Последствия данного взаимодействия
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
ст. преп. Саввина Людмила Яковлевна
учебники
ü Гринчук М.М. «Экологическое право»
ü Боголюбов С.А. «Экологическое право»
ü Крассов О.И. «Экологическое право»
законы
ü ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
ü закон РФ "О недрах" (в ред. от 3 марта 1995 г.)
(с изменениями от 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, 8 августа 2001 г., 29 мая 2002 г.)
ü ФЗ от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире"
ü ФЗ от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных
территориях" (с изменениями от 30 декабря 2001 г.)
ü ФЗ от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"
(с изменениями от 15 апреля 1998 г.)
ü ФЗ от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"
ü Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ
(с изменениями от 30 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г.)
ü Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ
(с изменениями от 30 декабря 2001 г.)
Тема: Предмет, система, становление и основные этапы развития экологического права
1. Природная среда (природа) как объект использования и охраны. Направления взаимодействия общества и природы.
Общество и природа тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Каково место человека и общества по отношению к природе? Существует две точки зрения:
1) Человек – это часть природы, высшая ступень развития живых организмов на Земле и одновременно субъект общественной исторической деятельности и культуры.
Как уникальный биологический вид человек появился, по разным оценкам,
4 млн. – 40 тыс. лет назад.
Постепенно человеческое общество стало изменять окружающую среду в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Человеческое общество – это высшая форма движения материи, а природа – это материя, которая окружает общество.
2) Человеческое общество находится рядом с природной средой, но как две системы они тесно взаимодействуют. Это взаимодействие проявляется.
человеческое общество природная среда
взаимодействие
Концептуальные предпосылки появления экологического права
Экологическое право – это молодая отрасль (существует 50 – 60 лет), поэтому в ней много неустоявшихся точек зрения.
В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В данной норме выражено, что земля и другие природные ресурсы – это основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Без природной среды и ресурсов общество существовать не может.
С правовой точки зрения:
1) гарантируется естественное право каждого человека на доступ к природным ресурсам
2) земля и другие природные ресурсы – это основа конституционного строя, ключевое положение для развития экологического права.
У каждой отрасли права есть атрибуты, одним из которых является предмет.
Для определения сферы правового регулирования экологических отношений важно понимание основных категорий, основных понятий, сформулированных в ст.1 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г.
В целом данные понятия имеют научный характер, касаются в основном физических характеристик объекта, часто в них отсутствуют юридические признаки.
Природная среда (природа) – это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.
Окружающая среда – это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Компоненты природной среды – это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Жизнь в данном определении понимается в широком смысле (имеется в виду жизнь не только человека, но и любые другие формы).
Природный объект – существует 3 разновидности:
1) естественная экологическая система
2) природный ландшафт
3) составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Сравним последние 2 определения. Экологическая система и природный ландшафт состоят из компонентов => компоненты – это природные объекты (которые не должны быть изменены человеческой деятельностью).
Природно-антропогенный объект – существует 2 вида:
1) природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности
2) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
Рекреационное значение – объекты, которые создаются для отдыха; защитное значение – объекты, которые создаются для обеспечения благоприятной экологической обстановки.
Антропогенный объект – это объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.
Понятие «природные свойства» в законе не определено.
Прежний закон – закон РСФСР от 19 декабря 1991 года назывался "Об охране окружающей природной среды" => предметом были отношения по поводу природы и её составных частей. Этот закон не содержал определения понятий и т.д.
Ныне действует ФЗ РФ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г.
Означает ли, что в связи с увеличением охраняемого с точки зрения нового закона объекта расширились границы общественных отношений, которые им регулируются (т.е. предмет)?
Специфика предмета определяется спецификой объекта.
См. ст.4 ФЗ "Об охране окружающей среды"
Найти антропогенные объекты и ответить на вопрос.
В настоящее время нет единства во мнениях, что является предметом экологического права.
Направления взаимодействия общества и природы
1.Природная среда – это естественная среда обитания человека и других живых организмов, создающая необходимый для их существования биологический режим.
2. Воздействие общества на природу в экономических целях (производство материальных благ), т.е. использование природных ресурсов в качестве условия, средства и места деятельности.
Положительные
Удовлетворение материальных потребностей человека (человеком достигается цель извлечь из окружающей среды природные ресурсы либо их свойства и обратить их в свою пользу)
Отрицательные (негативные)
Загрязнение природной среды
Загрязнение окружающей среды – это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Загрязнение природной среды происходит на всех этапах производства материальных благ.
2) истощение природных ресурсов – безвозвратная утрата
3) деградация природной среды, в результате которой появляются участки, на которых жизнь человека становится невозможной.
Классификация природных ресурсов
Классификация относительна.
Классификация природных ресурсов проводится в зависимости от степени их истощимости и способности к восстановлению:
Истощимые и невозобновимые
Это ресурсы полезных ископаемых, минеральное сырьё и почва.
3. Воздействие природной среды, изменённой и преобразованной под влиянием хозяйственной и иной деятельности на жизнь, здоровье, трудоспособность человека, на экономические и иные общественные отношения.
Соответственно данным направлениям выделяются виды экологически значимой деятельности человека:
1) использование природных ресурсов
2) охрана природы и иных объектов окружающей среды
3) обеспечение экологической безопасности общества.
Первые 2 вида не являются новыми.
Третий вид является новым видом деятельности. В центре находится человек (жизнь, здоровье, жизнедеятельность) как объект охраны окружающей среды.
2. Концепция устойчивого развития
как научная основа правового регулирования экологических отношений
Предпосылки возникновения данной концепции:
1) необходимость разрешения проблем экологического кризиса
2) достижения такой отрасли науки как социальная экология.
Кризис – это резкий, крутой перелом в чём-либо.
Экологический – от слова «экология».
Экология – это наука о доме, о жилище («эко» – дом, «логос» – учение).
Экология – это наука о взаимодействии живых организмов со средой обитания и между собой.
Социальная экология – это наука о взаимодействии человека, общества и природы.
Чтобы определить понятие экологического кризиса, нужно доказать наличие резких изменений природной среды в результате взаимодействия с мировым сообществом:
Показатели природной среды во взаимодействии с мировым сообществом | начало XX века | конец XX века | ||
Количество населения (млрд. человек) | (точнее: 900 млн.) | К 2015 году ожидается – 7,8 | ||
Потребление человеческим обществом чистой первичной биологической продукции (%) | Биологическая продукция (биота) – это совокупность всех живых организмов | |||
Площадь территории суши, нарушенная хозяйственной деятельностью человека без учёта Антарктиды (%) | К 2015 году ожидается – 80 | Это техногенные пустыни и пр. Человек заменил естественные экологические системы на антропогенные. Причина – увеличение народонаселения. | ||
Сокращение числа видов живых организмов за XX век (%) | --- | - 20 | Факторы, которые являются главными для жизнедеятельности живых организмов: 1) территория 2) пища. Причина – увеличение народонаселения. В результате деятельности человека ускорился процесс видообразования. | |
Потребление пресной воды ежегодно (км3) | ||||
Площадь территории, покрытой лесом (млн. км2) | 57,5 | Процесс «сведения» лесов ускорился. |
Экологический кризис – это быстрые (т.е. за период жизни одного поколения людей) и существенные изменения характеристик природной среды, ставящие под угрозу существование человека как биологического вида.
В настоящее время основную нагрузку на природную среду оказывают (являются главными возмутителями экологического равновесия): Китай, Индия, США с прилегающими территориями Мексики и Канады, европейские государства, европейская часть России до Урала включительно, Япония, Южная Корея и иные государства Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия) – т.е. это государство с высокими технологиями или с большим народонаселением.
Причины экологического кризиса:
1) рост народонаселения
2) экономический рост
3) рост потребления природных ресурсов.
Пути выхода из экологического кризиса (решения проблем) предлагаются на основе различных концепций, которые по своей сути сводятся к двум основным:
1) так называемая «ресурсная концепция»
2) биосферная концепция (концепция биотической регуляции).
Данные концепции различаются подходами в понимании роли природных ресурсов в процессах, происходящих в биосфере и в обществе.
Ресурсная концепция
Согласно первой концепции: биосфера – это источник природных ресурсов, роль которых заключается в обеспечении материальных потребностей людей.
Представители данной концепции осуществляют математическое моделирование на основе соотношения количества имеющихся природных ресурсов и количества людей, которые могут быть этими ресурсами обеспечены. По достижении максимального предела численности людей произойдёт экологическая катастрофа.
Максимальный предел численности: раньше назывался показатель 10 – 15 млрд. человек, сейчас – 7, 5 млрд. человек.
К 2015 году ожидается, что народонаселение составит 7,8 млрд. человек.
Предлагаются следующие пути выхода из экологического кризиса:
1) жёсткое ограничение роста населения и потребления природных ресурсов
ü легальные способы (например, в Китае – лишение социальных гарантий всех, кто
не является единственным ребёнком в семье)
ü нелегальные способы: локальные войны, организация экономического кризиса в
отдельно взятом регионе (государстве), новые болезни, моделирование катастроф.
2) внедрение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий. Это миф.
(Ресурсосберегающие технологии – т.е. на единицу товара используется меньше ресурсов; энергосберегающие – на единицу товара используется меньше энергии).
Биосферная концепция
(концепция биотической регуляции)
Согласно этой концепции биосфера– это глобальная экологическая система с присущими ей свойствами локальных экосистема.
Локальные экосистемы – это, например, система леса, система водных ресурсов и т.д. Свойства локальных экосистем:
1) устойчивость
2) саморегулирование за счёт активной части (т.е. совокупности всех живых организмов растительного и животного происхождения). Экологи доказали, что активная часть преобразует среду обитания (эволюционное развитие).
Т.е. биосфера самостоятельно восстановит нарушенное экологическое равновесие.
При этом человечество должно соблюдать ряд условий:
1) установление запрета на освоение территорий, на которых сохранились естественные экологические системы
Это условие реально выполнимо для РФ.
В РФ таких территорий 60 – 70%, в Европе таких территорий осталось только 1%, во Франции закон об этом принят ещё в 1998 г.
2) воспроизводство, восстановление исчерпаемых, но возобновимых природных ресурсов (ресурсы животного и растительного мира), а также их рациональное использование (в т.ч. пресных водных источников)
Это условие реально выполнимо для РФ.
3) ограничение в использовании исчерпаемых невозобновимых ресурсов (минеральных ресурсов, полезных ископаемых)
В США это имеет место с 70-х гг. Для РФ это условие невыполнимо, т.к. начиная с 2003 г. и далее РФ обязана выплачивать долги по кредитам, взятым в 90-х гг.
Т.о. проблема экологического кризиса и пути её решения – это и есть достижения такой отрасли науки как социальная экология. Кроме того, представители социальной экологии:
1) познают и формулируют экологические законы, которые учитываются в регулировании экологических отношений
2) разрабатывают систему экологических понятий, которые также применяются в праве (ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»)
3) дают рекомендации по совершенствованию процесса управления обменом веществ между обществом и природой (такие рекомендации лежат в основе экологического нормирования, экологических нормативов).
Концепция устойчивого развития основана на «биосферном» направлении в преодолении экологических проблем. Её признание связано с деятельностью ООН. Например, в связи с созданием в 1984 г. Международной комиссии по окружающей среде и развитию – на неё возлагались задачи по выработке предложений долгосрочных стратегий в области охраны окружающей среды, которые бы позволили дальнейшее устойчивое развитие мирового сообщества ещё до 2000 года на дальнейшую перспективу (на последующее время).
Основной задачей устойчивого развития является удовлетворение потребностей настоящего поколения людей, но без угрозы способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
В понятие устойчивого развития включается 2 основных понятия:
1) понятие потребностей
2) понятие ограничений
И то и другое обусловлены состоянием и уровнем существующих технологий (с/х, энергетических, промышленных, транспортных и т.д.) и организацией общества с учётом состояния природной среды.
Для успешного развития требуется государственная политика, которая учитывает экологические проблемы.
В российском законодательстве данная концепция находит своё выражение в следующих нормативных актах:
1) закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды»
2) конституция РФ 1993 г.
3) указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»
4) указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию»
5) ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 г. и иные природноресурсные законы 90-х гг. (Водный кодекс, Лесной кодекс и т.д.)
6) Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы (2002 – 2010 гг.)», утверждена постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г.
7) «Экологическая доктрина РФ», одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г.
Ряд перечисленных документов являются программными (указы президента, федеральная целевая программа, доктрина) – в них определены цели, задачи, мероприятия; другие документы являются нормативными (законы, конституция) – в них представлен механизм.
Многие учёные-юристы полагают, что название концепции недостаточно точное, они предлагают название «Экологически обоснованное устойчивое экономическое и социальное развитие» (Бринчук).
Экологическая функция
Этапы развития ЭП.
Объекты
Объект – это то, по поводу чего складывается общественное отношение
Основные категории:
ü компоненты природной среды в целом либо их части (участки)
Например: земельный участок, водный объект в целом либо его часть, животный мир, атмосфера
ü фонды компонентов природной среды
ü экологические работы и услуги – это спорно.
Субъекты
Субъект – это лицо, которое наделено правами и обязанностями и может быть участником экологического правоотношения.
Категории субъектов:
ü гражданин (граждане) – это любое физическое лицо независимо от его принадлежности
к гражданству либо отсутствию таковой
ü юридическое лицо (правовое положение которого устанавливается гражданским
законодательством, если иное не установлено экологическим законодательством)
ü РФ
ü субъекты РФ в лице уполномоченных органов
ü муниципальные образования в отношении собственности на природные ресурсы
ü органы гос. исполнительной власти РФ
ü органы гос. исполнительной власти субъектов РФ в отношениях управления
ü органы местного самоуправления в экологической сфере.
Классификация экологических правоотношений
Значение классификации:
1) для определения сферы правового регулирования и нормативно-правовой базы, применяемой к конкретным правоотношениям
2) для определения содержания.
Критерии классификации:
1) классификация по объекту
2) по субъекту
3) по содержанию:
1. правоотношения собственности на природные ресурсы
2. отношения природопользования и охраны природы в процессе использования
3. отношения по охране природы
4. отношения управления использованием и охраной окружающей среды
5. правоотношения ответственности за экологические нарушения
4) классификация по характеру правовых норм, на основе которых возникает правоотношение:
1. материальные правоотношения
2. процедурно-процессуальные
5) классификация по функциям и др.
Источники ЭП
письменные источники
устные источники
По субъекту и порядку принятия (учитывается также и срок их действия):
источники ЭП в письменной форме
нормативно-правовые акты
нормативно-правовые договоры
Нормативно-правовые акты
1) по степени юридической силы:
ü законы
ü подзаконные акты
2) по уровню принятия и территории действия:
ü федеральные
ü субъектов федерации
ü местного самоуправления (в случаях, установленных федеральными законами и
законами субъектов РФ)
3) по содержанию:
ü «чисто экологические» (регулируют исключительно экологические отношения)
ü экологизированные.
С учётом указанных критериев даётся следующая классификация нормативных актов как источников ЭП:
1) Конституция РФ
2) ФКЗ (например: ФКЗ «О чрезвычайном положении», ФКЗ «О правительстве»)
3) ФЗ (например: ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс) и чрезвычайные указы Президента РФ (например, «О федеральных природных ресурсах» декабрь 1993 г.)
4) обычные указы Президента РФ (принимаемые в соответствие со ст.90 Конституции)
5) постановления и нормативные распоряжения Правительства РФ
6) ведомственные нормативно-правовые акты (иных федеральных органов исполнительной власти кроме Правительства)
7) законы субъектов РФ (по мнению Саввиной они должны следовать за ФЗ)
8) иные нормативно-правовые акты субъектов РФ (органов исполнительной власти субъектов РФ. Например, постановления и распоряжения Правительства Свердловской области)
9) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (в случаях, установленных ФЗ или законами субъектов РФ)
10) локальные нормативные акты (это точка зрения трудового права. Например, Положение об экологической службе промышленного предприятия).
Международные
На сегодняшний день РФ участвует в 200 двусторонних и более 1000 многосторонних договорах. РФ участвует в тех договорах, которые были заключены СССР, по которым РФ является правопреемницей и из которых не вышла. Например:
- Договор об Антарктиде 1959 г.
- Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.
- Конвенция о биоразнообразии 1992 г. (ратифицирована в 1994 г.)
- Конвенция об изменениях климата 1992 г. (ратифицирована в 1994 г.)
Законодательство
С октября 1917 по 1991 гг.
(этап советского законодательства о природных ресурсах и об охране природы)
На данном этапе выделяются подэтапы:
1) с октября 1917 до 60 – 70-х гг.
В 60-70-х гг. произошла вторая кодификация советского законодательства.
Экологические отношения регулировались в рамках земельного законодательства и права. Однако были и отдельные источники в области ЭП:
- Лесной кодекс РСФСР 1923 г.
- Горный устав 1922 г.
В 1960 году принят закон СССР «Об охране природы» - это первый кодифицированный документ, в котором предметом регулирования (объектом охраны) была природа в целом. Этот закон декларировал охрану природы, но не содержал механизма реализации, т.е. носил отсылочный и бланкетный характер.
2) с 60 – 70-х гг. до 1991 г.
Совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 7 января 1988 года «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». В нём предусматриваются меры экономического регулирования охраны природы (стимулирование природопользователей, планирование и финансирование мероприятий по охране природы).
Помимо данного документа в этот же период проводится вторая кодификация советского законодательства. Принимаются:
- «Основы законодательства о недрах» 1975 г.
- «Основы земельного законодательства» 1968 г.
- «Основы водного законодательства» 1970 г.
- «Основы лесного законодательства» 1977 г.
В 1980–82 гг. принимаются закон «Об охране атмосферного воздуха» и закон
«О животном мире». Эти акты закрепили выделение ресурсных отраслей.
Водные объекты
В Водном кодексе – раздел 2 глава 4.
Объектом права собственности на воды является водный объект в целом.
Понятие водного объекта – см. Водный кодекс.
Водный объект – это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа
либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима;
Понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, т.к. сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена.
В соответствии со ст.33 Водного кодекса субъектами права собственности на водные объекты являются, по общему правилу, РФ и субъекты РФ. Однако сделана оговорка: водный объект не может одновременно находиться в собственности нескольких субъектов права государственной собственности. Право собственности надо разграничивать по объекту.
В соответствии со ст.34 Водного кодекса в РФ устанавливается государственная собственность на водные объекты, а муниципальная и частная – допускаются только на обособленные водные объекты (замкнутые водоёмы), т.е. небольшие по площади и не проточные искусственные водоёмы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
В этом определении много недостатков:
1) смешиваются юридические и физические признаки (например: обособленность – это юридический признак, замкнутость – это физический признак)
2) определение содержит оценочное понятие «небольшие по площади»: водное законодательство даёт отсылку к земельному законодательству, в земельном законодательстве не установлено, какой размер нужно считать небольшим. Согласно закону Ханты-мансийской области «О земле» 1998 года небольшим размером земельного участка признаётся один гектар, в Свердловской области – не установлено.
3) указано, что искусственный водоём не должен иметь гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами => получается, что связь с подземными водными объектами может быть (это неправильно).
Неопределённость, нечёткость признаков в определении приводит к тому, что право частной и муниципальной собственности возникнуть не может (в виду необходимости указания на возможность его возникновения в федеральном законодательстве, необходимости государственной регистрации этого права).
В ст.36 Водного кодекса определён перечень водных объектов, которые находятся в федеральной собственности:
ü поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на
территории 2-х или более субъектов РФ (например, река с притоками. Если река расположена на территории одного субъекта РФ, а её притоки – на территории другого субъекта РФ, даже если притоки не имеют самостоятельного названия.)
ü необходимые для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем и
иных федеральных нужд (т.е. перечень не является исчерпывающим)
ü территориальное море РФ и внутренние морские воды
ü трансграничные (пограничные) водные объекты
ü водные объекты, расположенные на охраняемых природных территориях федерального
значения
ü иные водные объекты федерального значения.
Порядок признания федеральной собственности: по решению федерального органа государственной власти, согласованному с соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.
В 1996 году в Постановлении Правительства РФ «Внутренние водные пути России до 2000 года» в Приложении содержится перечень конкретных водных объектов, находящихся в федеральной собственности.
В собственности РФ могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не отнесённые к федеральной собственности. Данные водные объекты признаются собственностью субъектов РФ органами исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с соответствующими федеральными органами.
Т.е. признаки: 1) территориальный признак, 2) значимость объекта.
Леса
Лесам посвящён раздел 2 Лесного кодекса.
В соответствии со ст.19 Лесного кодекса лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
В соответствии с ФЗ, которого пока нет, допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.
Формы собственности на леса, расположенные на землях городов, устанавливаются ФЗ, которого нет.
Вывод: все леса являются федеральной собственностью.
Животный мир
Ст.4 ФЗ «О животном мире»
Животный мир – это совокупность всех видов живых организмов.
В соответствии с данной статьёй животный мир является государственной собственностью. Разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов федерации осуществляется в порядке, устанавливаемом ФЗ, которого пока нет. Ст.4 ФЗ «О животном мире» устанавливает лишь принципы разграничения. К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира:
ü редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесённые в Красную книгу РФ
ü естественно мигрирующие по территориям 2-х и более субъектов РФ
ü естественно мигрирующие по территории РФ и территориям других государств
ü иные.
К собственности субъектов РФ могут быть отнесены только те объекты животного мира, которые не являются федеральной собственностью.
Атмосферный воздух
Не является объектом собственности.
Не путать с воздушным пространством!
3. Содержание права собственности
v Содержание права собственности как правового института составляют правовые
нормы
v содержание права собственности как правоотношения составляют права и
обязанности (у собственника есть субъективное право собственности и обязанность содержать объект, находящийся в его собственности, в надлежащем состоянии).
Содержание права собственности как субъективного права – это совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению.
Правовые формы реализации правомочий собственника (осуществление прав) – это то конкретное поведение собственника (действия и бездействие), которое направлено на осуществление (реализацию) соответствующих правомочий.
Формы реализации: | |
Правомочие владения – это юридически обеспеченная возможность обладания объектом собственности (в данном случае – ресурсом) и удержания его у себя. Следует учитывать, что природные ресурсы являются неотъемлемой частью природной среды. В отношении некоторых объектов (например: водные объекты, недра) правомочие владения неприменимо в полной мере. | 1) через юридическое оформление права собственности, которое показывает, кто является обладателем соответствующего ресурса 2) в отношении частного собственника – реализация может осуществляться путём фактических действий (нахождение в пределах объекта собственности; установление границ, если это возможно). |
Правомочие пользования – это юридически обеспеченная возможность извлечения полезных свойств природного ресурса и получения дохода, выгоды. | 1) непосредственное использование в процессе хозяйственной эксплуатации Реализация правомочий возможна только физическими лицами, юридические лица реализуют их через действия физических лиц. 2) получение рентных платежей (ренты) Когда собственник сам не исполняет данное правомочие, а передаёт его другому лицу, то он имеет право на встречное предоставление в виде выплаты рентных платежей. |
Правомочие распоряжения – это юридически обеспеченная возможность определения правовой судьбы объекта. | 1) сделки 2) управление (это деятельность, которая имеет организационный характер, и направлена на создание условий для нормального функционирования). |
Тема: Право природопользования и
правовые формы использования природных ресурсов
1. Понятие, общая характеристика, принципы права природопользования. Объекты, субъекты, виды и содержание права природопользования.
Использование природных ресурсов – это деятельность физических и юридических лиц, связанная с непосредственным извлечением полезных свойств природных ресурсов в процессе хозяйствования и иного физического воздействия на компоненты природной среды в целях удовлетворения личных, материальных и иных потребностей человека (в том числе – получения дохода, прибыли).
Примерно таким же образом использование природных ресурсов понимается и в ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды»:
использование природных ресурсов – это эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот (в том числе – все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности).
Природные ресурсы – это элементы природы, имеющие потребительскую ценность.
Потребительская ценность – это полезные свойства, изымаемые в пользу общества.
Использование природных ресурсов – это деятельность 1) способствующая удовлетворению потребностей людей, и одновременно 2) оказывающая определённое негативное воздействие на состояние природной среды.
Формы проявления негативного воздействия при использовании природных ресурсов:
ü истощение природных ресурсов
ü загрязнение природной среды (в том числе – образование отходов)
ü уничтожение природных объектов
ü порча природных ресурсов
ü изменение климата
ü генные изменения (изменение генома животных и даже человека) и др.
Рациональное использование природных ресурсов – это разумное использование, рассчитанное на длительное время для достижения максимального экономического эффекта с наименьшими затратами в сочетании с мероприятиями по сохранению определённого количества и качества ресурса и нанесение наименьшего ущерба природной среде.
Соотношение рационального использования с понятием охраны окружающей среды (есть несколько точек зрения):
Рациональное природопользование подразумевает (включает в себя) деятельность, а => и отношения по сохранению природной среды, а именно – нанесение природной среде наименьшего ущерба в процессе использования природных ресурсов. Охрану природы не следует выделять как самостоятельный вид деятельности и общественных отношений. | Цель использования природных ресурсов – это изъятие их либо их полезных свойств для удовлетворения потребностей общества, а цель охраны – предупредить негативные последствия такового изъятия и ликвидировать последствия, если они наступят. Поэтому когда речь идёт о предупреждении, то оно возможно именно до или в процессе природопользования, если природопользование является неизбежным. В случаях, когда природопользование не предполагается либо запрещено – охрана природы осуществляется исключительно в целях поддержания экологического равновесия. Поэтому рациональное использование природных ресурсов рассма |