Восприятие отдельных природных явлений. Представления
Всякий учебный предмет представляет собой систему понятий, развивающихся в логической последовательности. Задача обучения детей естествознанию состоит в том, чтобы проводить повседневную, систематическую работу по созданию у них представлений и выработке понятий, практических умений и навыков. Представления и понятия будут необходимы учащимся при изучении в средней школе биологии и географии и для понимания многих явлений и процессов, происходящих в природе.
Первым этапом процесса усвоения знаний является восприятие природных явлений или фактов. Восприятие всегда целостно и предметно. Результат восприятия – образ предмета. Восприятие невозможно без ощущений и возникает лишь на их основе. Качество усвоения повышается, если дети подготовлены к восприятию нового путем постановки перед ними определенных задач.
Активность учащихся при восприятии повышается, если удается создать проблемную ситуацию, поставив перед ними конкретные вопросы: почему происходит такое природное явление? Как его можно объяснить?
Проблемная ситуация чаще всего создается правильно поставленными вопросами и заданиями, которые дает учитель во время наблюдений в природе, проведения опыта или практической работы. Важный момент активизации восприятия – использование учителем знаний, полученных детьми ранее.
При изучении нового материала учитель обязательно должен определить, что дети уже знают об этом явлении или предмете природы. Часто младшие школьники подмечают лишь внешние, не существенные для характеристики явления признаки. Роль учителя очень велика в организации наблюдений. Надо научить детей видеть наиболее важные, существенные черты, характеризующие предмет или явление. Для этого прежде всего следует организовать наблюдения школьников за определенным конкретным природным явлением или объектом. Дети при систематических и направленных наблюдениях начинают подмечать отдельные детали, а не только общие и наиболее яркие признаки объекта или природного явления. Наблюдения становятся разносторонними и целенаправленными. Постепенно дети учатся сравнивать объекты, делать выводы на основе наблюдений. Естественное, врожденное стремление ребенка рассматривать новый предмет или явление, наблюдать его составляет первоначальную основу восприятия.
Получив от учителя задания для наблюдений, дети проводят их. В результате у них в сознании создается первичное представление о внешнем виде объекта или природного явления. Представления возникают у детей в сознании в виде наглядных образов и носят конкретный характер, но эти образы являются несколько более обобщенными.
Для углубления и расширения представления учитель ставит перед детьми вопросы, выявляющие основные свойства предмета или явления. Например, дети наблюдают осенью листопад и отвечают на вопросы: что происходит во время листопада? (Листья падают с деревьев.) С каких деревьев падают листья? (С лиственных деревьев.) Учитель объясняет, что через листья испаряется влага, которая поступает к ним от корней по стволу. Если зимой листья будут на деревьях, то те погибнут, так как вода в листьях замерзнет. Зачем же нужен деревьям листопад? (Чтобы не погибли лиственные деревья.) Почему же ель и сосна не сбрасывают хвою? (Потому что через хвою мало испаряется воды.) В заключение учащиеся делают вывод: листопад бывает осенью. Это подготовка лиственных деревьев к зимним холодам. У детей вырабатывается представление о листопаде.
Таким образом, учителю необходимо научить детей выделять в предметах или явлениях их признаки и свойств.
Затем для расширения представления необходимо научить детей сравнивать признаки и свойства нескольких предметов или явлений, выясняя в них наиболее существенные особенности. Еще К.Д. Ушинский говорил, что «сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления».
Например, при сравнении хвойных и лиственных деревьев учащиеся в первую очередь должны отметить их общие признаки: наличие корней, ствола, ветвей, листьев. Затем школьники, сравнивая эти общие признаки, приходят к выводу, что основное отличие в листьях: на хвойных деревьях листья имеют вид хвои.
Важным шагом в формировании представлений является выделение детьми самых существенных признаков предмета. Так, например, они должны подчеркнуть, что все лиственные деревья имеют листья, а хвойные – хвою. Ребенку необходимо пояснить, что изменение несущественных признаков или свойств предмета не влияет на принадлежность данного предмета к определенному понятию. Лиственное дерево может быть высоким или низким, толстым или тонким, иметь большую или небольшую крону, но оно все равно остается лиственным, а не хвойным деревом.
Далее учитель должен научить детей распознавать предметы по их существенным признакам. Так, например, называя один или несколько существенных признаков предмета, учитель предлагает учащимся назвать сам предмет: невысокое растение, имеет несколько тонких стволов, на ветках может быть хвоя или обычные листья. (Кустарник.) Таким образом существенные признаки предмета помогли учащимся правильно определить сам предмет.
Систематическая работа по выявлению существенных признаков и свойств приводит к тому, что у детей создаются осознанные представления об отдельных природных объектах.
Наличие представлений дает человеку возможность оперировать образами при отсутствии самих предметов. Дети рассказывают о лиственных деревьях, рисуют их не видя их перед собой.