи общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина – заставляет обратить особое внимание на необходимость экологического образования подрастающего поколения.
В связи с обострением глобального экологического кризиса образование детей в данном направлении должно быть направлено не только на приобретение системы экологических знаний, но и на формирование у подрастающего поколения осознания ценности знаний культуры своего здоровья, экологической культуры и ответственности за сохранность окружающей нас природы. Поэтому непрерывное экологическое просвещение и воспитание детей и подростков в области охраны окружающей среды, рационального природопользования в современном мире является достаточно актуальным.
Программа оздоровительного лагеря «Наш дом - зеленая планета» приурочена к объявленному президентом 2017 году – году экологии в России и направлена на изменение отношения детей к проблемам сохранения окружающей нас природы на более сознательное и ответственное.
Организация деятельности в рамках программы предусматривает сбалансированную реализацию краткосрочной общеразвивающей программы «В экологию через игру», задачи которой - развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности детей и подростков, формирование интереса к научно-исследовательской деятельности, развитие научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практико-деятельного и оценочного отношения детей к окружающей среде и к своему здоровью и реализация комплекса взаимосвязанных оздоровительных, воспитательных и досуговых мероприятий. Программой предусмотрено привлечение к совместной работе социальных партнеров, работников градообразующего предприятия (ОАО «ОЛКОН»), специалистов учреждений культуры, здравоохранения, сотрудников территориальных отделов: ДОСААФ, МВД, ГИБДД, пожарной безопасности, ГО и ЧС, городских общественных организаций и объединений.
Программа реализуется в течение 21-го календарного дня. Она универсальна, ориентирована на разновозрастный детский коллектив, может использоваться в работе с детьми разных социальных групп, уровня развития и состояния здоровья.
Общая численность участников смены лагеря: 50 человек в возрасте от 6 до 18 лет (включительно) – 2 отряда по 25 человек.
Цель программы оздоровительного лагеря: создание оптимальных условий, обеспечивающих отдых и занятость детей, их оздоровление и всестороннее развитие.
Задачи программы оздоровительного лагеря:
- создание психологически комфортных условий для быстрой адаптации, оздоровления, отдыха, рационального использования детьми каникулярного времени с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
- развитие познавательной активности, коммуникативной компетенции, творческих способностей, общей культуры здорового и безопасного образа жизни;
- формирования личности гражданина с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Подходы и принципы: личностно-ориентированный подход к каждому ребенку является основополагающим в организации деятельности педагога. Характер деятельности определяется следующими принципами:
ü общедидактические принципы: научность, доступность, последовательность, сознательность и активность, наглядность, гуманизация, опора на положительное, связь воспитания с жизнью, единство воспитательных воздействий;
ü принцип психофизиологической комфортности: соответствие содержания и организации деятельности возрастным особенностям учащихся, опора на самочувствие, состояние «благополучие»;
ü принцип субъект-субъектного взаимодействия: партнерство, доверительные отношения всех участников, взаимное интеллектуальное и духовное обогащение и развитие, разделение обязанностей и ответственности;
ü принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности – развитие доминирующих способностей, интересов и потребностей через участие в творческих проектах, в кружках по интересам и мероприятиях.
Специфические принципы:
ü принцип комплексности оздоровления, обучения и воспитания - распределение времени на организацию образовательной, оздоровительной и досуговой деятельности, учет всей группы поставленных задач, оценка эффективности пребывания детей в лагере;
ü принцип ненавязчивости: свобода выбора деятельности, приоритет качества и эффективности проводимых мероприятий над их количеством.
Формы и методы работы:
Основными методами организации деятельности являются:
ü метод формирования сознания (передача информации от воспитателя к воспитаннику и обратно);
ü метод организации деятельности и формирования поведения (человек - субъект деятельности, в том числе и познавательной, в процессе познания он не только созерцатель, но и деятель, в том числе через создание детского самоуправления);
ü метод формирования чувств и отношений (стимулирующие познание и деятельность: побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные: одобрение, порицание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.).
Индивидуальные, коллективные и групповые формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, поручение, конкурсы, соревнования, познавательные, интеллектуальные, ролевые игры, праздники, экскурсии, КТД).
Условия реализации программы:
Нормативно-правовые условия реализации программы: Конвенция ООН о правах ребенка; Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Санитарно-эпидемиологические правила СанПин 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010); Закон Мурманской области от 07.12.2011 №1440-01-ЗМО "О внесении изменений в Закон Мурманской области "Об основах организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Мурманской области"; Закон Мурманской области от 16.04.2008 № 953-01-ЗМО "Об основах организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Мурманской области"; Постановление Правительства Мурманской области от 26.02.2016 № 80-ПП "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Мурманской области" (в ред. постановления Правительства Мурманской области от 29.03.2017 № 158-ПП) в рамках Подпрограммы 7 «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков» муниципальной программы «Развитие системы образования муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией»; Приказ комитета по образованию Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией от 31.03.2017г. №180 "Об открытии оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей в период летних каникул 2017 года"; Устав ЦВР; Положение о городском лагере с дневным пребыванием детей; Правила внутреннего трудового распорядка лагеря с дневным пребыванием детей; Инструкции и правила по ТБ и ЧС.
Кадровые условия: реализация программы возможна при обеспечении педагогическими кадрами, организации 2-х разового питания и медицинского сопровождения. В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют: начальник лагеря - обеспечивает функционирование лагеря; воспитатели - организовывают работу отрядов; медицинский работник – обеспечивает медицинское сопровождение; обслуживающий персонал – обеспечивает уборку помещений лагеря.
Педагогические условия: организация работы в соответствии с целью и задачами лагерной смены; отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей; обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления; создание условий для индивидуального развития личности ребенка; единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
Методические условия: наличие необходимой документации, программы, планов; проведение инструктивно-методических планерок с воспитателями до начала лагерной смены и в период работы лагеря.
Ожидаемые результаты
-общее оздоровление детей (оценка эффективности оздоровления);
-приобретение новых знаний, умений и навыков, расширение социального опыта;
-творческий рост детей;
-отсутствие правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
Механизм оценки эффективности реализации программы:
- рост показателей оздоровительного эффекта;
- анкетирование детей в начале (опрос «Расскажи о себе»), промежуточный (опрос «Неделя в лагере») и конце смены (анкета «Оценка уровня удовлетворенности пребыванием в лагере»;
- наблюдение за эмоциональным и физическим состоянием ребенка в период работы лагеря;
- оценка и анализ участия каждого ребенка и отряда в целом в творческих делах - экран достижений;
- подготовка аналитического отчета по результату реализации программы с приложением фото и видео материалов;
- оценка уровня удовлетворенности родителей предоставленной услугой – анкетирование;
- освещение результатов реализации программы на расширенном заседании межведомственной комиссии по итогам организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков городского округа.
Приложения
«Экран настроения»
«Экран настроения» - заполняется ежедневно. Поле экрана участники смены лагеря раскрашивают цветом, отражающим его эмоциональное состояние.
Красный – весело, радостно; Зеленый– удовлетворение, удивление, восторг; Синий – грусть, безразличие, скука; Черный – обида, печаль, злость.
«Сундук отзывов и предложений»
«Сундук отзывов и предложений» - сундук находится в общедоступном месте, положить туда записку с отзывом о мероприятии и/или предложением по улучшению жизнедеятельности в лагере может каждый участник смены лагеря.
«Мониторинг удовлетворенности пребыванием в лагере»
Мониторинг проводится каждый пятый день смены лагеря (форма проведения опроса – «игра»).
не интересно нормально отлично
Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
«Наш дом – зеленая планета»
Мы речь свою ведем о том, что вся Земля - наш общий дом
Наш добрый дом, просторный дом – мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь, что мы наш дом должны беречь.
Давайте докажем, что не зря на нас надеется Земля.
Возраст обучающихся: 6-14 лет
Срок реализации: 21 календарный день
Автор-составитель:
Хлучина Тамара Александровна,
социальный педагог
г. Оленегорск
2017 год