Общая характеристика внеурочной работы по природоведению. Работа в уголке живой природы, в краеведческом уголке. Домашняя работа.
Внеурочная деятельность – процесс взаимодействия педагогов и обучающихся в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочной, и направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы определенного уровня общего образования.
Внеурочная деятельность имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов.
Принципы организации внеурочной деятельности:
· соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
· опора на традиции и положительный опыт организации деятельности в рамках воспитательной системы школы;
· опора на ценности воспитательной системы школы;
· свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Способы организации внеурочной деятельности:
1. Реализация образовательных программ внеурочной деятельности, разработанных педагогами школы в режиме концентрированного обучения – погружений в коллективные творческие дела, которые могут иметь разные формы организации: экскурсии, викторины, театрализованные представления и др.;
2. Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям, заявленным в учебном плане);
3. Использование ресурсов учреждений дополнительного образования (ЦДОД, городские библиотеки, спортивные учреждения).
Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение, художественное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность), техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, туристско-краеведческая деятельность.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:
1. Спортивно-оздоровительное;
2. Духовно-нравственное;
3. Социальное;
4. Общекультурное.
5. Общеинтеллектуальное
Уголки живой природы служат:
· наглядным и разносторонним собранием животных и растений. Они дают возможность учащимся взаимодействовать с миром природы, повысить уровень образования, культуры, расширить кругозор;
· звеном воспитательного характера в части развития у детей чувств глубокого уважения к живой природе, гуманного отношения ко всем представителям флоры и фауны, бережного отношения к ним, что является необходимым при формировании высокой нравственности;
· базой для развития творческих способностей детей, приобщению талантливых и способных ребят к научно – исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ;
· объектом для выполнения трудовых процессов и приемов: уборка помещения, обслуживание животных, приготовление для них кормов, изготовление садков, зарядка аквариумов и т. д.
Требования к размещению и содержанию уголка природы.
Уголок природы служит не только объектом для изучения растений, животных, но и служит украшением развивающей среды. Его следует размещать на уровне учащихся, в хорошо освещенном месте, так, чтобы все объекты хорошо просматривались, были доступны для ухода.
Уголок природы должен содержаться в чистоте - растения регулярно поливаются, почва рыхлится, один раз в неделю листья протирают. Инструмент для обработки должен находиться в специально отведенном месте, в чистоте. Вещества для подкормки растений, хранить в недоступном для детей месте.
Таким образом, размещая обитателей в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности.
Требования к уголку живой природы:
1. Организация уголка живой природы:
-качественный и количественный состав зоологической и ботанической коллекции (систематический список животных и растений, представленных в уголке живой природы);
-условия содержания животных (экспозиционные, виварного типа и другие);
-материально-техническое обеспечение и размещение коллекций (план помещений с указанием площадей, в том числе специализированных: кормокухня, клетки, вольеры, шеды, аквариальные и т.д.);
-соблюдение санитарных правил по устройству, оборудованию и содержанию животных;
-культура оформления живого уголка (чистота, наличие этикеток, декоративно-эстетическое оформление, рациональность, практичность, творческий подход);
-дизайнерское решение уголка живой природы (эскизы, макеты, фотоматериалы)
2. Наличие обязательной документации по функционированию:
-паспорт уголка живой природы;
-инструкции, используемые в практической работе образовательного учреждения по содержанию животных в уголке живой природы, по уходу за ними, по технике безопасности, по личной гигиене обучающихся и педагогов.
-документы, содержащие санитарно-ветеринарные требования и нормы, регламентирующие содержание животных в уголке живой природы, в том числе разработанные в регионе;
Примечание. Требования к отбору обитателей уголка природы:
1.Животных подбирают безвредных, неприхотливых, обязательно прошедших осмотр ветеринара с выдачей заключения. Условия их содержания должны быть просты, а уход за ними несложным, доступным детям.
2.Сезонных животных необходимо подбирать типичных для определенного класса, характерных для данной местности и интересных для наблюдения.
3.Нельзя содержать в уголке природы одновременно большое количество животных требующих разного ухода.
4.Размещать обитателей следует с учетом их биологических особенностей и потребностей.
5.Пополнять уголок природы нужно постепенно. По мере того, как дети привыкнут к обитателям и научатся ухаживать за ними.
6.После наблюдения животные должны быть отпущены на свободу, за исключением тех. Которые живут постоянно в уголке природы.
7.Растения должны быть неприхотливыми к уходу за ними, безопасными для жизни и здоровья детей.
8.Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать внимание детей.
Требования к размещению комнатных растений:
Учитывая психологические особенности детей, согласно программе, объем знаний, умений и навыков по уходу и содержанию объектов уголка природы в каждой возрастной группе существенно изменяется. Комнатные растения уголка природы являются его постоянными обитателями. Для того чтобы растения украшали помещение, важно знать и учитывать факторы, влияющие на их рост и развитие. При размещении комнатных растений нужно учитывать их биологические особенности, сформированные под воздействием природно-климатических условий.
1.Тропические растения – Лианы, Эпифиты, экзотические орхидеи нуждаются в обилии света, но не любят прямых солнечных лучей, им требуется высокая влажность, но не желательны резкие перепады температур воздуха. Они не имеют периода покоя, и их рост продолжается непрерывно.
2.Субтропические растения – Аспидистра, Сенполия и др. нуждаются в регулярном поливе, привычны к перепадам температур воздуха, имеют период покоя.
3.Растения пустыни – Кактусы, суккуленты потребляют очень мало воды, предпочитают яркое солнце и жару, легко переносят перепады температур воздуха, имеют период покоя.
Размещая комнатные растения необходимо помнить, что их благополучие зависит от света, тепла, влажности воздуха и полива.
Домашняя работа учащихся – это учебная работа, выполняемая вне класса (дома). Основная цель домашнего задания - закрепить новый материл, углубить и расширить знания детей.
Для изучения окружающего мира важны следующие функции домашнего задания:
- закрепление природоведческих, обществоведческих, исторических знаний, полученных на уроке;
- расширение, углубление учебного материала, поиск дополнительного;
- формирование умений самостоятельной работы, в том числе и исследовательской, наблюдений;
- изготовление, сбор и подготовка учебных пособий (гербарий, коллекции);
Для уроков окружающего мира можно определить следующие виды домашних заданий:
1. Задания на закрепление полученных на уроках знаний, главным образом путем чтения текста учебника.
2. Задания на формирование новых знаний путем наблюдений в природе, выполнения опыта, чтения не пройденного на уроке текста, других источников.
3. Задания на формирование умений:
а) пользования измерительными приборами,
б) выполнения природоохранительных работ,
в) выполнения гигиенических правил.
4. Задания на подготовку к восприятию нового материала на следующем уроке.
5. Творческие задания.
Как и к процессу оценивания, к домашнему заданию по окружающему миру предъявляются особые требования:
1. необходимо обязательно озвучивать требования к выполнению задания; объяснять критерии оценивания задания
2. четко инструктировать детей по его выполнению
3. задавать посильные домашние задания (адекватного объема)
4. индивидуализировать и дифференцировать домашние задания
5. чаще давать интересные домашние задания практического и исследовательского характера
6. обязательно систематически осуществлять проверку и взаимопроверку домашней работы школьников
7. к выполнению некоторых заданий привлекать родителей, сотрудничать с ними в этом вопросе