Деятельности младших школьников
Главная роль оценки – это определение качества достиг-
нутых школьником результатов обучения.
На современном этапе развития начальной школы, когда
приоритетной целью является развитие личности ребенка выделяются следующие параметры оценочной деятельности
учителя:
•качество усвоения предметных знаний, умений и навы-
ков; их соответствие требованиям Государственного
стандарта начального образования;
•степень сформированности учебной деятельности млад-
шего школьника (умения ставить цель, планировать и
выполнять работу, оценивать результаты);
•степень развития основных качеств умственной дея-
тельности (умения наблюдать, анализировать, сравни-
вать, классифицировать, обобщать, связно излагать
мысли; творчески решать учебную задачу);
•уровень развития познавательной активности, интере-
сов и отношения к учебной деятельности, степень при-
лежания и старания.
Первый параметр оценивается отметкой за результат обу-
чения, остальные – словесными суждениями.
В современной начальной школе применяется четырех-
балльная система цифровых отметок. Характеристика от-
метки приводится в приказе Минобразования РФ «Контроль
и оценка результатов обучения в начальной школе».
Критерием отметки могут служить и уровни обученности
(по П.И. Третьякову):
1-й уровень – различение.Он соответствует эмпириче-
скому уровню развития понятий и оценивается тремя бал-
лами. Учащиеся, усвоившие материал на этом уровне, могут
справиться только с теми заданиями, в которых требуется
узнать предметы и явления по их существенным признакам.
Например:
1. Выбери правильный ответ. Полезные ископаемые это:
а) все, что находится под землей;
б) минералы и горные породы, которые использует че-
ловек.
2. Определи название полезного ископаемого по его опи-
санию:
Эта горная порода белого цвета, средней твердости, не
имеет блеска, под воздействием кислоты вспенивается,
образуется из древних морских организмов.
3. Допиши предложение: Скопление полезных ископаемых
в земной коре называется…….
2-й уровень – воспроизведение.На данном, репродуктив-
ном, уровне обученности учащиеся справляются с заданиями,
в которых требуется дать определение, привести примеры:
1. Допиши определение: минералы — это
2. Какие основные свойства минералов помогают их рас-
познать?
3. Какие полезные ископаемые относятся к рудам?
Этот уровень оценивается четырьмя баллами.
3-й уровень – понимание.Он требует от учащихся умения
устанавливать причинно-следственные связи и оценивается
четверкой или пятеркой в зависимости от сложности заданий
и индивидуальных особенностей ребенка. Для проверки ис-
пользуются задания, содержащие вопросы «Почему?», «За-
чем?», «По какой причине?». Например:
1. Почему торф и уголь называют «кладом солнца»?
2. Почему глиняную чашку можно назвать «внучкой»
гранита?
3. Как продукт разрушения гранита помог людям узнать
тайны Вселенной?
Выделяют еще два уровня, которые устанавливают степень
развития обшеучебных и специфических умений, присущих
естественным наукам. Они оцениваются отличной отметкой.
На 4-м уровне – умений и навыков – учащиеся способ-
ны выполнить задание по образцу. Задания этого уровня
выясняют развитие умений применять знания на практике.
Например:
Определите название и свойства выданного вам образца
полезного ископаемого. Результаты занесите в таблицу
в рабочей тетради.
5 уровень – переноса – предполагает развитие умения
применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
На этом уровне используются творческие задания: «построй
схему», «составь кроссворд», «придумай прибор» и т.п.
При выставлении отметки учитель должен учитывать
психологические особенности младших школьников: неуме-
ние адекватно оценивать результаты своей деятельности,
слабый контроль и самоконтроль.
В 1 классе следует отказаться от выставления отметок.
Нужно помнить что оценка является мощным стимулом
формирования положительного или отрицательного отноше-
ния ребенка к учению. «Много существует теорий о поощре-
нии и наказании, – писал В.А.Сухомлинский в книге «Серд-
це отдаю детям», а между тем самое главное поощрение и
самое сильное наказание в педагогическом труде – это оцен-
ка. Чтобы иметь право им пользоваться надо прежде всего
любить ребенка».
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Учитель готовится к системе уроков по теме, рассматри-
вая урок как ее отдельное звено. При этом устанавливается
взаимосвязь понятий внутри темы и между отдельными
темами.
Содержание урока и объем представлений и понятий оп-
ределяется по программе, учебнику и методической литера-
туре. В зависимости от содержания и целей выбирается со-
ответствующая структура урока.
Подготовка учителя к уроку проходит через два этапа.
1. Предварительная подготовка включает знакомство
с программой, учебником, учебными пособиями и методи-
ческой литературой; подбор наглядных пособий. На этом
этапе проводится календарно- тематическое планирование,
т.е. учебный материал в пределах каждой темы распределяется по урокам с указанием календарных сроков их прове-
дения.
Для составления календарно-тематического плана учителю нужно знать количество учебных недель в году, число
недельных часов, отводимых на изучение естествознания и
количество программных часов, требующихся для прохож-
дения каждой темы.
Планирование может быть проведено по следующей схеме, которая указана ниже в таблице.
Таблица
№ п/п тип урока | Тема | Сроки | Оборудование | Основные понятия | Опыты и демонстрации | Литература | |
2. Непосредственная (текущая) подготовка включает
написание учителем конспекта урока. Конспект может быть
составлен в удобной для учителя форме, но обязательно дол-
жен содержать следующие элементы:
· тема урока;
· цели (ди-
дактические, развивающие, воспитательные);
· оборудование
(для учителя и учащихся);
· ход урока с указанием основных
этапов и распределением времени на их проведение.
Перед уроком необходимо продумать и оформление
доски.
Начинающий учитель должен писать дословный конспект
урока, в который включаются предполагаемые (полные и
правильные) ответы детей.
При подготовке конспекта решается проблема отбора ма-
териала, выбора обоснованных методических приемов его
изложения, продумывается методика применения средств
наглядности.
Вместе с тем задачи обучения не могут быть решены без
вовлечения учащихся в активную познавательную деятель-
ность. Этому должны способствовать подробные и система-
тические вопросы, задания, активизирующие познаватель-
ную деятельность учащихся, организующие их самостоятель-
ную работу с учебником, раздаточным материалом, запол-
нение рабочей тетради и т.д. Вопросы и задания должны
учить школьников приемам умственной деятельности (ана-
лиз, синтез, обобщение, сопоставление и т.д.) и приемам
выполнения практических работ.
В то же время учитель всегда обладает свободой творче-
ского решения педагогических проблем, возникающих в ходе
учебной работы. Невозможно предусмотреть все факторы,
влияющие на методические решения, поэтому в ходе урока
учителю иногда приходится отступать от конспекта.
Вместе с тем теоретический анализ задач курса и содержа-
ния урока, педагогический опыт учителя позволяют выявить
ряд устойчивых зависимостей, касающихся отбора материа-
ла, логики его раскрытия, применения тех или иных средств
наглядности и приемов, дающих оптимальные результаты
в обучении младших школьников.
К большинству начальных естественно-научных курсов
изданы методические рекомендации, которыми может поль-
зоваться учитель при написании конспекта урока. В методи-
ческом пособии во многих случаях может быть предложено
однозначное решение, включающее в себя определенные
рекомендации по отбору материала, логике его изложения и
использованию методических средств и приемов, которые
оправдали себя в педагогической практике. В ряде случаев
могут быть. рекомендованы различные решения (особенно
там, где идет речь об организации работы учащихся, ибо
уровень их подготовки различается).
Трудно считать правильным мнение, будто наличие вари-
антов стимулирует творчество учителя, а их отсутствие будет
утверждать преподавание по шаблону. Ведь есть и другое
мнение: творчество учителя заключается не в выборе одного
из предложенных вариантов, а в создании с учетом рекомен-
даций пособия своего, нового варианта, наиболее соответст-
вующего условиям работы, особенностям методической
системы и педагогического мастерства учителя. Никакое, даже самое догматическое пособие, не помеша-
ет талантливому учителю творчески преподавать.
Вопросы по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир»
I . Методика как наука
1. Методика естествознания как педагогическая наука. История становления и развития, актуальные проблемы методики.