Особенности формирования природоведческих представлений и понятий в школе слепых и слабовидящих.
Понятие – это мысль о предмете или обобщенное представление о существенных признаках предметов или явлений, взаимосвязь их с другими понятиями и явлениями. Понятие неразрывно связано со словом. Многие понятия называются не одним, а двумя и более словами: «поры года», «высота Солнца над горизонтом». Понятие может быть выражено символом — условным значком на карте, плане.
Природоведческие понятия содержат в себе биологические понятия (растения, животные, скелет человека) и географические (полезные ископаемые, горизонт).
Географические понятия делятся на единичные и общие. Единичные географические понятия — это Минск, Свислочь. Общие географические понятия — город, река.
Общие понятия выражаются терминами, а единичные — названиями или собственными именами.
Биологические понятия делятся на видовые и родовые. Родовые — общие, видовые — частные.
Видовые биологические понятия: заяц, ель, василек. Родовые биологические понятия — животное, хвойное растение, цветковое растение.
Все существенные черты родового (биологического) или общего (географического) понятия свойственны и каждому отдельному объекту, т. е. единичному или видовому понятию. Однако, кроме существенных родовых и общих признаков, каждый объект имеет и свои индивидуальные черты, которые делают его единичным (или видовым) понятием.
В процессе работы необходимо обращать внимание детей на связь единичного географического понятия с общим; видового (биологического) — с родовым (медведь — животное).
Методика формирования единичных понятий сводится к их и молнию или характеристике (рассказ учителя, сопровождаемый наглядным материалом). А процесс формирования общих понятий проходит в четыре этапа.
1. Наблюдение (первоначальное ознакомление с изучаемым объектом). В процесс наблюдения должны быть включены и при этом развиваться все возможные в данном случае органы чувств (осязание, обоняние, зрение, голосовой орган, слух, мускульное чувство руки). В результате восприятия и осмысления полученной информации формируются представления.
Лучше наблюдать объект в натуральном виде. Если такой возможности нет, то демонстрируют другую наглядность (таблицы, рисунки, раздаточный материал и т. д.).
2. Обобщение признаков, выделение главных и второстепенных, обобщение существенных признаков и введение термина.
Термин сообщается учителем (предъявляется табличка или делается запись на доске), ведется работа над его проговариванием. Если есть возможность, то делается морфологический анализ (листопад — листья падают).
3. (по П. А. Лярскому). Осознание формулировки определения, уточнение сущности признаков, связей между ними.
4. Закрепление понятия, конкретизация его с помощью новых примеров, упражнения на применение понятия в новых ситуациях, включение его в ряд ранее приобретенных понятий.
При формировании понятий необходимо соблюдать следующие условия:
1. Использование индуктивного пути (от конкретного — к общему, от частного — к общему, от простого — к сложному), хотя возможен и дедуктивный путь.
2. Соблюдение поэтапности.
3. Использование символики, опорных схем. (см. Е. Н. Постникову)
4. Знание существенных признаков понятия (умение выделять существенные признаки).
5. Формирование у учащихся логических умений (отнесение к роду, обобщение и ограничение понятий).
Учитывая, что у детей с НЗ представления и понятия или знания бедны по количеству входящих в них признаков, знания носят вербальный характер, представления являются неполноценными и отличаются низкой степенью адекватности реальным объектом.
Необходимо соблюдать определенные этапы работы при первичном ознакомлении НЗ и СЛВ учащихся с объектами окружающего мира.
Понятия могут находится в разных отношениях друг с другом. Отношения: Вид, род (окунь-рыба). Род, вид (цветок-ромашка). Часть, целое (плавник-окунь). Противоположности (день-ночь). Последовательность (лето…). Причинное-следств. (жара-жажда).
Для формирование понятийного аппарата ребенка, ему необходимо владеть мыслительными операциями: анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение, усвоить типы и виды отношений между понятиями, поэтому на уроках ЧиМ используются задания способствующие овладению учащимися способами мыслительных операций, формировать умения выделять существенные признаки предметов (что можно сказать о ели, березе, одуванчике, шиповнике как о растениях), узнавать предметы по заданных признакам (назови предмет, который можно назвать съедобным, зеленым, длинным). Формировать способности выделять существенные признаки предметов (ряд слов, в котором 5 слов дается в ( ), а одно перед ними, выделяются 2 слова существенные для слова перед ( ) сад (растения, садовник, земля, собака, забор). Сравнение 2-х и более предметов, формирование умения классифицировать предметы. Проверка результатов классификации.