Проведение практической работы.
Ставится цель: выяснить, какие бывают почвы и какие
виды почв преобладают в их родном крае.
Во вступительном слове учитель говорит: «Вы не раз бы-
вали в поле, на лугу, в лесу и, наверное, замечали, что цвет
почвы не везде одинаков. На полях и лугах почва, обычно,
черного цвета, а в лесу — серого или желтовато-серого. Вы
уже догадались, от чего зависит цвет почвы? Это вам пред-
стоит выяснить на практической работе».
Учащиеся работают с коллекциями «Почва» по следую-
щим заданиям:
1) Рассмотрите в коллекции почвы черного цвета. Как они
называются?
2) Какая составная часть почвы придает ей черный цвет?
(Найдите в коллекции перегной и сравните его цвет с цветом
почвы.)
3) Какое главное свойство почвы связано с содержанием
в ней перегноя?
Сообщается, что самые плодородные почвы – чернозем-
ные. Они особенно богаты перегноем.
На физической или почвенной карте края учитель пока-
зывает, какую территорию занимают черноземы. Сообщает,
что почти все черноземные почвы распаханы под сельскохо-
зяйственные культуры.
4) Найдите в коллекции и рассмотрите подзолистые почвы.
Какого они цвета?
5) Сравните цвет подзолистых и черноземных почв. Какие
почвы содержат больше перегноя? Почему вы так думаете?
Какие почвы более плодородны?
6) Какое вещество придает подзолистым почвам сероватый
цвет? (Сравните цвет почв с цветом песка и глины.)
Учитель показывает на карте края, где расположены под-
золистые почвы, и сообщает, что на них растут, в основном,
хвойные леса.
Промежуточное положение между черноземными и под-
золистыми почвами занимают серые лесные почвы. Мощ-
ность перегнойного слоя в них достигает 30 см. Они связаны
с травянистыми лиственными лесами. Есть и другие виды
почв, но о них учащиеся узнают в более старших классах.
Во время проведения практической работы на доске запол-
няется схема «Виды почв». Дети составляют такую схему
в рабочей тетради.
В конце работы учащиеся описывают виды почв края и
делают вывод, что их цвет и плодородие зависят от состава.
Закрепление полученных знаний и умений.
По рисунку в учебнике или по таблице ученики срав-
нивают профили почв, читают текст учебника природове-
дения о видах почв и отвечают на вопросы под рубрикой
«Проверь себя»; учатся распознавать различные виды почв
в коллекции.
5. Домашнее задание.
Для подготовки к следующему уроку учитель просит по-
вторить материал третьего класса о том, что растения берут
из почвы, и как образуется почва.
Комбинированные уроки самые распространенные
в практике обучения. Это уроки такого типа, на которых
изучается и закрепляется новый материал, устанавливает-
ся преемственность с ранее изученным. Они комбинируют
несколько равных по своему значению дидактических
целей:
1. Повторить и систематизировать ранее изученный мате-
риал.
2. Добиться усвоения новых представлений и понятий.
3. Развивать практические умения.
4. Закрепить полученные знания и умения.
На таком занятии можно применять комбинации струк-
турных элементов различных типов уроков.
Пример комбинированного урока по теме «Жи-
вотные водоема». Это второй урок темы «Водоем — природ-
ное сообщество» (программа А.А.Плешакова, 4 класс).
Цели:
1. Добиться усвоения знаний о животных различных
групп, обитающих в пресном водоеме. Сформировать пред-
ставление о водоеме как природном сообществе.
2. Развивать умение устанавливать экологические связи
между растениями и животными пресного водоема, между
обитателями водоема и окружающей средой.
3. Воспитывать бережное отношение к обитателям водо-
емов.
Оборудование: гербарии и рисунки с изображением расте-
ний, изображения и коллекции моллюсков, насекомых, рыб
и других обитателей водоема. Если в классе есть аквариум,
то он может служить моделью природного сообщества.
Ход урока
Постановка учебных задач.
По окончании урока дети должны знать, какие животные
обитают в водоеме и как они связаны с окружающей средой;
уметь устанавливать взаимосвязи между животными и рас-
тениями.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель просит детей с помощью рисунков с изображени-
ем растений на доске составить модель пресного водоема,
разместив их по «этажам». Учащиеся дают краткую харак-
теристику растениям водоема, подчеркивая признаки при-
способленности к жизни в воде.
Изучение нового материала.
Формулируется главная проблема урока: «Доказать, что
пресный водоем является природным сообществом».
При изучении нового материала модель водоема, изобра-
женного на доске, «заселяется» животными. Тексты о живот-
ных различных групп учащиеся читают в учебнике. Учитель
приводит дополнительные сведения об обитателях водоемов
своего края, рассказывает об охраняемых животных.
Учащиеся записывают в тетрадь названия животных,
обитающих на разных уровнях водоема.
4. Закрепление знаний. Установление преемственности
с ранее изученным материалом.
На этом этапе урока дети решают поставленную перед
ними проблему, устанавливая следующие взаимосвязи меж-
ду обитателями водоема:
•по местообитанию (рассказывают о роли растений в рас-
селении животных);
•по способу питания (составляют в тетради несколько цепей питания, сложившиеся в водоеме);
•по участию животных в распространении растений (рассказывают о способах распространения некоторых растений, например, элодеи);
Эта работа поможет учащимся убедиться в том, что водоем
является природным сообществом.
5. Домашнее задание.
Надом дается задание: прочитать тексты об обитателях
водоема в учебнике, составить памятку «Как вести себя на
водоеме» и придумать название запрещающим условным
знакам, которые даются в конце темы в учебнике.
Обобщающие уроки проводятся в конце изучения большой
темы или раздела.
Цели обобщающего урока:
1. Обобщить и систематизировать знания детей.
2. Отработать полученные умения и навыки.
3. Научиться применять знания и умения в новых ситуациях.
4. Установить уровень усвоения программного материала
и овладения практическими умениями.
Традиционная структура такого урока следующая:
1) организация класса;
2) обобщение и систематизация знаний по изученной
теме;
3) отработка умений и навыков в процессе самостоятельной
работы;
4) использование ЗУНов в новой учебной ситуации;
5) обобщающая беседа;
6) итог урока.
Обобщающие уроки часто проводятся в нетрадиционной
форме. Это уроки-конкурсы («Что, где, когда», «КВН» и т.п.)
уроки-путешествия («Путешествие по природным зонам
России», «Геологические экспедиции по родному краю» и
т.п.), деловые игры («Экологическая конференция», «Если
бы я был руководителем предприятия» и т.п.). На них реко-
мендуется организовывать групповую или индивидуальную
самостоятельную работу учащихся.
Пример обобщающего урока по теме «Полезные
ископаемые своего края» (программа А.А. Плешакова,
4 класс).
Цели:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о важней-
ших полезных ископаемых своего края.
2. Отработать умения распознавать и систематизировать
полезные ископаемые по их физическим свойствам.
3. Воспитывать бережное отношение к подземным богатствам.
Оборудование: у каждой группы: коллекции полезных ископаемых, контурные карты своего края, условные знаки
полезных ископаемых, краеведческая литература; у учителя:
изделия из полезных ископаемых своего края (или их изобра-
жения), физическая карта области (края).
Ход урока
Урок можно организовать в форме геологической экспе-
диции, после которой дети готовят отчет о проделанной ра-
боте, заполняя таблицу «Свойства полезных ископаемых»
в рабочей тетради и наносят условные знаки полезных иско-
паемых на контурную карту области (края).
Учащиеся работают в группах по 4 –5 человек. В каждой группе (команде) выбирается «руководитель экспедиции»
(капитан команды), «картографы», «геологи».
Проведение конкурсов.
На уроке проводится несколько конкурсов, которые оце-
нивает выбранное учителем жюри.
Конкурс геологов.
Каждой команде раздаются карточки с названиями двух полезных ископаемых (названия можно зашифровать). Гео-
логи должны найти их в коллекции и описать свойства.
По окончании работы руководитель экспедиции каждой команды рассказывает о свойствах своих полезных ископае-
мых, не называя их. Остальные команды по описанию опре-
деляют название полезного ископаемого и находят его в кол-
лекции. Каждая группа имеет право задать руководителю по
два вопроса, помогающих догадаться, о каком полезном ис-
копаемом идет речь.
Конкурс картографов.
После правильного ответа картографы прикрепляют ус-
ловный знак полезного ископаемого на физическую карту и
наносят его на контурную карту.
На эту работу учащимся дается по 10 – 12 мин. Баллы при-
суждаются как за грамотное описание своих ископаемых,
так и за правильно угаданное название полезного ископае-
мого команды-соперницы.
Конкурс капитанов.
Каждому «руководителю экспедиции» задается, например, по два занимательных вопроса, связанных с полезными
ископаемыми. При затруднении с ответом он может обра-
титься за помощью к команде. Жюри оценивает каждый
ответ.
Можно провести и другие конкурсы.
Обобщающий рассказ учителя.
Учитель рассказывает об использовании полезных иско-
паемых на предприятиях края. При этом он демонстрирует
изделия, выпускаемые на них, рассказывает, как связан край
с другими регионами России и зарубежья.
Подведение итогов.
В конце урока жюри подводит итоги, вручает призы луч-
шим командам.
При организации уроков последнего типа учитель должен
помнить, что для обобщения материала необходимо: выделить
в нем главное; охарактеризовать ведущие понятия; сравнить
их между собой; установить причинно-следственные связи;
найти общие закономерности; сформулировать выводы.