Проведение практической работы.

Ставится цель: выяснить, какие бывают почвы и какие
виды почв преобладают в их родном крае.

Во вступительном слове учитель говорит: «Вы не раз бы-
вали в поле, на лугу, в лесу и, наверное, замечали, что цвет
почвы не везде одинаков. На полях и лугах почва, обычно,
черного цвета, а в лесу — серого или желтовато-серого. Вы
уже догадались, от чего зависит цвет почвы? Это вам пред-
стоит выяснить на практической работе».

Учащиеся работают с коллекциями «Почва» по следую-
щим заданиям:

1) Рассмотрите в коллекции почвы черного цвета. Как они
называются?

2) Какая составная часть почвы придает ей черный цвет?
(Найдите в коллекции перегной и сравните его цвет с цветом
почвы.)

3) Какое главное свойство почвы связано с содержанием
в ней перегноя?

Сообщается, что самые плодородные почвы – чернозем-
ные. Они особенно богаты перегноем.

На физической или почвенной карте края учитель пока-
зывает, какую территорию занимают черноземы. Сообщает,
что почти все черноземные почвы распаханы под сельскохо-
зяйственные культуры.

4) Найдите в коллекции и рассмотрите подзолистые почвы.
Какого они цвета?

5) Сравните цвет подзолистых и черноземных почв. Какие
почвы содержат больше перегноя? Почему вы так думаете?
Какие почвы более плодородны?

6) Какое вещество придает подзолистым почвам сероватый
цвет? (Сравните цвет почв с цветом песка и глины.)

Учитель показывает на карте края, где расположены под-
золистые почвы, и сообщает, что на них растут, в основном,
хвойные леса.

Промежуточное положение между черноземными и под-
золистыми почвами занимают серые лесные почвы. Мощ-
ность перегнойного слоя в них достигает 30 см. Они связаны
с травянистыми лиственными лесами. Есть и другие виды
почв, но о них учащиеся узнают в более старших классах.

Во время проведения практической работы на доске запол-
няется схема «Виды почв». Дети составляют такую схему
в рабочей тетради.

В конце работы учащиеся описывают виды почв края и
делают вывод, что их цвет и плодородие зависят от состава.

Закрепление полученных знаний и умений.

По рисунку в учебнике или по таблице ученики срав-
нивают профили почв, читают текст учебника природове-
дения о видах почв и отвечают на вопросы под рубрикой
«Проверь себя»; учатся распознавать различные виды почв
в коллекции.

5. Домашнее задание.

Для подготовки к следующему уроку учитель просит по-
вторить материал третьего класса о том, что растения берут
из почвы, и как образуется почва.

Комбинированные уроки самые распространенные
в практике обучения. Это уроки такого типа, на которых
изучается и закрепляется новый материал, устанавливает-
ся преемственность с ранее изученным. Они комбинируют
несколько равных по своему значению дидактических
целей:

1. Повторить и систематизировать ранее изученный мате-
риал.

2. Добиться усвоения новых представлений и понятий.

3. Развивать практические умения.

4. Закрепить полученные знания и умения.

На таком занятии можно применять комбинации струк-
турных элементов различных типов уроков.

Пример комбинированного урока по теме «Жи-
вотные водоема». Это второй урок темы «Водоем — природ-
ное сообщество» (программа А.А.Плешакова, 4 класс).

Цели:

1. Добиться усвоения знаний о животных различных
групп, обитающих в пресном водоеме. Сформировать пред-
ставление о водоеме как природном сообществе.

2. Развивать умение устанавливать экологические связи
между растениями и животными пресного водоема, между
обитателями водоема и окружающей средой.

3. Воспитывать бережное отношение к обитателям водо-
емов.

Оборудование: гербарии и рисунки с изображением расте-
ний, изображения и коллекции моллюсков, насекомых, рыб
и других обитателей водоема. Если в классе есть аквариум,
то он может служить моделью природного сообщества.

Ход урока

Постановка учебных задач.

По окончании урока дети должны знать, какие животные
обитают в водоеме и как они связаны с окружающей средой;
уметь устанавливать взаимосвязи между животными и рас-
тениями.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель просит детей с помощью рисунков с изображени-
ем растений на доске составить модель пресного водоема,
разместив их по «этажам». Учащиеся дают краткую харак-
теристику растениям водоема, подчеркивая признаки при-
способленности к жизни в воде.

Изучение нового материала.

Формулируется главная проблема урока: «Доказать, что
пресный водоем является природным сообществом».

При изучении нового материала модель водоема, изобра-
женного на доске, «заселяется» животными. Тексты о живот-
ных различных групп учащиеся читают в учебнике. Учитель
приводит дополнительные сведения об обитателях водоемов
своего края, рассказывает об охраняемых животных.

Учащиеся записывают в тетрадь названия животных,
обитающих на разных уровнях водоема.

4. Закрепление знаний. Установление преемственности
с ранее изученным материалом.

На этом этапе урока дети решают поставленную перед
ними проблему, устанавливая следующие взаимосвязи меж-
ду обитателями водоема:

•по местообитанию (рассказывают о роли растений в рас-
селении животных);

•по способу питания (составляют в тетради несколько цепей питания, сложившиеся в водоеме);

•по участию животных в распространении растений (рассказывают о способах распространения некоторых растений, например, элодеи);

Эта работа поможет учащимся убедиться в том, что водоем
является природным сообществом.

5. Домашнее задание.

Надом дается задание: прочитать тексты об обитателях
водоема в учебнике, составить памятку «Как вести себя на
водоеме» и придумать название запрещающим условным
знакам, которые даются в конце темы в учебнике.

Обобщающие уроки проводятся в конце изучения большой
темы или раздела.

Цели обобщающего урока:

1. Обобщить и систематизировать знания детей.

2. Отработать полученные умения и навыки.

3. Научиться применять знания и умения в новых ситуациях.

4. Установить уровень усвоения программного материала
и овладения практическими умениями.

Традиционная структура такого урока следующая:


1) организация класса;

2) обобщение и систематизация знаний по изученной
теме;

3) отработка умений и навыков в процессе самостоятельной
работы;

4) использование ЗУНов в новой учебной ситуации;

5) обобщающая беседа;

6) итог урока.

Обобщающие уроки часто проводятся в нетрадиционной
форме. Это уроки-конкурсы («Что, где, когда», «КВН» и т.п.)
уроки-путешествия («Путешествие по природным зонам
России», «Геологические экспедиции по родному краю» и
т.п.), деловые игры («Экологическая конференция», «Если
бы я был руководителем предприятия» и т.п.). На них реко-
мендуется организовывать групповую или индивидуальную
самостоятельную работу учащихся.

Пример обобщающего урока по теме «Полезные
ископаемые своего края» (программа А.А. Плешакова,
4 класс).

Цели:

1. Обобщить и систематизировать знания детей о важней-
ших полезных ископаемых своего края.

2. Отработать умения распознавать и систематизировать
полезные ископаемые по их физическим свойствам.

3. Воспитывать бережное отношение к подземным богатствам.

Оборудование: у каждой группы: коллекции полезных ископаемых, контурные карты своего края, условные знаки
полезных ископаемых, краеведческая литература; у учителя:
изделия из полезных ископаемых своего края (или их изобра-
жения), физическая карта области (края).

Ход урока

Урок можно организовать в форме геологической экспе-
диции, после которой дети готовят отчет о проделанной ра-
боте, заполняя таблицу «Свойства полезных ископаемых»
в рабочей тетради и наносят условные знаки полезных иско-
паемых на контурную карту области (края).

Учащиеся работают в группах по 4 –5 человек. В каждой группе (команде) выбирается «руководитель экспедиции»
(капитан команды), «картографы», «геологи».

Проведение конкурсов.

На уроке проводится несколько конкурсов, которые оце-
нивает выбранное учителем жюри.

Конкурс геологов.

Каждой команде раздаются карточки с названиями двух полезных ископаемых (названия можно зашифровать). Гео-
логи должны найти их в коллекции и описать свойства.

По окончании работы руководитель экспедиции каждой команды рассказывает о свойствах своих полезных ископае-
мых, не называя их. Остальные команды по описанию опре-
деляют название полезного ископаемого и находят его в кол-
лекции. Каждая группа имеет право задать руководителю по
два вопроса, помогающих догадаться, о каком полезном ис-
копаемом идет речь.

Конкурс картографов.

После правильного ответа картографы прикрепляют ус-
ловный знак полезного ископаемого на физическую карту и
наносят его на контурную карту.

На эту работу учащимся дается по 10 – 12 мин. Баллы при-
суждаются как за грамотное описание своих ископаемых,
так и за правильно угаданное название полезного ископае-
мого команды-соперницы.

Конкурс капитанов.

Каждому «руководителю экспедиции» задается, например, по два занимательных вопроса, связанных с полезными
ископаемыми. При затруднении с ответом он может обра-
титься за помощью к команде. Жюри оценивает каждый
ответ.

Можно провести и другие конкурсы.

Обобщающий рассказ учителя.

Учитель рассказывает об использовании полезных иско-
паемых на предприятиях края. При этом он демонстрирует
изделия, выпускаемые на них, рассказывает, как связан край
с другими регионами России и зарубежья.

Подведение итогов.

В конце урока жюри подводит итоги, вручает призы луч-
шим командам.

При организации уроков последнего типа учитель должен
помнить, что для обобщения материала необходимо: выделить
в нем главное; охарактеризовать ведущие понятия; сравнить
их между собой; установить причинно-следственные связи;
найти общие закономерности; сформулировать выводы.

Наши рекомендации