Соотношение межрегиональных и межконтинентальных туристских потоков в Европе (прибытия)

Годы Межрегио­нальные, млн чел. Межконти­нентальные, млн чел. Суммарный поток, млн чел. Межконтинен­тальные, % от суммарных
239,3 31,6 270,9 11,7
266,6 35,9 302,5 11,9
2000* 311,4 43,2 354,6 12,2
2010* 396,4 58,6 455,0. 12,9

*Приведены прогнозы ВТО, сделанные в 1996 г.

Следует отметить, что выполненный в 1996 г. прогноз ВТО на 2000 г. отличается от реальных величин — в действительности рост турист­ских потоков происходил интенсивнее и общее число туристов, при­ехавших в Европу в этом году, достиг 403,3 млн, превысив прогнози­руемую величину почти на 50 млн человек. Это означает, что глобализация в сфере туризма развивается более высокими темпами, чем ожидалось.

Наибольшие межконтинентальные потоки туристов отмечаются между Европой и Северной Америкой (более 30 млн чел.), а также между Юго-Восточной Азией и Европой (более 15 млн чел.) и между Северной Америкой и Юго-Восточной Азией (более 10 млн чел.). По темпам увеличения потоков лидирует Юго-Восточная Азия.

Прогноз ВТО на 2010 г. выглядит следующим образом: общее число иностранных туристов во всем мире превысит 1 млрд человек, из них 791 млн — межрегиональные туристы, а 215 млн — межконтинен­тальные (для сравнения: соответствующие цифры за 1995 г. составля­ли 464 и 101 млн чел.).

Таким образом, предполагается, что за период с 1995 по 2010 г. доля межконтинентальных туристских поездок возрастет в среднем с 22 до 27%, в том числе для Африки — на 5,5, для Америки — на 3,9, для Юго-Восточной Азии — на 6,5, для Европы — на 3,0, для Ближне­го Востока — на 7,1 и для Южной Азии — на 6,2%.

Вероятно, террористический акт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке несколько изменил эти межрегиональные соотношения, прежде всего для Ближнего Востока, однако Азия в целом, скорее всего, останет­ся наиболее динамично развивающимся макрорегионом[9]. Так, по прогнозам ВТО, число прибытий в Азию в 2020 г. превысит таковое в Европу, а Китай опередит Францию и займет первое место в мире как самая посещаемая страна, став в то же время четвертой страной по ко­личеству выезжающих туристов.

В целом можно полагать, что общая тенденция увеличения пото­ков туристов из богатых стран в бедные «развивающиеся», ясно выра­женная на протяжении последнего десятилетия, сохранится. Многие из этих стран прилагают большие усилия для поддержки туристской индустрии. Но для ряда стран «третьего мира» бурное развитие меж­дународного туризма, а особенно стремление к специализации ис­ключительно на этом сегменте экономики, таит в себе немалую угро­зу, сравнимую с той, что неоднократно наносила огромный ущерб странам, специализировавшимся на экспорте какой-либо одной про­довольственной культуры или одного вида сырья.

Дело в том, что и конъюнктура туристского рынка, и направление туристских потоков могут стремительно меняться. Поэтому для ис­ключительно «туристских» стран очень важна диверсификация ту­ристского продукта, хотя она и не всегда возможна. Что, например, делать Мальдивской Республике или территории Макао, где доля ту­ризма в валовом продукте составляет соответственно 88 и 40%? По-видимому, таким странам, да и мировому туристскому сообществу в лице ВТО и других международных организаций, следует искать и создавать механизмы, способные защищать их туристский рынок от по­добных угроз.

Регионализация, основанная на природной и культурной иденти­фикации, очень близка идеологии экотуризма. Столь же важно осво­ение идей и принципов культурного туризма туроператорами и други­ми участниками экотуристских проектов. Особенно же актуальным представляется синтез этих двух направлений туристской индустрии, способный внести существенный вклад в реализацию концепций ус­тойчивого развития туристских регионов.

К сожалению, глобальное развитие стандартизованного массового туризма, преобладающей формой которого остается пляжный туризм, уже нанесло и продолжает наносить многим регионам значительный экологический ущерб. Неблагополучными в целом являются побере­жья наиболее посещаемых регионов — Средиземноморья, Карибско­го бассейна, Красного моря, Мальдивских островов.

Классический пример негативного развития представляли собой берега Испании, особенно острова Майорки, в конце периода знаме­нитого туристского бума. Сплошная застройка побережья отелями, пансионами, концентрация огромных масс туристов в узкой при­брежной зоне привели в начале 1980-х гг. к серьезному загрязнению и самих берегов, и прибрежных морских вод, повлекли за собой карди­нальные негативные изменения в сельском хозяйстве, ухудшили со­циальную обстановку. Возник даже термин «балеаризация» (от Балеарских островов, в состав которых входит Майорка), имеющий сугубо негативное содержание. И только ценой больших усилий ситуацию в некоторых местах испанского побережья (в том числе и на Майорке) удалось улучшить.

Иначе обстоит дело в тех регионах, где ставший очень популярным в последнее время прибрежный туризм характеризуется экотехнологичностью и хорошо спланирован (например, в Ирландии и Сканди­навии).

Другой известный пример серьезнейшего ущерба природе — исто­рия развития охотничьего туризма в Африке. Массовые сафари, объ­ектом которых была знаменитая африканская пятерка (слон, носорог, буйвол, лев и леопард), начавшиеся в 1920-х гг., привели к почти пол­ному уничтожению носорогов и чрезвычайно опасному сокращению численности остальных животных.

Этот процесс был остановлен только благодаря созданию заповед­ников и национальных парков. Кроме того, удалось во многом изме­нить поведение туристов. Теперь африканское сафари означает преж­де всего фотоохоту за той же пятеркой и другими обитателями национальных парков. А это уже вполне экологический туризм. В не­больших объемах в некоторых африканских странах сохранились и охотничьи сафари, но они уже не причиняют столь катастрофическо­го ущерба, как прежде, хотя моральный вред от такого туризма, осо­бенно в наше время, велик.

Что же ожидает экотуризм в будущем? Затронут ли его негативные проявления глобализации?

Очевидно, классические экотуры в дикую природу, на особо охра­няемые территории и акватории (австралийская модель экотуризма) не получат столь массового развития, как пляжный туризм, — просто потому, что этих территорий и акваторий не так уж много на Земле и толпы туристов им противопоказаны. Вместе с тем пляжный туризм может приобретать экологичные формы, как это имеет место в неко­торых местах побережья Канарских островов, на острове Маврикий, в ряде районов Бразилии, в Австралии.

Другая перспектива у западноевропейской модели экотуризма. Именно она может стать одним из мультипликаторов экологизации всего туризма. Отчасти это уже и происходит. Так, пропагандируемые ВТО и декларируемые многими туристскими корпорациями принци­пы устойчивого туризма во многом соответствуют базовым принци­пам экотуризма и прямо заимствуют некоторые из них.

Основных отличий два: во-первых, устойчивый туризм вовсе не обязательно использует природу в качестве основного ресурса, что вполне естественно, а во-вторых, он не провозглашает образователь­ный компонент туристских программ как обязательный, хотя и не ис­ключает его. 1

Устойчивый туризм, согласно определению ВТО и Всемирного со­вета по туризму и путешествиям, — это туризм:

· отвечающий потребностям как туристов, посещающих туристи­ческие центры, так и населения последних;

· предполагающий обеспечение и оптимизацию перспектив буду­щего развития;

· использующий ресурсы таким образом, чтобы удовлетворить экономические, социальные и эстетические потребности, но при этом сохранить культурную уникальность, важнейшие экологические особенности, многообразие биологических видов и жизненно важные системы.

· А вот как формулирует десять принципов устойчивого туризма Шведское агентство по защите окружающей среды [см.: Экотуризм на пути в Россию):

· неистощительное, устойчивое использование природных ресурсов;

· сокращение избыточного потребления и отходов;

· обеспечение сохранения природного, социального и культурного разнообразия;

· тщательное планирование, комплексный подход;

· интеграция туризма в планы регионального развития;

· поддержка местных экономик;

· участие местного населения в развитии туризма и получение им финансовых и других выгод от этой деятельности;

· консультирование заинтересованных лиц и общественности;

· обучение персонала;

· ответственный маркетинг.

Таким образом, развитие экотуризма, с одной стороны, обуслов­лено и будет обусловливаться глобальным распространением эко­логического императива. С другой стороны, идеология и практика экотуризма способствуют превращению экологических путешест­вий в глобальное явление. В подтверждение сказанному приведем краткую характеристику эколого-туристских рынков Великобрита­нии, Германии и Франции, составленную на основе специальных обзоров, подготовленных ВТО в декабре 2001 г. и в июне 2002 г. для Всемирного саммита по экотуризму (Квебек, 2002). ВТО провела изучение рынков экотуризма также в США, Канаде, Испании и Италии.

Все обзоры выполнялись по единой методике. Исследователи при­держивались также единого понимания экотуризма и анализировали рынки экотуров в контексте развития природно-ориентированного туризма. Разумеется, ни рынки названных семи стран, ни тем более рынки только Великобритании, Германии и Франции не отражают мировую ситуацию во всей ее полноте. Однако они вполне убедитель­но свидетельствуют и о некоторых важных общих тенденциях, и о раз­нообразии региональных ситуаций.

Общими для всех семи исследованных стран эксперты называют следующие тенденции:

· ограниченное использование термина «экотуризм» в маркетинге природно-ориентированных туров;

· сравнительно небольшая доля туристского рынка, занимаемая эколого-туристским сектором (отчасти в связи с тем, что экотуризм практикуют преимущественно небольшие туроператоры);

· тем не менее быстрые темпы развития экотуризма во всех турист­ских регионах;

· одновременный рост интереса к экотуризму, его развитию и же" лания ознакомиться с жизнью и культурой местных сообществ;

· преобладание среди энтузиастов экотуризма представителей оп­ределенных социальных групп — людей с сравнительно высоким уровнем образования, старше 35 лет, преимущественно женщин;

· заметное возрастание озабоченности людей экологическими проблемами.

Наряду с этими общими тенденциями в развитии рынка экотуриз­ма заметны региональные различия.

Великобритания

Среди 200 туроператоров, предлагающих различные природно-ориентированные туры, только 3,5% упоминают в своей рекламе собственно экоту­ризм, 7,5% упоминают ответственный туризм, 11% — устойчивый туризм и 12% — туризм, заботящийся об окружающей среде (environmental tourism).

Из этих туроператоров 37,5% используют некоторые элементы представ­лений об экотуризме в маркетинге своего турпродукта. Концепции ответ­ственного туризма используют 46% туроператоров, а концепции устойчивого туризма — 34%.

На туристский рынок Великобритании заметное влияние оказывают круп­ные неправительственные природоохранные организации, побуждающие и кли­ентов, и туристскую индустрию в целом уделять больше внимания проблемам со­хранения окружающей среды. Так, Британская ассоциация туристских агентств (Association of British Travel Agents) сообщает, что британские туристы готовы пла­тить за тур на 5% больше при условии, что организаторы тура будут содействовать охране природы, поддерживать бизнес местных товаропроизводителей и т.п.

Поданным Ассоциации независимых туроператоров (AITO), 26% британ­ских туристов, приобретающих пакетные туры, руководствуются при выборе программы тура стремлением посетить различные ландшафты, познакомить­ся с новыми культурами, насладиться пребыванием в дикой природе. Этих ту­ристов туроператоры склонны считать экологически ориентированными, хо­тя эту их ориентацию нельзя признать вполне устойчивой.

В целом же на британском туристском рынке настоящий экотуризм зани­мает небольшую нишу. Из всех опрошенных туроператоров 54% сообщили, что за год среди их клиентов экотуристы составили около 500 человек, 19% указали цифру около 1000 человек. Однако в течение последних пяти лет чис­ло экотуристов в целом растет.

Туроператоры, специализирующиеся на экотуризме, — это относительно Небольшие компании, 75% из них имеют около 10 сотрудников. Основным Каналом маркетинга экотуров эти компании считают устный, за ним следуют специальные журналы и брошюры, тогда как ярмарки и биржи относятся к наименее эффективному каналу.

Возраст британских экотуристов, как правило, превышает 35 лет, это лю­ди с высоким уровнем образования и средним достатком, женщин среди них несколько больше, чем мужчин. Продолжительность предлагаемых экотуров по Европе составляет в среднем от 3 до 14 дней, за пределами Европы 8— 21 день. Предпочтительных сезонов в течение года нет. Наиболее популярные направления — Непал, Перу, Галапагосские острова. Внутри страны — граф­ства Корнуолл, Норфолк.

Германия

Исследователи германского рынка экотуризма в своем отчете отмечают, что немецкая концепция экотуризма отличается от распространенной в Ве­ликобритании и англоязычном мире. Определению экотуризма, принятому в данном исследовании ВТО, более соответствует немецкое понятие «природ­ный туризм», которое включает все формы туризма в природе, а не только пу­тешествия в дикую природу. При этом и определение ВТО, и немецкая кон­цепция предусматривают экологическое образование как существенный компонент тура.

Следует обратить внимание на характерную для экотуристского рынка Германии тенденцию развития — исследователи прогнозируют отсутствие об­щего заметного роста числа туристов в течение ближайших 10 лет при даль­нейшей диверсификации спроса и предложения.

Особенностью Германии можно считать и то обстоятельство, что около 50% немецких туристов четко ориентированы на природный туризм. Кроме того, около трети туристов, т.е. почти 14,5 млн человек, интересуются экотуризмом в его строгом понимании. Этот значительный потенциал почти на 20% уже используется — в экотуризм в настоящее время вовлечены от 1 до 3 млн человек. В ближайшие 5—10 лет ожидается рост числа экотуристов.

Предпочтения немецких экотуристов таковы: небольшие отели, управляе­мые местными хозяевами, местная кухня, путешествие без постоянного обяза­тельного сопровождения гидами, знакомство с местными культурами, комби­нированные программы, включающие не только пребывание в природе, но и объекты культуры, а также спортивные занятия. Предпочитаемые направле­ния — страны Европы (почти 50% туров), из далеких стран классического эко­туризма выделяются Коста-Рика, Галапагосские острова и Непал, спросом пользуются также другие страны Азии и Южной Америки. Внутри Германии наиболее популярны Мекленбург-Передняя Померания и «Баварский лес».

Исключительно на экотуризме специализируются 6—8% всех туроперато­ров Германии. Среди этих 122 преимущественно небольших туристских фирм следует отметить две ассоциации — Форум «Путешествуем иначе» (в нее вхо­дит 51 компания) и Объединение «Пеший и приключенческий туризм» (13 компаний).

Главная целевая группа для большинства немецких туроператоров — учителя, причем преимущественно женщины, средний возраст 30—59 лет, это люди с выс­шим образованием, средним или более высоким доходом. Цены на экотуры в Германии несколько выше, чем на обычные туры. Многие экотуристские про­граммы включают предложения участвовать в социальных или экологических проектах, но в целом стратегии и практика маркетинга в немецком экотуризме не всегда достаточно совершенны и нуждаются в улучшении.

Франция

Туристский рынок Франции заметно отличается от британского и герман­ского — въездной туризм здесь существенно превышает выездной: 76,5 млн прибытий в 2000 г. при 17 млн выездов (для сравнения: выездной поток из Германии в том же году — 73 млн, а из Великобритании — 54 млн).

В понимании экотуризма французские туроператоры придерживаются представлений англоязычного мира. Из 77 туроператоров 25 используют в своих рекламных буклетах концепции экотуризма, 40% туроператоров сооб­щают о разработанных и применяемых ими кодексах поведения, побуждаю­щих клиентов к сохранению местной природы и культуры. Все туроператоры полагают, что природный туризм и экотуризм будут успешно развиваться в ближайшие годы.

Французские экотуристы предпочитают не покупать пакетные экотуры, 70% из них сами формируют программы своих путешествий, консультируясь с профессиональными организаторами экотуризма. Средний, возраст фран­цузских экотуристов 35—50 лет, женщин среди них несколько больше, чем мужчин, большинство направляется в страны Европы (в Австрию, Ирлан­дию, Швейцарию, Скандинавию) или не выезжает за пределы Франции. Продолжительность туров по Европе не превышает двух недель, а по Фран­ции поездки занимают два дня в конце недели. Из других континентов более всего посещаемы Африка — Марокко, Маврикий, Мадагаскар (суммарно 34%), Южная Америка (28%) и Азия (24%).

Цены на экотуры во Франции не выше, чем на другие туры, или даже ни­же. При выборе маршрута и туроператора французские экотуристы руковод­ствуются в большей мере культурными интересами, чем экологическими. При этом около 60% из них полагают, что не находят в материалах турфирм Достаточной информации о возможностях познакомиться с природой тех стран, куда им предлагают поехать.

Маркетинг экотуризма во Франции ведется традиционными методами. Эф­фективным каналом продвижения своей продукции туроператоры считают вы­ставки и ярмарки, но в последнее время отдают предпочтение не самым крупным из них, а региональным, имеющим тематическую направленность. Бронирование экотуров по Интернету составляет около 15% общего числа продаж.

ГЛАВА 10

ЭКОЛОГО-КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ

На фоне развития глобальных экологических проблем в обществен­ном сознании появилось и стало укрепляться понимание того, что экологическое мировоззрение представляет собой необходимый и важ­нейший компонент кульп уры. Приходится, однако, признать, что, не­смотря на значительные усилия многих ученых, политиков, обще­ственных организаций, средств массовой информации, следование экологическому императиву не является нормой поведения для большинства землян. Между тем экологически осмысленное пове­дение должно стать естественной, как бы инстинктивной нормой для каждого человека, будь то слесарь, клерк, шофер, музыкант или представитель какой-либо другой профессии. Причем в достаточно сжатые сроки. Иначе наше общее будущее по-прежнему будут опре­делять вульгарно понимаемая экономическая выгода и соответству­ющие ей недружественные биосфере технологии с их неизбежными последствиями — глобальными экологическими кризисами и катас­трофами.

Рефлекторно реализуемое экологическое поведение не возникнет только лишь благодаря «книжному» знанию, школьному или даже университетскому, но умозрительному обучению. Ведь экологичес­кий императив обретет действенность только в том случае, если каж­дый живущий на Земле человек сможет:

· понять экологические нормы, основанные на законах природы и со­циума,

· принять их мировоззренчески

· и поступить адекватно.

Как же сформировать современную культуру, органично включаю­щую в себя и личные, и общественные экологические нормы? Как совместить эти три необходимых и достаточных установки — понять, принять и поступить?

В ранних традиционных обществах экологическая естественность поведения, очевидно, основывалась не столько на глубоком понима­нии природных и общественных закономерностей, сколько на опыте многих поколений. Вместе с тем экологически очень действенное и органичное слияние духа и природы в эллинской культуре — это яв­ление уже вполне мировоззренческое. Но как формировалось элли­нистическое мировоззрение мы, к сожалению, знаем недостаточно. Вероятно, огромную роль сыграло расширение эллинского мира и взаимодействие между составляющими его различными обществами, культурами и традициями.

В индустриальном обществе экологичность поведения оказалась в значительной мере утраченной — возобладали иллюзии о безгранич­ном могуществе человека, о человеке — царе природы. Вспомним хо­тя бы наш знаменитый лозунг, особенно популярный в 1950-х гг.: «Мы не можем ждать милостей от природы! Взять их у нее — наша за­дача». Другой известнейший лозунг можно 5ыло еще недавно увидеть невдалеке от Краснодара: «Течет вода Кубань-реки, куда велят боль­шевики».

Впрочем, иллюзиям о могуществе человека были подвержены и мыслители эпохи Возрождения, и даже столь склонный к натурфило­софии Гёте, страстно призывавший к покорению природы в послед­ней главе «Фауста».

Восстановить экологическую органичность культуры в постиндус­триальном обществе, но уже через осознание как законов природы и общества, так и экологической этики — жизненно важная задача. Ее решению, безусловно, должно помочь обращение к сохранившимся экологически ценным традициям. Обеспечить живое соприкоснове­ние с этими традициями может и должно логичное соединение эколо­гически и культурно ориентированных сюжетов в программах эколого-культурных туров.

Тематика, программы, концепции эколого-культурных туров и программ, безусловно, должны включать широкий спектр сюжетов, осуществление которых сопряжено с решением множества сложных и интересных задач. Это не собственно узкие технологические задачи построения эколого-туристских программ, но именно те задачи, от Решения которых зависит успешное развитие эколого-культурного туризма и решению которых он должен способствовать, подобно тому как экотуризм должен способствовать решению природоохранных и социально-экономических задач.

Можно указать четыре основные группы таких задач.

1. Описание основных эколого-культурных концепций, их исто­рии и значения в современном контексте, в том числе:

· экологической культуры древних и современных традицион­ных обществ;

· концепции устойчивого развития постиндустриального обще­ства и «глобальной деревни».

2. Систематизация основных экологических компонентов тради­ционной и современной культуры:

· экологически устойчивых традиционных форм и элементов природопользования в различных природных и исторических условиях;

· проявлений экологического императива в обрядах, верова­ниях, фольклоре и иной художественной деятельности на­родов;

· современных экологической этики, политики, образования, технологий.

3. Выявление и анализ эколого-культурного наследия и современ­ной экологической культуры российских регионов:

· этнических и социальных групп — носителей традиционной экологической культуры, их трудовой и иной деятельности;

· территорий традиционного природопользования, их состоя­ния и статуса;

· памятников экологической культуры (объектов природы, кол­лекций и др.);

· существующих эколого-культурных организаций и программ;

· экологических воззрений и поведения граждан в городах и в сельской местности.

4. Развитие методов описания и оценки эколого-культурного на­следия/потенциала и современных форм экологической культуры:

· историко-этнологического анализа;

· эколого-социологических исследований;

· инвентаризации, паспортизации, разработки баз данных.

С учетом сказанного можно следующим образом охарактеризовать основные принципы организации эколого-культурных туров и программ. Такие туры (программы) должны:

· быть ориентированными на использование различных форм и типов природопользования в качестве основного туристского ресурса (объекта);

· показывать взаимные адаптации социума, хозяйства и природы, особенно в контексте концепций культурного ландшафта;

· демонстрировать проявления прошлых, настоящих и возможных в будущем природных и социально-экономических проблем приро­допользования;

· указывать пути решения или смягчения хотя бы некоторых из этих проблем;

· строиться таким образом, чтобы туристские программы (туры) служили как минимум поддерживающим, а в некоторых случаях и си­стемообразующим компонентом культурного ландшафта;

· соответствовать основным общим принципам экотуризма.

Наши рекомендации