Эколого-просветителъское направление.
Значительная часть ущерба, которая наносится природе, относится к низкой экологической культуре и слабой осведомленности. В наше время люди, принимающие ответственные технические решения и не владеющие при этом хотя бы основами естественных наук, становятся социально опасными для общества. Для сохранения природы необходимо, чтобы каждый человек, соприкасающийся с промышленным или сельскохозяйственным производством, с бытовыми химическими веществами, был не только экологически грамотен, но и сознавал свою ответственность за действия, которые приносят ей явный вред.
Источники просвещения населения об экологической обстановке в различных регионах страны являются:
· средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение. Они несут огромную ответственность за отражение не только конфликтов с природой, но и сложности их решения. Именно они должны показывать пути выхода из критических ситуаций, отражать необходимость в сохранении природной среды.
· Свое место в работе просвещения населения имеет книгоиздательское дело. Нужно увеличивать книгопечатание по специализированной литературе, которой со временем становится все меньше и меньше.
· Эколого-просветительская деятельность ведется в учреждениях культуры и государственных организациях и её необходимо продолжать. Проводить в библиотеках, организовывать музеи краеведения, проводить читательских конференции и т.д. Информативность всех категорий людей призвана, в конечном счете, обеспечить формирование гуманного отношения к природе.
Международно-правовая охрана.
Плачевное состояние окружающей среды привело к объединению усилий стран мира в решении глобальных экологических проблем и обеспечении глобальной экологической безопасности. Создаются различного уровня организации, комиссии, комитеты, международные соглашения, глобальные системы и службы наблюдений, исследовательские программы, проекты.
Существует много организаций, поддерживающих и выполняющих программы природоохраны. К ним относится система Организации Объединенных Наций (ООН), которая располагает уникальными возможностями для реализации действий по решению глобальных экологических проблем и оказания содействия правительствам. Различные структуры ООН активно способствуют созданию более эффективных структур экономического и социального развития для достижения целей устойчивого развития в глобальном масштабе (имеется в виду деятельность человека не во вред природе). К организациям ООН относятся: Комиссия (комитет) по окружающей среде ООН – ЮНЕП, организация ООН по вопросам образования, науки, культуры –ЮНЕСКО, Европейская экономическая комиссия ООН. Важную роль в решении экологических проблем играют: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Всемирный фонд дикой природы (ВВФ), Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Международный совет научных союзов (МСНС) и его Научный комитет по проблемам окружающей среды (СКОПЕ МСНС), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). А также существуют службы наблюдения за климатом, океанами, изменениями химии атмосферы и др.
С целью решения глобальных экологических проблем принято множество конвенции и подписаны протоколы к ним.
Проблема сохранения мира
Важнейшая из глобальных проблем, раньше других заставившая человечество сначала почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, – это угроза термоядерного пожара. Призрак « судного дня», глобального уничтожения всех и вся, еще продолжает бродить по земному шару. Любая современная крупномасштабная война с применением оружия массового поражения способна привести к уничтожению целых стран и даже континентов, необратимой мировой экологической катастрофе, а на территории промышленно развитых стран к таким последствиям может привести даже война с применением обычного оружия.
Причины возникновения проблемы:
· появление в конце 20-го века оружия массового поражения и его распространение по планете;
· огромные накопленные мировые запасы современного оружия, способные многократно уничтожить все население планеты;
· постоянный рост военных расходов;
· постоянный рост масштабов торговли оружием;
· усиление неравномерности в уровне социально-экономического развития между развивающимися и развитыми странами, обострение энерго-сырьевой, территориальной и других проблем, приводящих к повышению возможности возникновения межгосударственных конфликтов и др.
Появление, быстрое накопление и совершенствование оружия массового поражения, в корне изменило ситуацию в мире. Несмотря на окончание « холодной войны», уход в прошлое стратегического противостояния конфронтирующих социально- экономических систем, военная опасность сохраняется. Все прошлые попытки выйти из этой ситуации не дали положительных результатов.
Переломным моментом стала перестройка в нашей стране, которая одновременно свилась и перестройкой в международных отношениях. Новое политическое мышление сначала с трудом, а затем все более уверенно стало пробивать себе дорогу. Оно подкреплялось серией практических мер, осуществленных СССР в одностороннем порядке: установлением моратория на ядерные взрывы, сокращением вооружений и вооруженных сил в Европе, выводом воинских частей и военной техники с территорий Чехословакии и Венгрии, а также ограниченного контингента войск из Афганистана и др.
Провозглашение и претворение в жизнь оборонительной военной доктрины, предусматривающей ограничение военного потенциала пределами разумной достаточности, сыграли исключительную роль в разрушении стены недоверия между Востоком и Западом. Последовал ряд важных соглашений между СССР и США, направленных на ликвидацию некоторых видов оружия массового поражения: ракет средней и меньшей дальности, химического оружия. Была достигнута договоренность по основным положениям будущего договора о 50%-ном сокращении стратегических наступательных вооружений, по ускорению реализации венских переговоров о сокращении обычных вооружений в Европе.
Первоначально проблемой разоружения были заняты две страны – СССР и США. Но как глобальная проблема она не могла долго замыкаться рамками двух государств. С течением времени к ней стали более осознанно подходить другие страны, в том числе и те, которые возникли на территории бывшего Советского Союза: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, обладающие атомным оружием.
Пути решения проблемы:
· комплексный подход к проблеме разоружения (подключение большего количества стран к договорам об ограничении или уничтожении вооружений; поэтапная ликвидация ОМП и др.);
· демилитаризация экономики стран (конверсия военно-промышленного комплекса);
· строгий международный контроль за нераспространением оружия массового поражения;
· уменьшение напряженности межгосударственных конфликтов политическими мерами;
· сокращение разрыва в уровне социально-экономического развития стран, решение продовольственной и других проблем.
Характер ядерного оружия не дает возможности любому государству военными средствами обеспечить надежность своей обороны. Безопасность каждого государства в отдельности стала зависеть от безопасности других государств. Иначе говоря, безопасности в мире можно добиться лишь совместными усилиями: она может быть либо общей для всех стран, либо ее вообще не может быть.
В настоящее время острота ее немного уменьшилась, но проблема остается достаточно острой.