Экология как наука. Экологические факторы.
Ответы к экзамену по экологии
Экология как наука. Экологические факторы.
Экология – это область биологии, изучающая взаимодействие организмов между собой и с окружающей средой. Эрнст Геккель. Именно он ввёл термин «экология» в 1866 году. Экологические факторы – компоненты внешней среды, воздействующие на организмы. 1) абиотические (факторы неживой природы: свет, температура, влажность и др.); 2) биотические (факторы, обусловленные деятельностью других организмов); 3) антропогенные (связанные с деятельностью человека). Задачи экологии:
изучение взаимоотношений организмов, популяций, видов между собой;
изучение закономерностей действия факторов неживой природы на организмы;
искусственная регуляция численности видов – вредителей сельского хозяйства;
создание эффективной агротехники выращивания сельскохозяйственных культур;
решение проблем охраны природы
Воздействие света как экологического фактора на организмы (фотопериодизм, сезонные ритмы и др.).
Свет является одним из важнейших абиотических факторов. В жизни организмов важны не только видимые лучи, но и другие виды лучистой энергии, достигающие земной поверхности ультрафиолетовые, инфракрасные лучи, электромагнитные (особенно радиоволны) и некоторые другие излучения. Солнечный свет как фактор среды действует в следующих направлениях: 1. Обеспечивает рост растений, поставляет энергию для органического синтеза. Фотосинтез – это процесс образования органического вещества и кислорода из воды и углекислого газа в листьях на свету. 2. Свет обусловливает суточный (периоды активности) и сезонный фотопериодизм (развитие меха, накопление жира, миграции, спячка, размножение); 3. Служит источником лучистой энергии, оказывает химическое, тепловое и радиоактивное воздействие на организмы. Почтовые голуби сбиваются с ориентировки возле мощных радиостанций, т.к. они "улавливают" длинные волны земного магнетизма для ориентировки при перелетах. (Также имеет значение при перелетах накопленный в онтогенезе опыт, поэтому птицы летают разновозрастными стаями). 4. Свет влияет на протекание сезонных процессов у животных. Сигналом о приближении зимы служит уменьшение длины дня, которое всегда тесно связано с последующим похолоданием. Ритмические изменения морфологических (форма и строение организма), биохимических и физиологических свойств и функций организма под влиянием чередования и длительности освещения называются фотопериодизмом.
У растений возникают различные морфологические и физиологические адаптации к световому режиму местообитаний.По требованию к условиям освещения принято делить растения на следующие экологические группы:
1) светолюбивые (световые), или гелиофиты, – растения открытых, постоянно хорошо освещаемых местообитаний;
2) тенелюбивые (теневые), или сциофиты, – растения нижних ярусов тенистых лесов, пещер и глубоководные растения; они плохо переносят сильное освещение прямыми солнечными лучами;
Средняя группа
Полив растений. Дети этого возраста могут самостоятельно поливать растения, но делать это они должны под непосредственным контролем воспитателя (в начале года). Контроль важен не только потому, что дети из-за интереса к самому действию могут без конца поливать одно и тоже растение, но и потому что они сразу не могут выполнить правильно задание.
У них еще нет критериев правильной поливки. На первом этапе следует указать, что следует поливать растение до тех пор, пока вода не дойдет до краев горшочка или до сделанной взрослым отметки. Наличие ориентира еще больше оживляет работу и заинтересовывает детей. Рыхление. Дети способны установить состояние земли: уплотненная или рыхлая – не только с помощью осязания (нажатием кончиками пальцев на поверхность земли),но и
зрительно, замечая глянцевитость, заплывчатость поверхности. По мере усвоения этого навыка ребенок начинает зрительно контролировать движения своей руки. Дети различают
положение растений посаженных в ряд, в шахматном порядке, видят свободные от растений междурядья и соответственно этому направляют палочку. В этом возрасте детям можно поручать рыхление растений, находящихся далеко друг от друга, крупных растений.
Прополка. Дети среднего дошкольного возраста еще недостаточно хорошо различают культурные и сорные растения, не знают их названия, еще плохо владеют приемами выдергивания сорняков и часто захватывают их в горсть, из-за чего часто вместе с сорняками выдергивают культурные растения. Поэтому обучение прополке надо проводить на грядке со
знакомыми растениями (лук, бобы, фасоль). После того, как дети более или менее овладели приемами выдергивания травы, им следует предлагать прополку незнакомых, но имеющих простое строение растений – свекла, затем – более сложные – морковь. Удаление пыли с листовой пластины. В этом возрасте дети осваивают такой способ удаление пыли с листовой поверхности, как протирание влажной тряпочкой. Предварительно дети осматривают растение и, проводя пальцем по поверхности листа, выясняют, есть ли на нем пыль. Для удаления пыли выбирают растения с достаточно большими кожистыми листьями и показывают, как правильно надо удерживать лист при протирании влажной тряпочкой, чтобы не повредить его. Посев гороха, редиса, моркови, свеклы, настурции, ноготков. Посадка лука, тюльпанов, нарциссов.
Старшая группа
Полив растений. В этом возрасте дети приучаются к поливу крупных растений, растущих в кадках, ящиках. Сложность – в определении количества воды. Путем проб и ошибок и с использованием щупа определяется количество воды для полива. Рыхление. Продолжается формирование навыков рыхления растений высаженных в ровные ряды, находящихся друг от друга на большом расстоянии (свекла, картофель, морковь). Начинают обучать рыхлению
растений, посаженных в шахматном порядке (томаты, огурцы) Прополка. Если в среднем дошкольном возрасте дети привлекаются к прополке лишь после того, как растения немного подрастут и у них сформируются все основные органы, то со старшими дошкольниками
начинать прополку целесообразно значительно раньше. В этом случае появляется возможность наблюдать растения в разные периоды роста. Вначале детей следует учить
обращать внимание только на свойства культурных растений, после накопления определенного опыта дети при участии взрослого начинают ориентироваться в свойствах сорняков: специфический запах (укроп – пряно горький запах, бобы, горох – сладкий
запах); характер поверхностного покрова. Например, наличие жестких
волосков. Посев крупных и мелких семян. Посадка рассады томатов, капусты, цветочных культур, лука разных сортов и луковичных декоративных растений, картошки.
б) по уходу за животными
Дети младшего дошкольного возраста совместно с педагогом кормят рыбок, птичку в уголке природы, на участке подкармливают птиц. В средней возрастной группе дети помогают педагогу чистить клетки, менять воду в аквариуме, моют поилки, кормушки. Старшие
дошкольники моют кормушки, поилки, поддоны, самостоятельно кормят животных в уголке природы и на участие в зависимости от их потребностей, участвуют в подготовке корма: моют и нарезают ножом листья, чистят вареные овощи, принимают участие в заготовке корма, самостоятельно чистят клетки, вольеры. Террариумы, совместно с воспитателем меняют воду в аквариуме.
- Формы организации труда детей в природе в условиях ДОО.
Труд в природе организуется в форме поручений, коллективного труда и дежурства в уголке природы. Выбор форм зависит от:
- объема работы. При небольшом объеме работы выбирают
индивидуальные поручения, дежурства, при большом – коллективный труд,
групповые поручения.
- возраста детей. В младшем возрасте предпочтение отдается индивидуальным поручениям, в среднем – групповым поручениям и коллективному труду, в старшем – дежурствам и коллективному труду.
а) трудовые порученияИспользуются во всех группах Особое значение имеет в младшем дошкольном возрасте, когда деятельность только осваивается У педагога есть возможность
научить ребенка трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовой операции, оценРЕ ПО ить деятельность, учесть индивидуальные особенности
ребенка Весь процесс выполнения поручения ребенок выполняет сам. Все это способствует формированию трудовых умений, воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию.
б) коллективный труд Используется в работе с детьми среднего дошкольного возраста
Дает возможность формировать трудовых навыки у всех детей группы Объединяет детей
Формирует умение принимать общую цель труда, договариваться, планировать, согласовывать действия Помогать друг другу Оценивать работу. По своей структуре коллективный труд может быть организован как общий и совместный.
Труд рядом Участвует вся группа детей Все дети получают одно задание Результаты труда всех детей объединяются в один общий результат. Например, дети рыхлят растения на грядке.
Общий труд Участвует вся группа детей Группа подразделяется на подгруппы Каждая подгруппа получает свое задание Результаты труда всех детей объединяются в один общий
результат. Например, уборка уголка природы: одна подгруппа удаляет пыль с листовой поверхности растений, протирает цветочные горшки, вторая – моет поддоны, протирает полки, третья – занимается аквариумом, клетками и т.д.
Совместный труд Участвует группа детей Процесс труда разделен на операции, каждая из которых осуществляется одним из участников или группой детей Каждый подгруппа выполняет свою операцию и передает объект труда дальше. Например, одни дети перекапывают землю, другие - разравнивают и делают бороздки на грядке, третьи - поливают и т.д.
в) дежурства в уголке природы Используется в работе с детьми старшей группы. Предполагает поочередное выполнение дежурными постоянного и определенного круга обязанностей. Совершенствуются навыки труда в природе .Формируются общественные мотивы труда.
- Использование опытов и экспериментов в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
Опыт– это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Эксперимент – исследование каких-либо явления или объекта природы путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования или же через изменение течения процесса в нужном направлении. Природоведческие опыты и эксперименты в работе с дошкольниками используются для того, чтобы знания детей о природе более осознанными; для формирования познавательного отношения к природе; для развития наблюдательности; для формирования представлений о скрытых свойствах и качествах объектов природы; для формирования представления о причинно- следственных, пространственно-временных связях существующих в природе. Проводятся опыты и эксперименты чаще всего с детьми старшего дошкольного возраста. В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста педагог использует лишь отдельные поисковые действия.
Виды экспериментов
Эксперименты можно классифицировать в соответствии с разными
критериями: по характеру объектов, используемых в эксперименте: с растениями; с
животными; с объектами неживой природы; направленные на познание организма человека;
по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка; по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические, систематические;
по продолжительности: кратковременные, длительные; по характеру мыслительных операций:констатирующие, т.е. позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление; сравнительные, т.е. позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта; обобщающие эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам; по характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные; поисковые; решение экспериментальных задач; по способу применения: демонстрационные, фронтальные;
по характеру действии, осуществляемых в эксперименте: реальный эксперимент; модельный эксперимент; мысленный эксперимент.
Требования к проведению экспериментов
1.Ведущим требованием является принцип«Не навреди». Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку.
2. Эксперименты должны быть безопасными для детей. Во время опытов любые, на первый взгляд самые безобидные, процедуры могут являться причиной травм детей.
3.Эксперименты всегда должны строиться на основе, имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений, труда. Детям должны быть ясны их цель и задачи. Поэтому педагог должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать). Например, «Тепло ли траве под снегом или нет».
4.Объект, выбранный для эксперимента должен максимально соответствовать целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента. Выбирая объект, надо отдать предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче. Например, нахохливание птиц зимой во время мороза лучше всего показать на примере воробьев, снегирей, а не ворон и сорок. Объект, выбранный для экспериментирования должен быть типичным для данной группы объектов и содержать все необходимые части.
5. Важно, чтобы в постановке и проведении экспериментов дети были активными участниками (подбирали вазы для веток, наливали воду, определяли куда лучше поставить и т.п.)
6. Необходимо осуществлять руководство экспериментом: продумывать вопросы, обращать
Внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.
7. Для проведения сравнительных экспериментов, чтобы заметить происходящие изменения, следует брать 2 объекта: один – опытный, второй – контрольный. Например, одни посевы поливаем, а другие – нет.
8.Во время экспериментов необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. Например, проводя опыт по выявлению необходимости света для роста растений, педагог выбирает два одинаковых растения, осуществляет одинаковый уход за ними, но одно растение ставит в темное место, а другое – остается на свету.
9. При обсуждении результатов эксперимента педагог должен подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.
10. Один и тот же эксперимент необходимо проводить дважды, чтобы дети все осознали до конца и убедились в правильности выводов, а также, чтобы в повторном опыте могли поучаствовать все дети, которые в первый раз не проявили к нему интерес.
11.В процессе длительных опытов необходимо фиксировать наиболее характерные этапы в дневнике наблюдений (в виде рисунков, моделей). Это с одной стороны, помогает детям отмечать состояние, условия и устанавливать причины изменений, а с другой поддерживает интерес детей к происходящему.
12. При проведении природоведческих экспериментов всегда есть некоторая вероятность
несовпадения реальных результатов с ожидаемыми. Иногда все это связано с тем, что не были соблюдены некоторые нюансы методики проведения эксперимента, но чаще всего обусловлено непредсказуемостью поведения живого объекта. Например, нельзя узнать заранее, станет ли брать пищу котенок, взойдут ли посеянные семена, приживется ли пересаженное растение, поэтому педагог должен быть постоянно готов к незапланированным явлениям. Всегда надо помнить: непредусмотренный результат не является неправильным. Отличительная особенность природоведческих экспериментов заключается в том, что их
результат всегда бывает правильным, т.е. таким, каким должен быть в сложившихся условиях. Если он не соответствует ожидаемому, значит:
- не соблюдены какие-то условия,
- неудачно подобран объект,
- не учтено его физиологическое состояние и т.п.
Например, ветки деревьев, срезанные в декабре, скорее всего, не распустятся, потому что растения находятся в это время в состоянии физиологического покоя. Педагог должен обсуждать с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. Нужно приучить себя и детей видеть природу такой, какова она есть. Зачастую увиденный результат бывает более интересным, чем запланированный. Важно помнить, что природа никогда не обманывает,
никогда не ошибается.
13. Важно уделять внимание вопросам гигиены. Детей следует приучать после окончания работы мыть руки и приводить в порядок свое рабочее место и оборудование.
Содержание природоведческих экспериментов и методика их проведения.
В дошкольных учреждениях проводят опыты и эксперименты: с предметами неживой природы, направленные на изучение изменения агрегатного состояния воды под влиянием температуры; выявление свойств и качеств песка, глины, почвы, воды, льда, снега, воздуха;
изучение свойств света, звука, теплоты, с растениями, направленные на изучение основных
потребностей растений (в свете, влаге, тепле, почвенном питании); изучение функций
частей растения (дыхание, питание); познание дифференцированных потребностей растений;
с животными, направленные на изучение приспособлений животных к условиям окружающей среды (движение, защита от врагов); на познание дифференцированных потребностей животных; направленные на познание организма человека, направленные на изучение назначения органов чувств, функционирование носа, языка, уха, глаза, руки. Методика организации и проведения экспериментов
В методике организации экспериментов можно четко выделить 4 этапа:
1. Осознание проблемной ситуации и постановка познавательной задачи
2. Поиск путей решения проблемы
3. Выполнение работы и проведение наблюдения.
4. Обсуждение итогов и формулирование выводов.
Осознание проблемной ситуации и постановка познавательной задачи. Эксперимент используется как способ решения познавательной задачи. Эти задачи могут быть выдвинуты самими детьми, постоянно задавая взрослым свои вопросы «почему», «отчего». Например, на запрет взрослого не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно утверждать, что снег грязный: он такой чистый, искристый, сверкающий… Убедительно эту проблему можно решить путем постановки эксперимента. Для этого надо растопить снег и посмотреть на мутную воду, которая образовалась. Для убедительности эту воду можно профильтровать с последующим рассматриванием грязного фильтра.
Познавательную задачу может поставить перед детьми и педагог. В дошкольном учреждении эксперименты незаметно вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое. Например, готовясь к посадке семян на огороде, педагог спрашивает детей: «Как
Нужно подготовить землю? Обязательно ли ее вскапывать? А нельзя ли посадить семена в не вскопанную землю?». Гуляя на участке, педагог обращает внимание детей, что на тропинке трава не растет. Пробует копнуть палочкой и убеждается, что на дорожках земля твердая, а рядом на обочине – рыхлая. Подводит детей к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит, и слабому растению трудно через нее пробиться.
Обсуждение итогов и формулирование выводов.
Специфика данного этапа заключается в том, что, дети пока мыслят образами, поэтому зачастую не могут выразить словами то, что, в общем, понимают неплохо. Например, знакомясь с магнитом, они быстро сообразят, как вытащить скрепку из стакана с водой, но наверняка будут испытывать затруднения при необходимости дать словесное описание соответствующих свойств магнита. Независимо от выбранной формы, педагог должен: побуждать детей к самостоятельным выводам. Лучше всего сделать так, чтобы дети в непринужденной форме поделились с педагогом радостью открытия или решили какую-то экспериментальную задачу. выслушать все высказывания детей, задавать дополнительные вопросы, которые могут дать направление мысли, постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и построения предложений. не торопиться формулировать выводы самостоятельно, если дети ошибаются. помочь осознать возникшее противоречие, если дети делают неправильные или недостаточно четкие выводы. Этому помогут дополнительные наблюдения, опыты или эвристические рассуждения. Важно, чтобы каждое ошибочное предположение о причинах наблюдаемых явлений природы было опровергнуто, чтобы дети были подведены к правильному пониманию сущности того или иного явления.
- Ознакомление детей дошкольного возраста с природой в игре. и
- Методика обучения различным играм природоведческого содержания.
Дидактические игры
В процессе ознакомления дошкольников с природой используются такие виды дидактических игр как предметные, словесные, настольно- печатные игры.
Предметные игры – это игры с использованием различных предметов
природы (листья, фрукты, овощи, семена и т.д.).
В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста в
процессе использования предметных игр решаются следующие задачи:
1. Учить находить предметы по сходству.
2. Находить предметы по слову-названию.
3. Выделять отдельные признаки растений.
4. Узнавать предметы с помощью одного органа чувств (на ощупь, на
вкус, по запаху) и называть их.
5. Группировать предметы по внешнему признаку (окраске, форме и
т.д.).
6. Находить целое по части.
7. Находить по описанию.
В работе с детьмистаршегодошкольного возраста в процессе использования предметных игр решаются следующие задачи:
1. Находить предметы с помощью одного анализатора (на ощупь, по
вкусу, по запаху).
2. Находить целое по части и часть по целому.
3. Описывать предметы и находить их по описанию.
Эта задача усложняется за счет того, что дети описывают предметы, воспринятые не
только зрительно, но и с помощью осязания.
4. Группировать предметы по месту их произрастания.
5. Группировать предметы по использованию их в жизни.
Задача усложняется тем, что признаки, лежащие в основе группировки, нельзя воспринимать чувственным путем.
6. Составлять целое из частей. Данная задача требует от детей знания внешнего вида и частей растений. Например, листья и плоды, наземные и подземные части растений.
7. Устанавливать последовательность стадий развития растений. Этот наиболее сложная задача. Чтобы ее выполнить дети должны узнавать изменяющиеся внешние признаки предметов растительного мира и научиться связывать их с определенными периодами развития растения.
Предметные игры природоведческого содержания делятся на: игры для
ознакомления детей с овощами и фруктами; игры по ознакомлению с комнатными растениями; игры по ознакомлению с деревьями и кустарниками.
Игры для ознакомления с овощами и фруктами детей младшего и среднего дошкольного возраста: «Найди, что покажу», «Найди, что назову», «Угадай, что в руке», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел»
Игры для детей старшего дошкольного возраста: «Вершки и корешки», «Загадай, мы отгадаем», «Угадай, что в мешочке», «Созрело - не созрело», «Съедобно - не съедобно», «Детки на ветке», «Что сначала, что потом», «Магазин «Семена», «Магазин «Овощи фрукты».
Игры для ознакомления комнатными растениями детей младшего и среднего дошкольного
возраста: «Что изменилось», «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Найди
растение по названию», «Чего не стало», «Опиши, я отгадаю», «Продайте то, что назову»
детей старшего дошкольного возраста: «Отгадай, что за растение», «Узнай растение», «Магазин «Цветы»
Игры по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками. младшего и среднего дошкольного возраста: «Найди листок, какой покажу», «Найди в букете такой же листок», «Найди листок», «Найди свой дом», «Все по домам», «Кто быстрее найдет березу (ель, дуб)», «Найди
листок как на дереве», «Найди дерево по описанию», «Беги в дом, какой назову»
Для детей старшего дошкольного возраста: «Угадай, какой наш дом», «Кто где живет», «К названному дереву беги», «Лесник», «Найди дерево по семенам»
Словесные игры– это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей и само слово. Проводятся они для закрепления знаний детей о признаках тех или иных предметов и явлений природы, классификации, систематизации и обобщения знаний о природе, развития внимания, сообразительности, быстроты реакции, связной речи
Словесные игры условно можно подразделить на 4 группы:
1группа. Словесные игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений природы. Например, игра «Отгадай-ка», в процессе которой педагог или ребенок описывает предмет или явление природы, все остальные отгадывают.
2 группа. Словесные игры, которые используются для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять предметы природы, делать правильные умозаключения. Например, игра «Так бывает или нет?», в процессе которой детям предлагается послушать ситуацию и ответить на
вопрос: так бывает или нет? - Яблоко не соленое…, - На дерево залез не бегемот…
Или игра «Закончи предложение», когда детям предлагается закончить предложение, начатое педагогом или другим ребенком: - Лимоны кислые, а клубника …, - Собака лает, а кошка…, - Трава зеленая, а небо…, - Птица летает, а змея…
3группа. Словесные игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы природы по различным признакам. Например, игра «Назови одним словом». Детям предлагается назвать одним словом: - Снегирь, ворона, синица, воробей – птицы; - Марс, Юпитер, Венера, Земля – планеты; - Береза, тополь, дуб, ель – деревья и т.д. Игра «Найди лишнее слово». Детям предлагается выслушать названия
четырех предметов и явлений природы, назвать лишнее и объяснить почему
оно лишнее: - Лето, осень, день, весна; - Роза, ветка, ромашка, колокольчик; -Береза, сирень, тополь, липа
4группа. Словесные игры, которые развивают внимание, сообразительность, быстроту мышления, выдержку. Например, игра «Повтори-ка!» проводится как по изучению растительного, так и животного мира. В процессе игры один из играющих называет какое-либо растение или животное. Например, «ромашка». Следующий игрок повторяет слово
«ромашка» и добавляет свое название - «роза». Третий называет два предыдущих и добавляет свое. Побеждает тот, кто без ошибки повторит больше названий. В игре «Летает – не летает» ведущий быстро и четко произносит слова, а дети должны имитировать полет или хлопать в ладоши, когда ведущий называет того кто летает. Например, синица, корова, стриж, столб, дорога, воробей, дом, дятел, машина, стрекоза, девочка, бабочка, газета, ласточка и
т.д.
Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, парные
картинки и т.д. В этих играх уточняются, систематизируются, классифицируются
представления детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Особенности настольно-печатных игр: Игры традиционно сопровождаются словом, которое либо претворяет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний.
Данные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются чаще в повседневной жизни. Для детей младшего дошкольного возраста выбираются игры, в
Которых картинки с изображениями овощей, фруктов, животных подбираются попарно или на общую карту. Для старших дошкольников выбираются игры, в которых дети
классифицируют предметы и делают обобщения. Домино с картинками различной тематики («Ягоды и фрукты», «Океан») Лото карты из 2–4 частей разной тематики карты из 6–8 частей разной тематики (растительный мир, орудия труда, животный мир и др.) карты из 8–12 частей разной тематики («Кто где живет?», «Соседи по планете», «Когда это бывает?» и др.)
Картинки разрезные: на 2 части разрезанные по прямой предметные картинки («овощи», «фрукты» и др.) для детей младшего дошкольного возраста. на 4–8 частей разрезанные по прямой предметные и сюжетные, различной тематики (средний и старший дошкольный возраст) на 4–6 частей по прямой, контурные на 8–16 частей, сюжетные, разделенные прямыми и изогнутыми линиями Парные картинки: предметные, разной тематики:
«Насекомые», «Домашние животные», «Животные леса» и др. на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки на сопоставление реалистических и условно-схематических
изображений
Методика обучения настольно-печатным играм
Каждой новой игре детей надо обучать. Обучение носит поэтапный характер.
Младший дошкольный возраст
1 этап. Педагог проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает
Одно правило и тут же эго реализует. При повторных проигрываниях и сообщает дополнительные правила.
2 этап. Педагог перестает быть активным участником игры – он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру.
3 этап. Дети играют самостоятельно. Педагог лишь наблюдает за
действиями детей.
Средний и старший дошкольный возраст.
1 этап - перед игрой педагог рассказывает содержание игры, предварительно вычленяя 1-2 важных правила. По ходу игры он еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые
действия, дает дополнительные правила.
2 этап – дети играют самостоятельно. Педагог наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты
3 этап – когда интерес к игре угасает, педагог дает новый вариант
игры.
Подвижные игры
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием движениям животных, Например, «Мыши и кот», «Волки и овцы», «Гуси-лебеди» «Цапли и лягушки»
подражанием движениям и звукам, издаваемым животными Например, «У медведя во бору»,
их образу жизни, поведению Например, «Наседка и цыплята», «Спящий пес»,
отражением явлений неживой природы Например, «Солнышко и дождик», «Мороз»
отражением существующих взаимосвязей в природе Например, в игре «Кошки-мышки» именно кот ловит мышей, «Цапли и лягушки» - цапли ловят лягушек, «Волк и овцы» - овцы убегают от волка. Сюжетные игры Николаева С.Н.,Комарова И.А. для активизации
игровой самостоятельной деятельности дошкольников
предлагали использовать сюжетные игры.
Игры с природными материалами являются самым доступным и
Естественным способом формирования конкретных представлений О природе. Педагог через игру с ребенком может ненавязчиво сообщить о свойствах и качествах природных материалов, обратить внимание на закономерности, существующие в природе, на то, как неживая природа влияет на строение и состояние объектов живой природы. Изучение неживой природы в процессе игр с ее объектами на полисенсорной основе помогает
ребенку ознакомиться с признаками, качествами и свойствами, которые невозможно объяснить с помощью слов и иллюстраций. Играя, например, с водой, дошкольники замечают, что вода плотнее воздуха, потому движения в ней требует больших усилий, чем по воздуху. В этом дети убеждаются, совершая одинаковые движения рукой в воздухе и в воде.
Организация игр с природными материалами проходит три этапа:
1. этап - игры, направленные на познание свойств;
2. этап - игры, направленные на изменение состояния природных
материалов;
3 этап - игры, направленные на использование природных материалов в
конкретной детской деятельности.
Игры с водой
Например, «Туча», «Ты неси, неси река», «Тише воды», «Буря в
стакане», «Ловись рыбка, большая и маленькая», «Тонет не тонет», «Была
вода, им нет воды», «Попробуй удержать»
Игры со снегом и льдом
Игры «Печатание на снегу», «Хождение по следам», «Рисуем следами»
Игры с песком
Например, игра «Дождик из песка», «Горы из песка», «Ветер дует на
песок», «Дождь идет», «Отпечатки», «Узоры на песке», «Угощения», «Секреты дождевого червячка», «Секреты подводного царства», «Всплывет –не всплывет»/
30.Экологическое образование и экологическое воспитание детей на современном этапе в зарубежных странах (на примере Германии, США, Японии).
В разных странах существуют свои специфические условия образования и воспитания, отражается в этом сложном процессе.
Широкое распространение в СШАполучила программа Мауры О' Коннор «Свет жизни», которая в 1993 г. усилиями российских экологов появилась в нашей стране. В США ее поддержало Национальное Одюбоновское Общество, которое уже более века занимается защитой дикой природы на Американском континенте.
«Свет жизни» — это подробно разработанная технология непрерывного образования в области окружающей среды, предназначенная для учителей и школьников от 6 до 18 лет. Комплекс занятий носит межпредметный характер: они расширяют представления, развивают умения детей, полученные на уроках природоведения, родного языка, математики, изобразительного искусства. Занятия вовлекают детей в изучение разнообразных явлений природы и взаимодействия человека с ней, особенно в условиях городской среды. Весь курс состоит из четырех частей: для детей 6-9, 10-12, 13-15, 16-18 лет.
В первой книге, рассчитанной на школьников начальных классов, представлены занятия, которые пробуждают интерес детей к явлениям окружающей среды в городе, вызывают радость общения j с окружающим миром, приближают к растениям и животным. Проблемы экологии, связанные с загрязнением и разрушением природных систем, намеренно не затрагиваются в этой части курса. Автор убежден, что детство — это радостная пора открытий в окружающем мире многообразия проявлений, их красоты и ритма.
Обсуждение серьезных экологических проблем включено автором в последнюю часть курса в расчете на то, что старшеклассники, обладающие развитым мышлением и сознанием, способны j понять сложные и противоречивые явления взаимодействия человека с природой. Автор считает, что у молодых людей на базе усвоенного в предыдущие годы материала возможно формирование экологической этики, руководствуясь которой они будут чувствовать ответственность за использование ресурсов Земли, найдут способы гармоничного взаимодействия с природой.
Германия
Специальная программа для дошкольных учреждений отсутствует, но детские сады сами включаются в общее движение: с детьми проводятся доступные их возрасту специальные занятия, акции, экологические игры, утренники «Жить без мусора», «Мы и окружающий мир». Для воспитателей организуются курсы повышения квалификации, выпускаются брошюры и буклеты на тему отходов
Экологическое образование в Японииохватывает начальную, среднюю и высшую школы. Образовательные программы составляют по методу "калейдоскопа". В них выделяют семь основных элементов. Среди них главными являются:
а) изучение природы;
б) исследование городов и сел;
в) формирование у человека отношения к природе, жизни, ценностей и морали на основе знаний, полученных после усвоения элементов "а" и "б".
Ответы к экзамену по экологии
Экология как наука. Экологические факторы.
Экология – это область биологии, изучающая взаимодействие организмов между собой и с окружающей средой. Эрнст Геккель. Именно он ввёл термин «экология» в 1866 году. Экологические факторы – компоненты внешней среды, воздействующие на организмы. 1) абиотические (факторы неживой природы: свет, температура, влажность и др.); 2) биотические (ф<