Брендинг территорий. Понятие кобрендинга
В современном мире страны, регионы и города активно конкурируют между собой за привлечение инвестиций, туристов, за рост занятости и благосостояния территории. Успех этой борьбы зависит не только от правильной административной политики, но и от умения найти сильные и слабые стороны, оценить возможности развития и предусмотреть угрозы и варианты их предотвращения. Создание и развитие территориального бренда это длительный и ресурсоёмкий процесс, требующий долгосрочных стратегий и уверенности в лояльности потребителя.
Понятие «брендинг мест», впервые употребил Саймон Анхольт в 2002 году, однако, до сих пор нет единого чёткого определения этого понятия. Если учесть все факторы, на которых акцентируется внимание при раскрытии тематики создания бренда места, то можно вывести следующее определение:
Брендинг территорий - это процесс формирования бренда территории, основанный на комплексном подходе к поиску и развитию идентичности территории, а так же донесении её сравнительных преимуществ до различных целевых групп путём создания яркого привлекательного образа, состоящего из внутренних и внешних атрибутов.
Брендинг территорий нацелен на :
· привлечение внешних и развитие внутренних рынков,
· преодоление дефицита различных ресурсов,
· целенаправленное формирование потребительского представления об уникальности территории,
· повышение узнаваемости территории, выгодного присутствия её образа в СМИ.
Функции бренда территории заключаются в том, что он должен отражать важные преимущества территории, основываясь на её исторических корнях, на традициях и поведенческих особенностях её жителей. Бренд должен объединять в себе население, культурные традиции, экономическую и политическую деятельность, коммуникации с внутренней и внешней средой, должен сочетать в себе стратегии развития территории и те ценности, которые она готова предложить людям.
Брендинг территорий, как стратегия увеличения конкурентоспособности территорий, тесно связана с понятием имиджа территории. Имидж в данной ситуации – более широкое понятие. Всемирная организация по туризму дала следующее определение имиджу территории: «совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа». Имидж территории это набор устойчивых образов, искусственно – созданных и донесённых до целевых групп, это репутация территории и особенности восприятия этого места глазами людей. Бренд же, в свою очередь, является частью имиджа территории, он формируется на его основе, но несёт в себе ценности, которые отражают потребности потребителей, бренд является более глубоким понятием, показывающим сущность территории изнутри со всеми её положительными привлекательными характеристиками. Важный момент в сравнении и соотношении этих понятий состоит в том, что имидж территории только отражает происходящие в ней события, а для повышения конкурентоспособности территории и роста его привлекательности важно не исправление имиджа, а исправление существующей действительности. Работать нужно с характеристиками и развитием самой территории, и только потом переходить к построению бренда и улучшению имиджа в глазах заинтересованных групп.
Кобрендинг (англ. cobranding, также используется и co-branding), дословный перевод — «объединение брендов». Размещение в рекламном поле двух или более брендов, объединённых одной целью и сообщающих о программах для потребителя. Способ усиления коммуникативного воздействия на аудиторию.
Как инструмент управления брендом появился в начале Великой Депрессии в США в 1930-х годах. Инструмент помогал мелким и крупным компаниям объединиться для выпуска совместного продукта (продуктов), например, под новым общим названием, с использованием общих каналов продвижения.
Кобрендинг можно разделить на несколько видов:
Структурный, когда имитируется слияние и подчеркиваются позитивные стороны каждого из брендов с дальнейшем взаимным переносом этого позитива друг на друга. При имитации поглощений обычно поддерживается «выживший» бренд, либо создается новое видение, с отрицанием негативного прошлого «поглощенного» бренда.
Стратегический, когда кардинально меняется положительное позиционирование объединившихся брендов. Для них создается новое видение в соответствии с новой целью, то есть создается совместный бренд, делают его отличным от восприятия каждого отдельного бренда до кобрендинга.
Функциональный или тактический кобрендинг ставит перед собой цели повышения объемов продаж торговых марок. Как правило, это происходит на заданном, относительно коротком, отрезке времени.
Для брендов также характерна поддержка брендов территорий (стран, областей, регионов и городов) с целью совместного привлечения туристов. Например, к кобрендингу привлекают также бренды пятизвёздочных сетей гостиниц и бутиков. Среди активных игроков на российском рынке по созданию целостного образа мечты о том, где можно жить и отдыхать на восточном направлении, можно назвать бренды Гонконга, Сингапура, Малайзии, Южной Кореи в сочетании с брендом авиакомпании и др. За рубежом это направление ведут Управления по туризму (Tourism Board).
Примером служит канадская реклама, которая представляет провинцию Квебек на аэрошоу в Париже (2005 г.) как «центр притяжения аэрокосмической индустрии всего мира». Слоган«Мыслишь „аэрокосмос“? Думай „Квебек!“» (Thinking aerospace? Think Québec!) объединяет известные авиационные бренды — Bombardier, Pratt & Whitney Canada, Bell Helicopter Textron и др. под флагом провинции Квебек.
Ещё один пример стратегического, долгосрочного кобрендинга на аэрошоу в Париже (издание Aviation International News, 2005 г.) представил штат Ю. Каролина (США): бренд штата Южная Каролина рекламирует 14 ведущих аэрокосмических предприятий, расположенных в этом штате. Среди них лидеры топ-листов Vought, Lockheed, Micheline Aircraft Time, Eaton, Honeywell, General Electric, Goodrich, Pratt & Whitney и др. Слоган «What if aviation were soaring to new levels in South Carolina?» (Что если авиация достигнет новых высот в Южной Каролине?) выполнен на цветовом поле флага штата.
Выгода от кобрендинга строится на:
1. Коммуникационной функции, которая способствует облегчению ориентирования, уменьшению сложности и повышению эффективности.
2. Функции доверия: в рамках кобрендинговых проектов происходит объединение гарантий и обмен ценностями.
3. Функция уменьшения рисков, которая связана с обеспечением спроса, конкурентными преимуществами и присутствием на рынке.
Минусы кобрендинга: это различные проблемы, связанные со взаимным позиционированием отдельных брендов, а также корректным управлением этими объединенными брендами.
Несколько удачных примеров кобрендинга:
Calgon и производители стиральных машин, МТС и Citi банк, McDonald's и Coca-Cola
Формы занятости в туризме
Туризм в США занимает второе место по занятости среди всех отраслей. Состояние рынка труда в Европе вызвало повышенный интерес к обеспечению занятости населения именно через развитие индустрии гостеприимства. Во Франции туризм представляет собой один из главных генераторов появления новых рабочих мест. По данным ВТО, комплексное обслуживание одного туриста эквивалентно созданию девяти новых рабочих мест, стоимость которых в несколько раз ниже, чем в других отраслях народного хозяйства.
Выделяют прямой и косвенный эффект занятости, вызванный развитием туризма.
Прямой эффект занятости связан прежде всего с непосредственным обслуживанием туристов.
Косвенный эффект занятости проявляется в сфере торговли, банковских, страховых и других услуг, сопутствующих непосредственному обслуживанию туристов.
Как показал опыт Швейцарии и Германии, косвенный эффект занятости оценивается в 1,4 рабочих места, косвенно зависящих от туризма, на одного занятого непосредственно в туризме. Рабочие места в туристских средствах размещения вызывают мультипликативный эффект занятости. По расчетам швейцарского профессора Х.П. Шмидхаузера, каждые 1000 мест в туристских средствах размещения создают в среднем 459 рабочих мест в сфере обслуживания (2/3 из них - в гостиничном хозяйстве, 1/3 - в других сферах обслуживания). На каждые 100 рабочих мест в гостиничном хозяйстве приходится около 50 рабочих мест в таких областях, как услуги торговли, - 11 мест, банковские и страховые услуги - 2 и пр.9
Кроме прочего, косвенный эффект занятости от развития туризма возникает в связи с тем, что рынок сферы туризма работают предприятия различных отраслей хозяйства, выпускающих товары для отдыха, а также товары спортивно-массового и культурного назначения. С развитием туриндустрии всегда происходит оживление в таких секторах экономики, как транспорт, связь, строительство,торговля, сельское хозяйство, машиностроение, производство товаров народного потребления.
Международная организация труда (МОТ) выделяет три основные формы занятости в туризме:
- сезонная работа, обусловленная циклическими колебаниями деловой активности. Дополнительный спрос на рабочую силу предъявляется, как правило, в летние месяцы, в период наплыва отдыхающих. В сезон «пика» персонал отелей увеличивается в Греции в 3 раза, в Ирландии в 1,5 раза, Испании на 30%. С сокращением туристских потоков происходит массовое его высвобождение, и проблема безработицы встает с новой остротой;
- неполный рабочий день — широко распространенная форма занятости в гостиничном и ресторанном хозяйстве развитых стран. Она имеет ряд преимуществ: с одной стороны, позволяет включить в сферу труда те категории экономически активного населения (в частности женщин и студентов), которые совмещают работу в туристском секторе с деятельностью иного рода, с другой — придает необходимую гибкость и оперативность процессу производства туристских товаров и услуг (например, при посменной организации круглосуточной работы). В разных странах доля занятых неполный рабочий день варьируется от 12 до 52% общей численности работников в гостиничном бизнесе;
- временная работа на период краткосрочной деловой активности (на выходные дни, при проведении выставок, ассамблей и т.д.).
Труд в сфере туризма характеризуется неоднородностью, что выражается в разделении труда на умственный и физический, организаторский и исполнительский, сложный и простой, самоорганизованный и регламентированный, творческий и стереотипный. В связи с этим для характеристики труда и его влияния на занятость некоторые специалисты используют следующие понятия: "качество труда", "сложность труда", "содержание труда" и "характер труда". На этой основе предлагаются шесть профессионально-квалификационных групп работников, занятых в сфере туризма11.
Первая группа. Работники туризма (постоянно работающие или занятые в рамках вторичной занятости), которые непосредственно осуществляют туристско-экскурсионное обслуживание: экскурсоводы, гиды-переводчики, инструкторы-методисты, руководители туристских групп, организаторы путешествий и экскурсий, инструкторы турклубов и др. Основные функции работников туризма сводятся к организации отдыха и туристскому просвещению.
Вторая группа. Эту группу образуют аниматоры туризма, которые являются организаторами самодеятельного туризма: инструкторы, старшие инструкторы, старшие инструкторы-методисты, гиды-международники. Ряд характеристик, влияющих на занятость этой группы работников, аналогична отмеченным выше.
Третья группа. Хозяйственные руководители и руководящий административно-управленческий персонал: линейные и функциональные руководители организаций, объединений и предприятий. Эти работники непосредственно с клиентами обычно не сталкиваются. Сохранение занятости таких работников прежде всего зависит от общих условий развития туризма и общих профессиональных навыков менеджера.
Четвертая группа. Эту группу составляют работники различных отделов и служб: инженеры, инструкторы, экономисты, бухгалтеры, методисты, технологи и др. Основной функцией таких специалистов является квалифицированная и технологическая разработка и реализация конкретных решений и вопросов. Специалисты могут быть "сквозными", занятость которых жестко не обусловлена состоянием и развитием туризма; "межотраслевыми", занятость которых связана с развитием некоторых других отраслей; "отраслевыми (технологическими)", занятость которых обусловлена только развитием туризма.
Пятая группа. Данная группа - кадры массовых профессий (повара, горничные, сантехники, официанты, водители и др., т. е. квалифицированные рабочие, функциями которых являются реализация и обеспечение технологического цикла туристского обслуживания). В нее входят высококвалифицированные, неквалифицированные и малоквалифицированные рабочие. Занятость этой группы работников обусловлена сезонностью туризма.
Шестая группа. В эту группу объединяются работники умственного труда, не требующего специального образования: секретари, делопроизводители, кассиры, табельщики, нормировщики и т. д. Основные функции этих работников заключаются в ведении делопроизводства, нормативной документации, исполнении оперативно-технических заданий.
ТЕМА 37. Нагрузки на территорию и их учет при планировании
· Интенсивное развитие городских и промышленных агломераций, транспортной сети, повышение материального благосостояния и свободного времени трудящихся способствуют прогрессирующему росту загородного отдыха в естественной природной обстановке. Это соответствено приводит к нагрузки на туристической дестинации.
· Одним из нежелательных эффектов расширенного рекреационного природопользования является вызываемое им воздействие на лес и другие природные объекты, в результате которого наблюдаются ухудшение состояния окружающей среды