Соотношение межрегиональных и межконтинентальных туристских потоков в Европе (прибытия)
Годы | Межрегиональные, млн чел. | Межконтинентальные, млн чел. | Суммарный поток, млн чел. | Межконтинентальные, % от суммарных |
239,3 | 31,6 | 270,9 | 11,7 | |
266,6 | 35,9 | 302,5 | 11,9 | |
2000* | 311,4 | 43,2 | 354,6 | 12,2 |
2010* | 396,4 | 58,6 | 455,0. | 12,9 |
*Приведены прогнозы ВТО, сделанные в 1996 г.
Следует отметить, что выполненный в 1996 г. прогноз ВТО на 2000 г. отличается от реальных величин — в действительности рост туристских потоков происходил интенсивнее и общее число туристов, приехавших в Европу в этом году, достиг 403,3 млн, превысив прогнозируемую величину почти на 50 млн человек. Это означает, что глобализация в сфере туризма развивается более высокими темпами, чем ожидалось.
Наибольшие межконтинентальные потоки туристов отмечаются между Европой и Северной Америкой (более 30 млн чел.), а также между Юго-Восточной Азией и Европой (более 15 млн чел.) и между Северной Америкой и Юго-Восточной Азией (более 10 млн чел.). По темпам увеличения потоков лидирует Юго-Восточная Азия.
Прогноз ВТО на 2010 г. выглядит следующим образом: общее число иностранных туристов во всем мире превысит 1 млрд человек, из них 791 млн — межрегиональные туристы, а 215 млн — межконтинентальные (для сравнения: соответствующие цифры за 1995 г. составляли 464 и 101 млн чел.).
Таким образом, предполагается, что за период с 1995 по 2010 г. доля межконтинентальных туристских поездок возрастет в среднем с 22 до 27%, в том числе для Африки — на 5,5, для Америки — на 3,9, для Юго-Восточной Азии — на 6,5, для Европы — на 3,0, для Ближнего Востока — на 7,1 и для Южной Азии — на 6,2%.
Вероятно, террористический акт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке несколько изменил эти межрегиональные соотношения, прежде всего для Ближнего Востока, однако Азия в целом, скорее всего, останется наиболее динамично развивающимся макрорегионом[9]. Так, по прогнозам ВТО, число прибытий в Азию в 2020 г. превысит таковое в Европу, а Китай опередит Францию и займет первое место в мире как самая посещаемая страна, став в то же время четвертой страной по количеству выезжающих туристов.
В целом можно полагать, что общая тенденция увеличения потоков туристов из богатых стран в бедные «развивающиеся», ясно выраженная на протяжении последнего десятилетия, сохранится. Многие из этих стран прилагают большие усилия для поддержки туристской индустрии. Но для ряда стран «третьего мира» бурное развитие международного туризма, а особенно стремление к специализации исключительно на этом сегменте экономики, таит в себе немалую угрозу, сравнимую с той, что неоднократно наносила огромный ущерб странам, специализировавшимся на экспорте какой-либо одной продовольственной культуры или одного вида сырья.
Дело в том, что и конъюнктура туристского рынка, и направление туристских потоков могут стремительно меняться. Поэтому для исключительно «туристских» стран очень важна диверсификация туристского продукта, хотя она и не всегда возможна. Что, например, делать Мальдивской Республике или территории Макао, где доля туризма в валовом продукте составляет соответственно 88 и 40%? По-видимому, таким странам, да и мировому туристскому сообществу в лице ВТО и других международных организаций, следует искать и создавать механизмы, способные защищать их туристский рынок от подобных угроз.
Регионализация, основанная на природной и культурной идентификации, очень близка идеологии экотуризма. Столь же важно освоение идей и принципов культурного туризма туроператорами и другими участниками экотуристских проектов. Особенно же актуальным представляется синтез этих двух направлений туристской индустрии, способный внести существенный вклад в реализацию концепций устойчивого развития туристских регионов.
К сожалению, глобальное развитие стандартизованного массового туризма, преобладающей формой которого остается пляжный туризм, уже нанесло и продолжает наносить многим регионам значительный экологический ущерб. Неблагополучными в целом являются побережья наиболее посещаемых регионов — Средиземноморья, Карибского бассейна, Красного моря, Мальдивских островов.
Классический пример негативного развития представляли собой берега Испании, особенно острова Майорки, в конце периода знаменитого туристского бума. Сплошная застройка побережья отелями, пансионами, концентрация огромных масс туристов в узкой прибрежной зоне привели в начале 1980-х гг. к серьезному загрязнению и самих берегов, и прибрежных морских вод, повлекли за собой кардинальные негативные изменения в сельском хозяйстве, ухудшили социальную обстановку. Возник даже термин «балеаризация» (от Балеарских островов, в состав которых входит Майорка), имеющий сугубо негативное содержание. И только ценой больших усилий ситуацию в некоторых местах испанского побережья (в том числе и на Майорке) удалось улучшить.
Иначе обстоит дело в тех регионах, где ставший очень популярным в последнее время прибрежный туризм характеризуется экотехнологичностью и хорошо спланирован (например, в Ирландии и Скандинавии).
Другой известный пример серьезнейшего ущерба природе — история развития охотничьего туризма в Африке. Массовые сафари, объектом которых была знаменитая африканская пятерка (слон, носорог, буйвол, лев и леопард), начавшиеся в 1920-х гг., привели к почти полному уничтожению носорогов и чрезвычайно опасному сокращению численности остальных животных.
Этот процесс был остановлен только благодаря созданию заповедников и национальных парков. Кроме того, удалось во многом изменить поведение туристов. Теперь африканское сафари означает прежде всего фотоохоту за той же пятеркой и другими обитателями национальных парков. А это уже вполне экологический туризм. В небольших объемах в некоторых африканских странах сохранились и охотничьи сафари, но они уже не причиняют столь катастрофического ущерба, как прежде, хотя моральный вред от такого туризма, особенно в наше время, велик.
Что же ожидает экотуризм в будущем? Затронут ли его негативные проявления глобализации?
Очевидно, классические экотуры в дикую природу, на особо охраняемые территории и акватории (австралийская модель экотуризма) не получат столь массового развития, как пляжный туризм, — просто потому, что этих территорий и акваторий не так уж много на Земле и толпы туристов им противопоказаны. Вместе с тем пляжный туризм может приобретать экологичные формы, как это имеет место в некоторых местах побережья Канарских островов, на острове Маврикий, в ряде районов Бразилии, в Австралии.
Другая перспектива у западноевропейской модели экотуризма. Именно она может стать одним из мультипликаторов экологизации всего туризма. Отчасти это уже и происходит. Так, пропагандируемые ВТО и декларируемые многими туристскими корпорациями принципы устойчивого туризма во многом соответствуют базовым принципам экотуризма и прямо заимствуют некоторые из них.
Основных отличий два: во-первых, устойчивый туризм вовсе не обязательно использует природу в качестве основного ресурса, что вполне естественно, а во-вторых, он не провозглашает образовательный компонент туристских программ как обязательный, хотя и не исключает его. 1
Устойчивый туризм, согласно определению ВТО и Всемирного совета по туризму и путешествиям, — это туризм:
· отвечающий потребностям как туристов, посещающих туристические центры, так и населения последних;
· предполагающий обеспечение и оптимизацию перспектив будущего развития;
· использующий ресурсы таким образом, чтобы удовлетворить экономические, социальные и эстетические потребности, но при этом сохранить культурную уникальность, важнейшие экологические особенности, многообразие биологических видов и жизненно важные системы.
· А вот как формулирует десять принципов устойчивого туризма Шведское агентство по защите окружающей среды [см.: Экотуризм на пути в Россию):
· неистощительное, устойчивое использование природных ресурсов;
· сокращение избыточного потребления и отходов;
· обеспечение сохранения природного, социального и культурного разнообразия;
· тщательное планирование, комплексный подход;
· интеграция туризма в планы регионального развития;
· поддержка местных экономик;
· участие местного населения в развитии туризма и получение им финансовых и других выгод от этой деятельности;
· консультирование заинтересованных лиц и общественности;
· обучение персонала;
· ответственный маркетинг.
Таким образом, развитие экотуризма, с одной стороны, обусловлено и будет обусловливаться глобальным распространением экологического императива. С другой стороны, идеология и практика экотуризма способствуют превращению экологических путешествий в глобальное явление. В подтверждение сказанному приведем краткую характеристику эколого-туристских рынков Великобритании, Германии и Франции, составленную на основе специальных обзоров, подготовленных ВТО в декабре 2001 г. и в июне 2002 г. для Всемирного саммита по экотуризму (Квебек, 2002). ВТО провела изучение рынков экотуризма также в США, Канаде, Испании и Италии.
Все обзоры выполнялись по единой методике. Исследователи придерживались также единого понимания экотуризма и анализировали рынки экотуров в контексте развития природно-ориентированного туризма. Разумеется, ни рынки названных семи стран, ни тем более рынки только Великобритании, Германии и Франции не отражают мировую ситуацию во всей ее полноте. Однако они вполне убедительно свидетельствуют и о некоторых важных общих тенденциях, и о разнообразии региональных ситуаций.
Общими для всех семи исследованных стран эксперты называют следующие тенденции:
· ограниченное использование термина «экотуризм» в маркетинге природно-ориентированных туров;
· сравнительно небольшая доля туристского рынка, занимаемая эколого-туристским сектором (отчасти в связи с тем, что экотуризм практикуют преимущественно небольшие туроператоры);
· тем не менее быстрые темпы развития экотуризма во всех туристских регионах;
· одновременный рост интереса к экотуризму, его развитию и же" лания ознакомиться с жизнью и культурой местных сообществ;
· преобладание среди энтузиастов экотуризма представителей определенных социальных групп — людей с сравнительно высоким уровнем образования, старше 35 лет, преимущественно женщин;
· заметное возрастание озабоченности людей экологическими проблемами.
Наряду с этими общими тенденциями в развитии рынка экотуризма заметны региональные различия.
Великобритания
Среди 200 туроператоров, предлагающих различные природно-ориентированные туры, только 3,5% упоминают в своей рекламе собственно экотуризм, 7,5% упоминают ответственный туризм, 11% — устойчивый туризм и 12% — туризм, заботящийся об окружающей среде (environmental tourism).
Из этих туроператоров 37,5% используют некоторые элементы представлений об экотуризме в маркетинге своего турпродукта. Концепции ответственного туризма используют 46% туроператоров, а концепции устойчивого туризма — 34%.
На туристский рынок Великобритании заметное влияние оказывают крупные неправительственные природоохранные организации, побуждающие и клиентов, и туристскую индустрию в целом уделять больше внимания проблемам сохранения окружающей среды. Так, Британская ассоциация туристских агентств (Association of British Travel Agents) сообщает, что британские туристы готовы платить за тур на 5% больше при условии, что организаторы тура будут содействовать охране природы, поддерживать бизнес местных товаропроизводителей и т.п.
Поданным Ассоциации независимых туроператоров (AITO), 26% британских туристов, приобретающих пакетные туры, руководствуются при выборе программы тура стремлением посетить различные ландшафты, познакомиться с новыми культурами, насладиться пребыванием в дикой природе. Этих туристов туроператоры склонны считать экологически ориентированными, хотя эту их ориентацию нельзя признать вполне устойчивой.
В целом же на британском туристском рынке настоящий экотуризм занимает небольшую нишу. Из всех опрошенных туроператоров 54% сообщили, что за год среди их клиентов экотуристы составили около 500 человек, 19% указали цифру около 1000 человек. Однако в течение последних пяти лет число экотуристов в целом растет.
Туроператоры, специализирующиеся на экотуризме, — это относительно Небольшие компании, 75% из них имеют около 10 сотрудников. Основным Каналом маркетинга экотуров эти компании считают устный, за ним следуют специальные журналы и брошюры, тогда как ярмарки и биржи относятся к наименее эффективному каналу.
Возраст британских экотуристов, как правило, превышает 35 лет, это люди с высоким уровнем образования и средним достатком, женщин среди них несколько больше, чем мужчин. Продолжительность предлагаемых экотуров по Европе составляет в среднем от 3 до 14 дней, за пределами Европы 8— 21 день. Предпочтительных сезонов в течение года нет. Наиболее популярные направления — Непал, Перу, Галапагосские острова. Внутри страны — графства Корнуолл, Норфолк.
Германия
Исследователи германского рынка экотуризма в своем отчете отмечают, что немецкая концепция экотуризма отличается от распространенной в Великобритании и англоязычном мире. Определению экотуризма, принятому в данном исследовании ВТО, более соответствует немецкое понятие «природный туризм», которое включает все формы туризма в природе, а не только путешествия в дикую природу. При этом и определение ВТО, и немецкая концепция предусматривают экологическое образование как существенный компонент тура.
Следует обратить внимание на характерную для экотуристского рынка Германии тенденцию развития — исследователи прогнозируют отсутствие общего заметного роста числа туристов в течение ближайших 10 лет при дальнейшей диверсификации спроса и предложения.
Особенностью Германии можно считать и то обстоятельство, что около 50% немецких туристов четко ориентированы на природный туризм. Кроме того, около трети туристов, т.е. почти 14,5 млн человек, интересуются экотуризмом в его строгом понимании. Этот значительный потенциал почти на 20% уже используется — в экотуризм в настоящее время вовлечены от 1 до 3 млн человек. В ближайшие 5—10 лет ожидается рост числа экотуристов.
Предпочтения немецких экотуристов таковы: небольшие отели, управляемые местными хозяевами, местная кухня, путешествие без постоянного обязательного сопровождения гидами, знакомство с местными культурами, комбинированные программы, включающие не только пребывание в природе, но и объекты культуры, а также спортивные занятия. Предпочитаемые направления — страны Европы (почти 50% туров), из далеких стран классического экотуризма выделяются Коста-Рика, Галапагосские острова и Непал, спросом пользуются также другие страны Азии и Южной Америки. Внутри Германии наиболее популярны Мекленбург-Передняя Померания и «Баварский лес».
Исключительно на экотуризме специализируются 6—8% всех туроператоров Германии. Среди этих 122 преимущественно небольших туристских фирм следует отметить две ассоциации — Форум «Путешествуем иначе» (в нее входит 51 компания) и Объединение «Пеший и приключенческий туризм» (13 компаний).
Главная целевая группа для большинства немецких туроператоров — учителя, причем преимущественно женщины, средний возраст 30—59 лет, это люди с высшим образованием, средним или более высоким доходом. Цены на экотуры в Германии несколько выше, чем на обычные туры. Многие экотуристские программы включают предложения участвовать в социальных или экологических проектах, но в целом стратегии и практика маркетинга в немецком экотуризме не всегда достаточно совершенны и нуждаются в улучшении.
Франция
Туристский рынок Франции заметно отличается от британского и германского — въездной туризм здесь существенно превышает выездной: 76,5 млн прибытий в 2000 г. при 17 млн выездов (для сравнения: выездной поток из Германии в том же году — 73 млн, а из Великобритании — 54 млн).
В понимании экотуризма французские туроператоры придерживаются представлений англоязычного мира. Из 77 туроператоров 25 используют в своих рекламных буклетах концепции экотуризма, 40% туроператоров сообщают о разработанных и применяемых ими кодексах поведения, побуждающих клиентов к сохранению местной природы и культуры. Все туроператоры полагают, что природный туризм и экотуризм будут успешно развиваться в ближайшие годы.
Французские экотуристы предпочитают не покупать пакетные экотуры, 70% из них сами формируют программы своих путешествий, консультируясь с профессиональными организаторами экотуризма. Средний, возраст французских экотуристов 35—50 лет, женщин среди них несколько больше, чем мужчин, большинство направляется в страны Европы (в Австрию, Ирландию, Швейцарию, Скандинавию) или не выезжает за пределы Франции. Продолжительность туров по Европе не превышает двух недель, а по Франции поездки занимают два дня в конце недели. Из других континентов более всего посещаемы Африка — Марокко, Маврикий, Мадагаскар (суммарно 34%), Южная Америка (28%) и Азия (24%).
Цены на экотуры во Франции не выше, чем на другие туры, или даже ниже. При выборе маршрута и туроператора французские экотуристы руководствуются в большей мере культурными интересами, чем экологическими. При этом около 60% из них полагают, что не находят в материалах турфирм Достаточной информации о возможностях познакомиться с природой тех стран, куда им предлагают поехать.
Маркетинг экотуризма во Франции ведется традиционными методами. Эффективным каналом продвижения своей продукции туроператоры считают выставки и ярмарки, но в последнее время отдают предпочтение не самым крупным из них, а региональным, имеющим тематическую направленность. Бронирование экотуров по Интернету составляет около 15% общего числа продаж.
ГЛАВА 10
ЭКОЛОГО-КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ
На фоне развития глобальных экологических проблем в общественном сознании появилось и стало укрепляться понимание того, что экологическое мировоззрение представляет собой необходимый и важнейший компонент кульп уры. Приходится, однако, признать, что, несмотря на значительные усилия многих ученых, политиков, общественных организаций, средств массовой информации, следование экологическому императиву не является нормой поведения для большинства землян. Между тем экологически осмысленное поведение должно стать естественной, как бы инстинктивной нормой для каждого человека, будь то слесарь, клерк, шофер, музыкант или представитель какой-либо другой профессии. Причем в достаточно сжатые сроки. Иначе наше общее будущее по-прежнему будут определять вульгарно понимаемая экономическая выгода и соответствующие ей недружественные биосфере технологии с их неизбежными последствиями — глобальными экологическими кризисами и катастрофами.
Рефлекторно реализуемое экологическое поведение не возникнет только лишь благодаря «книжному» знанию, школьному или даже университетскому, но умозрительному обучению. Ведь экологический императив обретет действенность только в том случае, если каждый живущий на Земле человек сможет:
· понять экологические нормы, основанные на законах природы и социума,
· принять их мировоззренчески
· и поступить адекватно.
Как же сформировать современную культуру, органично включающую в себя и личные, и общественные экологические нормы? Как совместить эти три необходимых и достаточных установки — понять, принять и поступить?
В ранних традиционных обществах экологическая естественность поведения, очевидно, основывалась не столько на глубоком понимании природных и общественных закономерностей, сколько на опыте многих поколений. Вместе с тем экологически очень действенное и органичное слияние духа и природы в эллинской культуре — это явление уже вполне мировоззренческое. Но как формировалось эллинистическое мировоззрение мы, к сожалению, знаем недостаточно. Вероятно, огромную роль сыграло расширение эллинского мира и взаимодействие между составляющими его различными обществами, культурами и традициями.
В индустриальном обществе экологичность поведения оказалась в значительной мере утраченной — возобладали иллюзии о безграничном могуществе человека, о человеке — царе природы. Вспомним хотя бы наш знаменитый лозунг, особенно популярный в 1950-х гг.: «Мы не можем ждать милостей от природы! Взять их у нее — наша задача». Другой известнейший лозунг можно 5ыло еще недавно увидеть невдалеке от Краснодара: «Течет вода Кубань-реки, куда велят большевики».
Впрочем, иллюзиям о могуществе человека были подвержены и мыслители эпохи Возрождения, и даже столь склонный к натурфилософии Гёте, страстно призывавший к покорению природы в последней главе «Фауста».
Восстановить экологическую органичность культуры в постиндустриальном обществе, но уже через осознание как законов природы и общества, так и экологической этики — жизненно важная задача. Ее решению, безусловно, должно помочь обращение к сохранившимся экологически ценным традициям. Обеспечить живое соприкосновение с этими традициями может и должно логичное соединение экологически и культурно ориентированных сюжетов в программах эколого-культурных туров.
Тематика, программы, концепции эколого-культурных туров и программ, безусловно, должны включать широкий спектр сюжетов, осуществление которых сопряжено с решением множества сложных и интересных задач. Это не собственно узкие технологические задачи построения эколого-туристских программ, но именно те задачи, от Решения которых зависит успешное развитие эколого-культурного туризма и решению которых он должен способствовать, подобно тому как экотуризм должен способствовать решению природоохранных и социально-экономических задач.
Можно указать четыре основные группы таких задач.
1. Описание основных эколого-культурных концепций, их истории и значения в современном контексте, в том числе:
· экологической культуры древних и современных традиционных обществ;
· концепции устойчивого развития постиндустриального общества и «глобальной деревни».
2. Систематизация основных экологических компонентов традиционной и современной культуры:
· экологически устойчивых традиционных форм и элементов природопользования в различных природных и исторических условиях;
· проявлений экологического императива в обрядах, верованиях, фольклоре и иной художественной деятельности народов;
· современных экологической этики, политики, образования, технологий.
3. Выявление и анализ эколого-культурного наследия и современной экологической культуры российских регионов:
· этнических и социальных групп — носителей традиционной экологической культуры, их трудовой и иной деятельности;
· территорий традиционного природопользования, их состояния и статуса;
· памятников экологической культуры (объектов природы, коллекций и др.);
· существующих эколого-культурных организаций и программ;
· экологических воззрений и поведения граждан в городах и в сельской местности.
4. Развитие методов описания и оценки эколого-культурного наследия/потенциала и современных форм экологической культуры:
· историко-этнологического анализа;
· эколого-социологических исследований;
· инвентаризации, паспортизации, разработки баз данных.
С учетом сказанного можно следующим образом охарактеризовать основные принципы организации эколого-культурных туров и программ. Такие туры (программы) должны:
· быть ориентированными на использование различных форм и типов природопользования в качестве основного туристского ресурса (объекта);
· показывать взаимные адаптации социума, хозяйства и природы, особенно в контексте концепций культурного ландшафта;
· демонстрировать проявления прошлых, настоящих и возможных в будущем природных и социально-экономических проблем природопользования;
· указывать пути решения или смягчения хотя бы некоторых из этих проблем;
· строиться таким образом, чтобы туристские программы (туры) служили как минимум поддерживающим, а в некоторых случаях и системообразующим компонентом культурного ландшафта;
· соответствовать основным общим принципам экотуризма.